Куда исчезает талант (и исчезает ли он)...

admin Рубрика: Заметки на полях, Интересные странички,Метки: , , , , , , , ,
Комментарии выключены

талант-чудо-1В последнее время меня чрезвычайно заботит один вопрос. Он отражен в заголовке к данному материалу. Я не стану тут указывать причины, почему меня заботит именно он. Это не важно. Не стану вдаваться в подробности, что такое (русский) талант, кого из ныне живущих или ушедших можно назвать талантливым, а кого – не очень, и так далее. Буду брать примеры общеизвестных особ, наделенных талантом, ну, а вы – если не согласны – можете подставить свои примеры. Разницы особой не случится.

Талант простирается на разные сферы человеческой жизни – от театра или музыки до научных исследований или разработок. Как я уже говорил, я более всего связан с театром и кино, поэтому о них и «пою», и, следовательно, исследую «талантливость» из этих областей. Хотя сама область, в которой талант получает претворение, в данном случае – вторична.

Итак, талант (в особенности, русский) обычно проявляется в детском или юношеском возрасте, хотя в некоторых случаях человек может раскрыть его в себе в возрасте зрелом. Часто это происходит неожиданно как для человека, которым он наделен, так и для окружающих его людей. Как правило, талант раскрывается постепенно, капля за каплей, хотя заявить о себе он может весьма ярко и даже дерзко.

Родители, оставившие маленького Толю Зверева с карандашом и бумагой на пару минут у избирательного участка  – и не подозревали, что именно с этой минуты на свет родится один из самых мощных и талантливых русских художников 20 века, созидающий десятки шедевров художественного искусства каждый день. Подросток-сорванец из Горного Алтая Валерка Золотухин, смешивший публику на ярмарках за несколько монет, и не предполагал, что это его невинное и простецкое ремесло доведет его сначала до ГИТИСа, а позднее – до любимовской Таганки, где, наравне с Высоцким, он займет место ярчайшего представителя театральной элиты той эпохи.

А когда первокурсник Леонид Серебренников первый раз вышел на сцену с гитарой и запел — педагоги были единодушны: ему надо петь, ибо именно в пении максимально проявлялся талант молодого парня. Надо ли говорить, что без песен в исполнении Серебренникова невозможно себе представить ярчайшие фильмы советского периода «Не бойся, я с тобой», «Три мушкетера», «Мария Мирабелла» и многие другие.

То, что талант проявляется ярко, и мы сразу узнаем его (полутонов тут не бывает, талант есть талант) – спору нет. Думаю, все с этим согласны. Гораздо интересней то, имеет ли талант способность иссякать (исчезать). И при каких обстоятельствах это происходит.

Прежде чем продолжить – приведу (хотя и не дословно) фразу Константина Райкина, сказанную по этому поводу: «Господь отбирает талант по капельке, по чуть-чуть. Часть сегодня, а часть — завтра. И, рано или поздно, наступает день, когда нЕчем…». Фраза не бесспорна и вряд ли основана на личном опыте Райкина, уж его-то в бездействии упрекнуть точно нельзя. Но что-то в данной фразе есть.

Ибо я знал много талантливых людей, которые на определенном этапе отступились от своего таланта и занялись чем-то другим. Или стали тиражировать свой талант, за статус, деньги, популярность. Как ни странно, их жизнь на каком-то этапе стала лучше – с материальной точки зрения. Но потом…

Позвольте, я попробую расшифровать смысл этой фразы Райкина.

Любой талант – есть сгусток творческой энергии. Как говорил один из крупнейших философов и мистиков 20-го века — Ошо в своей книге «Творчество» — «когда Микеланджело делал скульптуру Марии Магдалины – он был беременен Богом…». Вот такая вот «беременность Богом» и есть талант. Беременность завершает свою окончательную фазу, когда продукт творчества начинает видеть свет. Потом наступает новая «беременность». И так далее, и так далее.

Насколько «далее»? У меня есть на этот счет версия, подкрепленная примерами. У каждого талантливого человека это «далее» — свое. Оно возникает согласно каким-то своим законам. И оно часто трансформирует ранее созданную кинетику в кинетику другую.

Например, если бы не страшная болезнь – возможно, мир бы не узнал блистательного Леонида Филатова – писателя. Филатов не победил болезнь, но даже его последние произведения и телевизионные программы едва ли свидетельствовали о творческом увядании. Сергей Бодров-младший и Виктор Цой ушли от нас на взлете – их полет прервали трагические обстоятельства. Равно как и Георгий Бурков, или Андрей Краско.

Рембрандт творил до самого последнего момента – несмотря на долги и нищету, хотя в его последних работах прослеживается некоторая усталость и философский пессимизм. Николай Рыбников, несмотря на бешеную популярность 50-60-х годов прошлого века – находил в себе силы работать, хотя его последние роли не слишком интересные. Пушкин отнюдь не собирался умирать на дуэли: в черновиках поэта содержались наброски для новых произведений, один из которых он сделал аккурат в тот злосчастный день.

Конечно, тут стоит понимать и чувствовать разницу между «талантом» и «гением». У них все же разный потенциал и разный творческий заряд. Но тем не менее. Те люди, что я перечислил, сумели до конца своих дней, невзирая на трудности – «пронести» и не испортить, не исчерпать свой талант. Возможно, поэтому они для нас и великие. Как им это удалось?

И почему Господь оставил за ними эту безмерную чашу русского таланта до самых последних дней (по Райкину)? Это тема для другого материала. Который вряд ли когда-нибудь появится в моем авторстве. Потому что – основная причина в данном случае (точнее, их три), это:

ИМЯ. ХАРАКТЕР. СУДЬБА.

И тут каждый случай уникален. Готовых рецептов создания русских талантов тут нет. Вернее, есть один. Но он не готовый.

Как вы думаете, какой?

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »