Актерские курсы: как выбирать, на что обратить внимание

admin Рубрика: Заметки на полях,Метки: ,
Комментарии выключены

актерские курсыМногие спрашивают меня, по каким критериям выбирать актерские курсы. Понимаю, что это, во многом, «пальцем в небо», но все же попытаюсь ответить на этот щекотливый вопрос.

«Почему же он щекотливый? – спросите Вы. – Самый нормальный вопрос».

Нормальный-то он, конечно, нормальный. Но вот представьте себе ситуацию: Вы приходите в ювелирный магазин, где рядов, наверно, сто. И за каждым прилавком стоит продавец, который призывает Вас купить его товар. Вы не особо разбираетесь в ювелирных изделиях, Вам просто надо купить такую-то красивую вещь (скажем, подарок маме на ее День рожденья). И кого из продавцов Вы выберете?

В случае с ювелирным магазином все проще – скорее всего, Вы выберете того, кто ближе к Вам. Или того, к кому возникнет простая и понятная человеческая симпатия. Как-то так. А тут что? Есть такие-то актерские курсы (там ведет, например, выпускник ГИТИСа), есть такие-то (ведомые, скажем, выпускником Щукинского училища), а вон там, через дорогу – какой-то дядечка неизвестный преподает. С «дядечкой», понятно, – можно и подождать. А с первыми двумя чего делать? К кому пойти учиться?

Дам Вам несколько советов. Возможно, они Вам и пригодятся.

  • Никогда не торопитесь, обойдите все актерские курсы, какие Вы только знаете. Не ведитесь на рекламу – красивая и заманушная реклама – умелось местных специалистов по рекламе, но никак не показатель мастерства – как актерского, так и педагогического. Напроситесь на пробное занятие, посидите, посмотрите, чем люди там занимаются. Если 80% занятий происходит «говорильня» — то бегите оттуда сразу же. Запомните, на актерских курсах должна сразу же происходить ПРАКТИКА.

«Ну, хорошо, — скажете Вы, — убедили. Мы приходим на актерские курсы, а там практики – хоть отбавляй. Все бегают, как бешеные зверьки, все чего-то делают… Дальше что?»

  • Прежде чем продолжить – уточню, что если Вас не пускают на пробное (бесплатное) занятие – можете смело уходить оттуда с гордо поднятой головой и ощущением правды в сердце. Ибо ничему хорошему Вас на таких актерских курсах не научат. Теперь – далее. Вот Вы пришли, а там народ занимается практикой, все в мыле, смех, шутки, веселое настроение… Ну, или наоборот, все загруженные, серьезные. Практика-то практика, вот только какая?

Смотрите: на любых актерских курсах обязательно должны быть упражнения на:

  • артикуляцию и голос,
  • пластику и движение,
  • взаимодействие с партнером (парные или коллективные упражнения),
  • внимание и воображение,
  • существование в предлагаемых обстоятельствах (этюды).

Возможно, я что-то упустил, но это основное. Итак, сейчас я вкратце рассмотрю каждый из данных блоков.

Упражнения на артикуляцию и голос. Это скороговорки, распевки, растяжки гласных, упражнения на диафрагму (дыхательная гимнастика). Диафрагма – это Ваша голосовая опора, это то, как работает при речи Ваш живот (я нарочно объясняю таким простым, даже примитивным языком, чтобы было понятнее). Звук идет из живота, переходит через ротовую полость (гортань) и трансформируется в речь через губы и язык. Артикуляция – это то, как чисто и четко Вы проговариваете звуки. Дикция – это то, насколько слитна и осмысленна Ваша речь. А сила Вашего звука и его протяженность зависят от того, как работает Ваша диафрагма (живот).

Упражнения на пластику и движение. Это элементы пластической гимнастики: растяжки, упражнения на расслабление.

Взаимодействие с партнером. Это парные упражнения, возможно, взятые из контактной импровизации. Такие упражнения могут — как предполагать непосредственный (физический) контакт с партнером, так и нет. Хороши упражнения «зеркало» (два человека встают друг против друга, один делает произвольные движения, а другой их повторяет, стараясь это делать одновременно), «резиночка» (по хлопку ученики выполняют определенные механические действия, например, встают и садятся одновременно). Запомните, подобные упражнения предполагают синхронность действий, это усиливает чувство партнера и создает сплоченный коллектив.

Существуют упражнения из контактной импровизации. Например, два человека сидят на полу, плотно прижавшись спинами друг к другу. По команде они должны встать на ноги, без использования рук. Или еще. Два человека стоят, держась за руки, их ноги должны находиться близко к партнеру (и должны быть сомкнуты). По команде ученики должны медленно распрямлять руки, пока руки окончательно не распрямятся, и постоять так 5-7 секунд. Получается этакая буква «V».

Упражнения на внимание и воображение. К.С. Станиславский в своем фундаментальном произведении «Работа актера над собой» приводил такой пример: актер и режиссер Василий Топорков (кстати, совершенно реальный персонаж – один из педагогов студии Константина Сергеевича) просил одного из студийцев найти в кулисе воображаемую иголку. Несмотря на кажущуюся простоту этого упражнения, сделать его без подготовки довольно тяжело.

Лично мне очень нравится упражнение под названием «бомбочка». Берется любой предмет (мы на наших занятиях используем обычный теннисный мячик), ребята встают в круг. Кто-то один берет мячик и кидает его другому, выкрикивая какое-то слово. Образ, определяемый словом, должен быть интересным и желательно «живым», например, «кошка» или «комар». Тот, кто ловит мяч, должен придумать с предметом небольшой этюд. Например, если это «комар» — попытаться его «убить», а если «кошка» — погладить «ее» и посадить себе на шею.

В таких упражнениях очень важно действовать не формально, а попытаться почувствовать сам образ, ощутить, какой он формы, как он двигается, «увидеть» его буквально. Об упражнениях на внимание и воображение я подробнее расскажу в следующих статьях.

Упражнения «этюды». О них я очень подробно писал в этой статье. Советую ознакомиться.

Ну, хорошо. А допустим, Вы приходите на актерские курсы и видите, что там все совсем не так, как я описываю. Значит ли это, что туда ходить не надо? Совсем нет! Но лучше, на всякий случай, посещать несколько разных мест одновременно, чтобы понять, что Вам по душе. Это, конечно, очень субъективный критерий, но иного нет.

Ответьте себе на вопрос: Вам нравится то, чему Вы тут учитесь?  Вы чувствуете, что растете, узнаете что-то новое, работает ли педагог «из-под палки», постоянно поглядывая на часы, или он искренне увлечен тем, что преподает? Вам нравятся люди вокруг, чувствуете, что Вам с ними комфортно? Атмосфера «внутри» таких курсов – явно не последнее дело. Все данные факторы – лишь сегменты одного большого целого. Но из них оно и складывается.

До встреч.

Искренне Ваш,

Александр Баринов

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »