Курсы актерского мастерства: как выбирать, что посещать?

admin Рубрика: Заметки на полях,Метки: ,
Комментарии выключены

театральный педагогЕсли я скажу, что знаю точный ответ на вопрос, какие курсы актерского мастерства нужно посещать и по какому принципу их нужно выбирать (неважно, в Москве или где-то еще, локация значения не имеет) — не верьте мне. Равно и — никто в этом мире не знает ответ на этот вопрос: четких классификаций нет. Те, кто ведет курсы актерского мастерства или их организаторы в Москве или в других городах, конечно, скажут, что их курсы — самые-разсамые. Я — если вопрос будет адресован мне — тоже так скажу. Каждый кулик, как это водится, свое болото хвалит. Поэтому в настоящей статье я поделюсь некоторыми (безусловно, субъективными) соображениями на данный счет.

Сразу оговорюсь: я не собираюсь тут касаться технической или программной стороны вопроса, а именно — определять в качестве критерия вопрос эффективности самой программы обучения различных курсов актерского мастерства. Ибо — нет плохих программ, есть плохие педагоги. Нет, ну, конечно, есть тренинги, скажем так, более ориентированные на решение определенных задач, а есть — менее. Но, поверьте мне, программа любого театрального тренинга или курса, в конечном счете, адаптируется под конкретного человека. То есть, под очень конкретных тараканов. С этого и начну. И видимо, этим закончу.

На самом деле (так было во все времена, есть и будет) — все дело в педагоге ВСЕГДА. Это та истина, которая даже не обсуждается. «Ищите своих людей» — написал когда-то прекрасный литератор и драматург Эрнесто Бонивур. Перефразируя классика — «Ищите своего педагога». И вот какими качествами хороший педагог по театру (на мой взгляд) должен обладать:

1) Безусловно, он должен быть человеком увлеченным, и не смотреть на время. Глядя на иных, кажется, что он отбывает номер, находясь на репетиции. В нем нет огня. Сама по себе увлеченность еще не говорит, что это сильный педагог. Но она свидетельствует о том, что это педагог, желающий научить, хотящий поделиться. А имеющий — да поделится. Важно — чтобы имел, а не только чтобы знал, КАК поделиться. Вы понимаете мою мысль?

2) Хороший педагог должен быть глубоким человеком по жизни, с которым интересно. Ведь что такое театр? Это жизненный опыт, прежде всего. Это человеческая глубина. Вам не должно быть скучно рядом с этим ЧЕЛОВЕКОМ.

3) Хороший педагог должен быть щедрым. Он должен болеть за Вас, должен постоянно вдувать в Вас веру в себя и в собственные силы. И это не «уси-пуси». Это искреннее желание сделать Вас лучше. Как правило, всегда видать, формально или нет человек подходит к своему делу. Избегайте циников и формальщиков, они убивают все живое вокруг. В том числе, и веру в Ваш талант.

4) Он должен быть справедливым. У него не должно быть любимчиков или людей, с которыми он занимается больше, а с какими-то меньше (по каким-то своим причинам). Бывает такое, что педагог раздает роли в спектакле, и у кого-то роль «ого-го», а у кого-то... И это не всегда справедливый выбор.

Этот вопрос, конечно, спорный. Педагог не должен, да и не может всем раздать «самое-самое». У кого-то наверняка окажется что-то «не достойное», и кто-то наверняка будет обижен. Но справедливость определяется не тем, что «все должны играть все». А тем количеством времени и сил, что педагог затрачивает, готовя с Вами Вашу роль. Потому что — даже самая маленькая роль должна быть для педагога — как большая. Это Вы поймете по отношению педагога с Вашим репетициям. И Вы должны ЗНАТЬ — что даже самая маленькая роль — в глазах Вашего педагога — как главная.

5) Педагог должен быть человеком слова. «Делальщиком», а не тем, кто — сегодня одно, завтра — другое. Если педагог обещает Вам что-то — он должен это выполнить. Вы должны ДОВЕРЯТЬ своему педагогу. А доверие — рождается как результат определенных действий человека. Не слушайте слова. Смотрите на поступки.

«Позвольте, — скажет кто-то. — Так мы же не узнаем педагога так всесторонне — с самого начала. Должно ведь пройти время, прежде чем „всплывут“ описываемые Вами характеристики?»

Да, должно пройти время. А я и не говорил, что Вы глазом-алмазом сразу отсканируете характер педагога и поймете его суть. Это сделать невозможно, и даже у меня так не получится. Но очень важно, чтобы Вы знали, НА ЧТО ИМЕННО смотреть, за чем именно наблюдать. А знание — сила:)

То, о чем я напишу еще — как бы следствие отмеченных мною выше качеств педагога.

Необходимо знать, что атмосфера коллектива, который «возглавляет» педагог, должна быть рабочей. Это не значит, что все друг друга должны «любить-любить». Нет. Но это ЗНАЧИТ, что основным критерием в работе — должно быть качество самой работы, а не отношение к учащемуся. Это немножко к вопросу о справедливости. В творческом мире иногда (да что там — иногда — очень часто) попадаются различные междусобойчики, и к людям, пришедшим со стороны, — отношение такое, что «мы тут великие, а ты — никто». Так вот. Хороший педагог ОБЯЗАН пресекать подобные настроения и соблюдать принцип равенства.

Через что его соблюдать? Через равное отношение к учащимся. Через то, что каждому выделяется равное (или почти — равное) время на площадке или на сцене. Через то, как долго и внимательно педагог работает с каждым из учеников. Через определенные (часто невидимые) детали взаимоотношений учеников на курсе актерского мастерства (или смежных дисциплин).

Атмосфера внутри каждого творческого коллектива — самая важная вещь, самый основной критерий его качества. И атмосферу — создает педагог. Всегда.

Ну, и третий (но тоже немаловажный, хотя и субъективный) критерий — Вы должны ощущать, что Вы растете. Не только профессионально, но и — человечески. Что Вы становитесь глубже, учитесь лучше понимать людей, внимательно относиться к новичкам, подсказывая им и их поддерживая. Несмотря на то обилие цинизма, что с недавних пор захватило театры России (на Западе это как-то реже и мягче), — важно понимать, что театр — душевная и духовная вещь. Театр может и ОБЯЗАН делать Вас лучше, но при правильном к нему отношении.

Что такое правильное отношение? Это то, как трудолюбиво и внимательно Вы относитесь к своему делу. Как Вы готовы помочь другому. Как Вы ЛУЧШЕ понимаете людей в целом, и Ваших партнеров, в частности.

И всегда, всегда-всегда — для Вас должен быть единственный критерий оценки Вас или Ваших коллег. Это ДЕЛО. Не отношение. Не «у кого папа богатый». Не — что-то еще.

А именно дело. И если Вы видите, что педагог курсов актерского мастерства занят не отношениями, не «купи-продай», а именно ДЕЛОМ, если все ученики (посетители) курса это понимают и воплощают в реальность, если есть РАВЕНСТВО (реальное, а не мнимое) между «стариками» и «молодежью» — бегите туда (к ним) со всех ног. Таких курсов (групп) мало. Это новость плохая.

А хорошая новость — они все-таки есть. И в Москве. И в других городах России.

Искренне Ваш,

Александр Баринов

Курсы актерского мастерства в Москве

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »