Как научиться читать стихи

admin Рубрика: Заметки на полях, Интересные странички,Метки: , ,
Комментарии выключены

как читать стихиУ нас в театральной школе мне иногда задают вопросы, как научиться читать стихи. Я отсылаю всех к моему видеокурсу «Как поступить в театральный вуз», в котором я рассказываю об этом ОЧЕНЬ подробно. Но кто-то до него так и не доходит. Отдавая себе отчет, что вопрос этот все-таки не праздный, и многим бы хотелось это знать — я и решил рассказать об этом весьма развернуто и во всеуслышание.

Начнем с того, что данная статья — не методологического характера, как многие мои статьи, размещенные в настоящем блоге. То есть, ниже я НЕ буду давать ТЕХНИКУ разбора. Но я буду говорить о том, что находится ЗА ней, и что составляет СУТЬ самой методологии.

В основе методологии разбора и прочтения текстов различного жанра и направленности есть принцип «подложки», при котором Вы используете собственные чувства и эмоции («чувственные образы»). Чувственный образ — ключевой элемент в присвоении любого текста.

Итак, возьмем в качестве примера кусочек из поэмы Роберта Рождественского «Реквием». Кусок — следующий:

Вечная слава героям!
Слава героям!
Слава!!

…Но зачем она им, эта слава,—
мертвым?
Для чего она им, эта слава,—
павшим?
Все живое —
спасшим.
Себя —
не спасшим.
Для чего она им, эта слава,—
мертвым?..

Если молнии в тучах заплещутся жарко,
и огромное небо
от грома
оглохнет,
если крикнут все люди земного шара,—
ни один из погибших
даже не вздрогнет.

Знаю:
солнце в пустые глазницы не брызнет!
Знаю:
песня тяжелых могил не откроет!
Но от имени сердца,
от имени жизни,
повторяю!
Вечная
Слава
Героям!..

И бессмертные гимны,
прощальные гимны
над бессонной планетой плывут величаво…
Пусть не все герои,—
те,
кто погибли,—
павшим
вечная слава!
Вечная слава!!

Вспомним всех поименно,
горем вспомним своим…
Это нужно —
не мертвым!
Это надо —
живым!
Вспомним гордо и прямо
погибших в борьбе…

Есть великое право:
забывать
о себе!
Есть высокое право:
пожелать
и посметь!..

Стала

вечною славой
мгновенная
смерть!

С чего нужно начинать работу над стихом? С того, что нужно... включить мозги. А именно — ВЧИТАТЬСЯ в каждое слово и попытаться понять (ощутить) ОЧЕНЬ конкретный смысл КАЖДОГО куска. Начнем с начала.

1) Вечная слава героям!
Слава героям!
Слава!!

Вы как собираетесь читать этот кусок? Пафосно и неторопливо, как диктор Центрального телевидения? Нет, нет и нет! Помните: любой текст нуждается в ПОЛНОМ Вашем осмыслении и ПОНИМАНИИ. Он должен стать ВАШИМ (в буквальном смысле этого слова). На сцене нет и никогда не было никого, кроме Вас. Слушают Вас, а не автора. Автора все давно знают, он молодец. Но зрители пришли слушать ВАС. А это налагает ОЧЕНЬ большую ответственность на чтеца. Ибо — можно что-то не знать. Но нужно ПЫТАТЬСЯ знать. И я Вам сейчас покажу, что я имею в виду.

«Вечная слава героям» — лозунг, не так ли? Он затерт до дыр. Этакий словесный мем. Его ценность уже давно выхолостилась, он — для пышных и шумных шествий в канун праздников победы. И если мы захотим кого-то помянуть — эти ли слова мы будем говорить? Вряд ли. Конечно же, нет. И этот кусок надо читать, ВСЛУШИВАЯСЬ в звон каждого слова. И с последующим пониманием, что значение этих слов давно умерло.

2) …Но зачем она им, эта слава,—
мертвым?
Для чего она им, эта слава,—
павшим?
Все живое —
спасшим.
Себя —
не спасшим.
Для чего она им, эта слава,—
мертвым?..

Читать этот кусок нужно, как будто Вы обращаетесь к детям. «Прописные истины». Вы только вдумайтесь: миллионы человек произносят «Слава героям», ни разу даже не понимая ЗНАЧЕНИЯ этих слов. Абсолютно заученно и автоматически. А вот попробуйте это сказать по-другому? Своими словами. Не получается? И это естественно. Потому что — если Вам нужно сказать слово «спасибо» ОЧЕНЬ конкретному человеку за ОЧЕНЬ конкретную помощь — Вы будете использовать совсем другие слова. Теплые, искренние, тонкие. СВОИ.

Умершим людям говорить ничего не надо (они уже все сказали своими делами, они Вас не услышат, это бессмысленно). И тот, кто поет им какие-то лозунги — глупый человек. Помните: когда мы поем оды умершим — не о них мы говорим прежде всего, а о себе. И что — мы будем так банально говорить о себе?

Вот что нужно «подкладывать» в этот кусок.

3) Если молнии в тучах заплещутся жарко,
и огромное небо
от грома
оглохнет,
если крикнут все люди земного шара,—
ни один из погибших
даже не вздрогнет.

Казалось бы, данный кусок повторяет мысль первого куска, без продолжения. Но Вам ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно найти это продолжение. Какая тут основная мысль? Просто подумайте, а что бы было в действительности, если бы все люди на Земле — крикнули бы в один момент. Конечно, это что-то из области фантастики. Ну, а допустим? Что бы произошло? Вихрь, тайфун, ценами? Армагеддон какой-то бы случился. МИРОВОЙ катаклизм. Сила ли это? Конечно да. Просто подумайте об этом, читая эту строку. И удивитесь (ужаснитесь) воображаемому эффекту.

Итак, вот две основные мысли у нас в двух кусках. Мысль первая: кричать лозунги (особенно умершим) — глупо, нелепо, и ПОЛНОСТЬЮ бессмысленно. Тот, кто это делает — говорит о себе самом. И если он делает это ТАКИМ пафосным языком — он полный... (дальше писать не буду, подставьте нужное слово сами).

Мысль вторая: на Земле существуют великие силы. Созидательные или разрушительные. Но даже они НИЧЕГО не могут поменять в существующем мировом порядке. Нет той силы, которая поменяла бы. И тогда — получается — все бессмысленно?

Нет. Почему — читайте далее.

4) Знаю:
солнце в пустые глазницы не брызнет!
Знаю:
песня тяжелых могил не откроет!
Но от имени сердца,
от имени жизни,
повторяю!
Вечная
Слава
Героям!..

Что будем «вытаскивать» из этого куска? Давайте пойдем построчно:

«Знаю: солнце в пустые глазницы не брызнет!

Знаю: песня тяжелых могил не откроет!»

Давайте рассуждать. Что имел в виду автор под «пустыми глазницами»? Я бы сказал так, что под пустыми глазницами имеются в виду люди, которые не хотят слышать и понимать. Раз так — то и высшее понимание им недоступно. Господь не сможет им ничего дать. «Песня тяжелых могил не откроет». Вроде как, все понятно? А где же Вы в этой фразе? Я бы сюда подкладывал следующее: чтобы ПОМЯНУТЬ мертвых — не надо петь им лозунги. Надо что-то другое. А что? Читайте далее.

Итак, мысль третья: кому все равно — тому все равно и будет. Мысль четвертая: и уж тем более, если тот, кому все равно — будет еще и петь лозунги — тогда получится вообще какой-то идиотизм.

Ход моих мыслей при трактовании и понимании стиха — необязательно копировать. У Вас может (и должно) быть что-то другое. Но оно должно БЫТЬ. Понимаете? Должно быть обязательно.

Но от имени сердца,
от имени жизни,
повторяю!
Вечная
Слава
Героям!..

Скажите мне, пожалуйста, кто такие герои? Нет, цитировать Википедию и рассуждать пространно на тему героизма — не надо. Это я и называю «абстрактным пониманием». Запомните: в театре НИКОГДА нет ничего абстрактного: везде предельная конкретика. Как в жизни.

Скажите, что Вы сегодня ели на завтрак? Конечно же, Вы это помните. Очень конкретную еду с очень конкретным вкусом. И в очень конкретном месте. В Вашей жизни нет ничего неконкретного. А почему должна быть неконкретика в стихе?

Итак, кто для Вас герои? И были ли герои в Вашей жизни? Надо представить или вспомнить очень конкретного человека. Наверняка у Вас дома есть фото Вашего дедушки или Вашей бабушки. Вспомните это фото. Увидьте его во всех подробностях и мелочах. Почувствуйте его. Его оно Вас не трогает (такое тоже может быть), значит, представьте кого-то еще. Надо, чтобы это представление или воспоминание затрагивало именно Ваши эмоции. Чтобы оно было Вам близко.

Театр — это всегда интим. Когда Вас трогает — тронет и остальных. Если Вас не трогает — остальных не тронет тоже. И ничто тут не поможет, ни поставленный голос, ни пластика, ни опереточность.

Театр — там где Ваше сердце.

Так вот, найдите СВОЕГО героя. И это не важно, воевал он или нет. Потому что — Вы все равно не знаете, что такое война. И слава Богу, что не знаете. И я тоже не знаю.Так вот — рассказывайте о них, о Ваших героях. Читая текст, вспоминайте их лица. Вглядывайтесь в них мысленно долго-долго. Поймите, что Вы чувствуете в этом момент. И на нем говорите этот кусок.

Теперь — что подкладывать по слово «слава». Я бы подкладывал слово «спасибо». Когда Вы вспоминаете героев — говорите им спасибо. Но не просто — говорите. А говорите, вслушиваясь в звук этого слова.

Таким образом, мысль пятая — я МОГУ что-то сделать во имя СВОИХ близких. Я могу, например, 10 секунд в день мысленно говорить им «спасибо», просто вспоминая их лица или фотографии. Просто. Про себя.

Этого никто не увидит. Это никто не оценит, не дадут за это медаль. Но если я буду это делать хотя бы чуточку в день, отдавая частицу своего «я», своей души — ОНИ это поймут. Они почувствуют, что их любят. И это будет мой маленький вклад в то, что сделали они.

Разве этого мало?

5) И бессмертные гимны,
прощальные гимны
над бессонной планетой плывут величаво…
Пусть не все герои,—
те,
кто погибли,—
павшим
вечная слава!
Вечная слава!!

Мысль шестая. Да, конечно, каждый волен выбирать, что ему делать и КАК ему вспоминать (и вспоминать ли). Да, я понимаю, что такие, кто будет формально петь лозунги — будут всегда. Но я делаю свой выбор.

Мысль седьмая. Давайте подумаем вот о ком. О том громадном количестве людей, без которых Ваше будущее было бы невозможно.

"Стоп, стоп, — скажете Вы. — Да ведь Вы сами призываете к конкретике, а теперь говорите такое...

Скажите, кем работает Ваша матушка? Или Ваш батюшка? Или же — человек, которого Вы очень хорошо и близко знаете. Могу ручаться, что они не миллионеры. Так вот, ИМЕЙТЕ в виду это человека (или людей). Они хорошо и долго трудятся, получая при этом далеко не заоблачные деньги. Чем не повод вспомнить о них, сказав доброе слово?

Вы можете ответить мне, что я искажаю смысл текста. Нет, я ничего не искажаю. Я просто привожу то, что написал автор — к ЛИЧНО Вашему знаменателю. Еще раз повторюсь: нельзя говорить о том, что ты не знаешь. Нельзя говорить о том, что не чувствуешь. Вот в тексте упоминается война. А Вы знаете, что такое война? Вы наверно можете составить о войне какое-то представление, судя по фильмам (да и то — даже в лучших фильмах много придумано, многое не показывается). Но Вы не знаете войну и близко, никогда не чувствовали ее запах, не видели окровавленные трупы и оторванные конечности. Как Вы можете чувствовать, что это? И даже если Вы ДУМАЕТЕ, что Вы что-то чувствуете — то это фальшь. Вы можете что-то ощущать внутри. Но это даже на миллионную долю не приблизит Вас — к Вам.

Ниже в скобках я буду писать пояснения к тем или иным фразам. Думаю, то, как я разбираю стихи для их прочтения и присвоения — понятно, поэтому особо комментировать уже не буду.

6-7) Вспомним всех поименно (давайте будем уделять 10 секунд в день, чтобы просто сказать «спасибо» своим близким),
горем вспомним своим…
Это нужно —
не мертвым (не для лозунгов)!
Это надо —
живым (это надо лично мне, чтобы сохранить в себе человеческое)!
Вспомним гордо и прямо
погибших в борьбе… (в обычной жизни)

Есть великое (мое) право:
забывать
о себе (уделить «спасибо» хотя бы 10 секунд в день)!
Есть высокое (мое) право (намерение):
пожелать
и посметь!.. (это не сложно, это сможет каждый. И это станет твоим личным вкладом в ту победу)

Стала
вечною славой
мгновенная
смерть (я утверждаю свое намерение говорить «спасибо»)!

После того, как Вы выполните все эти «подложки» — надо ответить себе на вопрос, о чем текст. Если Вы все СТАРАТЕЛЬНО и на совесть сделали — тему текста Вы найдете без труда. Какое ключевое слово (или слова) в тексте отражает тему? «Это надо живым». Стих о том, ЧТО именно нужно сделать, чтобы сохранить в себе человеческое. Для этого надо просто говорить «спасибо» хотя бы 10 секунд в день тем (Вашим) людям, которых с Вами возможно уже нет.

А если захотите получить еще и методологию разбора текстов разной направленности и узнать много тонкостей в том, как читать стихи — приходите в нашу театральную школу или на курсы актерского мастерства. У нас интересно.

 

Искренне Ваш,

Александр Баринов

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »