Конкурсы чтецов и их роль в дальнейшей творческой судьбе

admin Рубрика: Заметки на полях, Интересные странички, Позвольте представиться,Метки: ,
Комментарии выключены

конкурс чтецов

Недавно мне задали вопрос, что называется, «на засыпку». Вопрос звучал следующим образом: «Какие в России существуют чтецкие конкурсы для школьников (или молодых людей), и какова роль номинаций и наград, полученных на них, в последующей творческой судьбе юноши или девушки?» Отвечаю.

Итак, конкурсов для чтецов в России — довольно большое количество. Если рассматривать очень в общем — их можно подразделить на три вида:

— международные конкурсы чтецов,

— всероссийские чтецкие конкурсы,

— городские (региональные) чтецкие конкурсы.

Некоторые международные конкурсы, проводимые под патронажем российских организаций — проходят в России. Основное их отличие от конкурсов всероссийских — в том, что участвовать в них могут приезжие из других государств. В качестве наиболее популярного примера — приведу «Международный конкурс чтецких работ имени А.П. Чехова», проходящий каждый год в Подмосковье — в музее-заповеднике Чехова — усадьбе "Мелихово".

Конкурсные прослушивания данного конкурса обычно проходят в начале каждого года — в Москве, в Центральном доме актера имени Яблочкиной. Оценивает номера авторитетное жюри, представленное известными деятелями театра и кино. Участниками конкурса могут быть — как школьники, так и люди, имеющие профессиональное театральное образование. Участие в конкурсе полностью бесплатно.

"Международный конкурс выразительного чтения «Вдохновенный чтец» — проходит не так давно. Его особенность в том, что конкурс этот — дистанционный, его победители определяются простым голосованием посетителей сайта конкурса. Участвовать в нем могут — как дошкольники (школьники), так и студенты 1-4 курсов профильных творческих вузов. Участие в конкурсе — платное (оплата производится за каждое заявленное произведение), но — это суммы копеечные.

Регистрация участия в конкурсе — происходит в начале каждого года (январь), зрительские голосования учитываются в феврале и начале марта каждого года. Победителю выдается небольшой денежный приз.

В качестве «младшего брата» «Вдохновенного чтеца» (с почти зеркальными условиями участия) можно назвать Международный конкурс-фестиваль чтецов «Литература на сцене», который проходит в смешанной — дистанционно-очной форме. Участвовать в нем могут лишь ученики 1-6 классов. Пожалуй, самое интересное в конкурсе то, что к рассмотрению принимаются как индивидуальные (исполнительские), так и коллективные (проектные) заявки, в том числе, от детей с дефектами речи. Сайт конкурса — тут.

Однако, самым известным смешанным (международно-российским) конкурсом чтецов является, без сомнения, «Живая классика». Но если, например, в предыдущих (перечисленных выше) конкурсах допустимы случаи исполнения произведений на иностранном языке (с приложением русскоязычного перевода), то непременным условием участия в «Живой классике» — является только русскоязычная программа. Возраст исполнителей ограничен: 10-16 лет. Участие в конкурсе — бесплатное. Регистрация и прохождение — осень-зима-весна каждого года (в зависимости от формата).

Первые этапы конкурса проходят на локальном уровне: школ, районов и регионов (или на территориях стран-участниц), финал конкурса протекает в Артеке, а процедура награждения участников и гала-концерт (так называемый «суперфинал») — ни много, ни мало — на Красной площади в Москве. Конкурс пользуется безусловной поддержкой со стороны высших правительственных чиновников (инстанций, министерств) России, которые, в том или ином качестве, присутствуют в церемонии награждения победителей. Более подробную информацию о нюансах и условиях международного конкурса «Живая классика» можно почерпнуть тут.

Отличие международного конкурса «Живая классика» от всероссийского аналога состоит в количестве организационных и временных нюансов оформления заявок, сроках прохождения начальных туров и механизме сбора заявок (при том, что — в некоторых случаях допускается дистанционное онлайн участие). Во всем остальном — условия этих двух конкурсов (точнее, двух форматов одного и того же конкурса) являются зеркальными (тождественными).

Перечислю еще некоторые международные фестивали искусств. С точки зрения количества охватываемых городов — обращает на себя внимание международный конкурс «Признание! Слава! Успех, проводимый продюсерским центром «Бест» (гг. Москва, Тула, Тамбов, Воронеж, Липецк, Калининград, Курск, и пр.) по разным номинациям: танцы, вокал, театр, инструментальное исполнение, цирк, изобразительное искусство и т.д. Допускается очная и заочная (по видео) форма участия.

Также имеет смысл обратить внимание на международный фестиваль «Золотое сечение» (отбор также идет по нескольким номинациям, очно и заочно) и — на «Четыре элемента» (номинации которого ограничиваются театром и танцами).

Всероссийские чтецкие конкурсы — часто отдаются «на откуп» некоторым образовательным порталам или субъектам, исполняющим определенные (сегментарные) функции в регионах. Так, по состоянию на сейчас — существуют следующие всероссийские конкурсы чтецов:

«Георгиевская лента» (организатор — литературно-образовательный портал «Литобраз»). Сайт портала на момент написания настоящей статьи был недоступен, но вот тут можно посмотреть условия конкурса. Формат конкурса — дистанционный (возрастной ценз — 5-25 лет). Условием участия является оплата небольшого регистрационного взноса,

«Всероссийский вокально-чтецкий конкурс — практикум» (организатор — Российская общественная академия голоса, РОАГ). Несмотря на то, что академия имеет просто ужасный (совершенно неинформативный и плохой по дизайну) сайт — ее конкурс — достаточно известен и систематически проводится в ряде городов России (в том числе, в Москве) — весной или осенью каждого года. Кое-какая информация о конкурсе, состоявшемся в Екатеринбурге в 2016 году, — содержится тут. Информации по конкурсу 2017 года, который планируется осенью в Москве — на сайте (пока) не содержится,

«О Родине большой и малой» (организатор — ДК «Рублево»);

— и ряд других мероприятий, организуемых на «местечковом» уровне, несмотря на масштабный антураж и красивое название.

Городских конкурсов чтецов — очень много. Почти в каждом городе России есть такой конкурс, создаваемый силами местной администрации или органов, ответственных за организацию подобных мероприятий. Например, в Москве — существуют инициируемые профильными министерствами и организациями фестивали (проще говоря — программы развития и продвижения) творчества, в рамках которых реализуются те или иные чтецкие мероприятия.

Так, в январе 2017 года в Высшем театральном училище имени Щепкина состоялся чтецкий конкурс «Мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово» — в рамках московского фестиваля "Эстафета искусств" из номинации «Художественное слово» (фестиваль уже долгое время патронируется Департаментом образования г. Москвы). В конкурсе участвовали школьники 8-11 классов ряда московских образовательных учреждений (ГБОУ).

А, например, в г. Подольск в 2017 году состоялся чтецкий конкурс нового формата — «Театральные подмостки, патронируемый Комитетом по культуре и туризму Подольска — в дополнение уже проводившимся ранее (и чуть сдавшим свои позиции из-за организационных неразберих)  “Юным талантам» и «Эстафете талантов». В конкурсе принимали участие городские школьники и молодые люди (5-18 лет).

И напоследок — для многих важен ответ на вопрос: какова роль всевозможных чтецких конкурсов в дальнейшей творческой судьбе школьника, если он (или его родители) изберет(ут) творческую стезю? Вопрос непростой. Быть «первым парнем на деревне» (в регионе, стране), безусловно, приятно — это дает немалый опыт и позволяет «на других посмотреть и себя показать». И лидерство в международных и (или) общероссийских чтецких конкурсах — безусловно указывает на наличие у претендента определенных качеств, позволяющих заниматься творческой профессией.

В то же время, преувеличивать роль наград (достижений) на таких конкурсах вовсе не нужно. Поступление в творческие вузы столицы — совершается по своим законам, где непосредственно творческая составляющая — занимает не столь уж и большое место. И «открывать ногами двери» театральных вузов после получения подобных наград — уж точно не стОит.

При определении ценности «конкурсных» достижений — имеет смысл учитывать еще и ментальную составляющую — вектор управления тем, что считается «потенциальным наследием». Как это ни прискорбно звучит, власть имущие (на разных уровнях) при присуждении мест и наград — ни в ком — особо (и вовсе) не заинтересованы. Иными словами, стандарт выявления талантов на общероссийском уровне, конечно, задан. И есть явные или неявные его исполнители. И исполняют они так, как это ЗАДАНО (предписано). Но их ответственность ограничивается лишь результатами (успешностью организации) конкурсов, ни на йоту не распространяясь на что-то еще. Вектора развития стандарта нет. 

Что значит «вектор развития?» Вот если бы, например, между Департаментом образования Москвы (или прочими государственными структурами других городов) и топовыми (хорошо, не топовыми, но известными творческими инстанциями Москвы или прочих городов) вузами был заключен договор (и неважно, в каком формате и между кем именно, — я не силен в юридических тонкостях, увольте меня от них) о том, что победители определенных всероссийских (международных) конкурсов — получают определенные (четко зафиксированные) льготы при поступлении. Льготы, как Вы понимаете, могут быть самыми разными.

Это — и автоматический пропуск сразу на второй тур прослушиваний, и скидка при оплате (если курс внебюджетный), и приоритетное право прослушиваться (например, вне четких временных сроков установленного ранее графика прослушиваний при вузе), и так далее. Льгот может быть уйма, только напряги воображение!

Так — нет.

Конкурс организовали? Да. Победителей выявили? Да. «Высшую (государственную)» волю исполнили? Конечно! В общем, поставили красивую галку. А дальше...

Хоть трава не расти.

Это как — с проектом «Голос» на ТВ. Девушки и юноши (по крайней мере, некоторые из них) — поют хорошо. И — абсолютно достойны уже сейчас заменить некоторых представителей нашей эстрады. Но — заменяют (заменят) ли? И существует ли национальная концепция (или, по крайней мере, понимание в головах и ученых мужей и иже к ним приближенным) механизма перехода из категории «подающих надежды» в общенациональных конкурсах — в категорию профи? Есть ли такой механизм перехода? И ХОЧЕТ ли кто-то, чтобы он был? И будет ли кто-то (без обязаловки, без пинка со стороны) этим заниматься?

Нет, такого нет. И после прекрасного триумфа выступления школьника на чтецком конкурсе «малого или большого масштаба» — начнутся очередные будни. Когда — юноша или девушка, кем еще вчера все так восхищались и предрекали большое и светлое будущее — останутся предоставленными сами себе (и/или собственным родителям).

В том, что я говорю, — возможны исключения. Кто-то (вдруг) вас заметит, кто-то (вдруг) приметит. Но, как каждое исключение — оно является таковым. И рассчитывать на него сильно — не стОит.

Поэтому — конечно — участвовать в чтецких конкурсах — можно и должно. Это много дает для понимания себя и своих потенциальных возможностей. Но на творческую судьбу Вашего ребенка (или Вас самих) соответствующие победы или поражения — почти никак не повлияют. Это — жаль. Но это — факт.

Искренне Ваш,

Александр Баринов

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »