Кое-что о театральных импровизациях (ч. 1)...

admin Рубрика: Заметки на полях,Метки: , , , , , , , , , , ,
Комментарии выключены

видеорекламаНовичкам вообще непонятно, что такое «театральная импровизация». И правильно, что непонятно. Потому что — понять все это новичку — всегда довольно сложно. Расскажу более подробно.

Конечно же, «импровизация» используется не только в театре. Может быть музыкальная, литературная, танцевальная (пластическая или контактная) импровизация. Но все эти «импровизации» роднит одно. Они стирают некие формальные границы ОПРЕДЕЛЕННОГО творческого произведения, позволяя автору существовать как бы вне их. Кстати, точный перевод термина «импровизация» — внезапность. Я бы добавил: подготовленная внезапность или осознанная спонтанность. В этом ее суть. Как их достичь?

Скажу сразу, что ПОЛНОЦЕННО (то есть, спонтанно и не ограниченно) человек может творчески импровизировать, когда у него есть определенный фундамент подготовки. Когда он уже умеет много. Ведь импровизация — это некий отход от системы. Но чтобы от нее отойти — нужно, чтобы было — ОТ ЧЕГО отойти. Банальность. Но это так.

Впрочем, чтобы импровизировать — вам не нужно учиться годами. Существует импровизация и для новичков. Но она существует в четком формате задач или заданий. Я поясню этот тезис более подробно.

В театре — существует две основных формы импровизации: с текстом и с действием. Иногда одно наслаивается на второе. Иногда нет. Есть еще импровизация пластическая (контактная), но она часто приобретает форму неклассического танца (и очень редко используется в театре как полноценный выразительный и мизансценический элемент). Действие — есть внутренний психологический мотив персонажа. Он (мотив) не обязательно должен проявляться в тексте. Напротив, с точки зрения информации - текст, который говорит персонаж, весьма редко отражает его (персонажа) действие. И степень этой «неправильности» определяется предлагаемыми обстоятельствами персонажа. То есть, тем, в какой ситуации находится он сейчас.

Впрочем, новичку, наверно, это будет не совсем понятно. Поэтому, в следующей статье я остановлюсь на действенной импровизации более подробно. А сейчас расскажу о простенькой «текстовой» импровизации.

Для текстовой импровизации нужно умение мыслить логически и выстраивать короткие забавные истории по определенной структуре. Я сейчас дам примеры такой импровизации в уроках, а потом расскажу, что и зачем.

Пример готовой импровизации: «Ночью бульдозер ел глазированный сырок. Мимо пролетала электричка. Электричка была голодная и отняла сырок у бульдозера. Бульдозер расплакался и кинулся под электричку».

Теперь я поясню. Предложение первое: «Ночью бульдозер ел глазированный сырок». Может такое быть? Да! Образ может быть, какой угодно! Это всего лишь образ, он не должен иметь обязательно человеческий облик. Но важно, чтобы он действовал, причем важно «очеловечивание» его действия. Что же потом? Потом важно ввести другой взаимодействующий с ним образ и ввести также событие — переломный момент истории. «Мимо пролетала электричка». Может такое быть? Да!

Вот вам и второй персонаж! «Электричка была голодная и отняла сырок у бульдозера». Это событие! При том, что оно абсолютно «человеческое». А затем? Затем нужно увязать все это, сделав логическую и, вместе с тем, «человеческую» развязку. «Бульдозер расплакался и кинулся под электричку». Этим мы увязываем «бульдозер», исчезнувший «сырок» и «электричку».

Возьмем еще пример.

«У фонтана карлик кусал гориллу. С неба упал телевизор и убил гориллу. Карлик обиделся и утопился».

В первом предложении у нас уже есть два персонажа и объединяющее их действие. Второе предложение — событие. Третье — логическая развязка, вытекающая из события. 

Цель текстовой импровизации — тренировка воображения, внимания и умения мыслить логически. Важно это понимать.

Итак, что важно для текстовой импровизации:

1) В истории нужно, чтобы было два (можно три) персонажа и логически увязанная связь МЕЖДУ НИМИ.

2) В середине истории должно произойти событие, которое так или иначе повлияет на действие и/или количество персонажей.

3) В конце должна быть «развязка», которая является неким логическим итогом самой истории, с учетом того, как она начинается.

Это, конечно, не единственные возможные требования. Существуют и более сложные варианты в уроках театральной импровизации. Я рассказал вам лишь о простеньких формах текстовой театральной импровизации. А в следующей статье я расскажу об импровизации действенной.

До встречи!

Александр Баринов

«Театральные монологи»

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »