Кто-то наверно думает, что найти монолог для театрального училища — уже полдела. Нашел удачный текст и — дело в шляпе. Как бы ни так... Могу сказать, что существует довольно мало людей, которые знают, как разбирать театральный монолог. Итак...
Вот вы нашли подходящий монолог для поступления в театральное училище. А дальше... Вы начинаете его учить. Ну, тот кто посообразительнее — наверно, повычеркивает в нем что-то лишнее, и оставит нелишнее. То есть, подсократит текст, чтобы монолог не был слишком долгим. Это правильно. Но что же дальше?
А дальше существует такая простая, но сложная для многих вещь как разбор монолога для поступления. Что это? К сожалению, я не смогу рассказать об этом емко и точно: это все-таки почти наука, и в одной статье эту науку не изложишь: слишком много в ней ключевых элементов. Но если тезисно, то:
1) в любом тексте есть основные слова, а есть второстепенные. Основные слова являются проводниками (или ключами) сюжета, они углубляют содержание и позволяют выделить главную мысль. Как все это работает я расскажу на примере — ниже, иначе придется много говорить...
2) Таких основных (ключевых) слов на одно предложение должно быть не более двух (если предложение совсем уже длинное — 3-4, но НЕ БОЛЬШЕ).
3) Есть предложения, где ключевых слов нет.
Рассмотрим первые три абзаца одной из глав романа А.С. Пушкина «Дубровский» (ключевые слова выделены в тексте жирным шрифтом):
«... Дубровский, овладев бумагами француза, смело явился к Троекурову и поселился в его доме. Каковы ни были его тайные намерения, но в его поведении не оказалось ничего предосудительного. Правда, он мало занимался воспитанием маленького Саши, давал ему полную свободу и не строго взыскивал за уроки, — зато с большим прилежанием следил за музыкальными успехами своей ученицы и часто по целым часам сиживал с нею за фортепьяно.
Все любили молодого учителя, Кирила Петрович — за его смелое проворство на охоте, Марья Кириловна — за неограниченное усердие и робкую внимательность, Саша — за снисходительность к его шалостям, домашние — за доброту и за щедрость. Никто не подозревал, что в скромном молодом французе таился грозный разбойник, коего имя наводило ужас на всех окрестных владельцев.
Кирила Петрович ежедневно выезжал на охоту; чтение, прогулки и музыкальные уроки занимали Марью Кириловну — особенно музыкальные уроки. Она начинала понимать собственное сердце и признавалась, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза. Он, с своей стороны, не выходил из пределов почтения и строгой пристойности и тем успокаивал ее гордость и боязливые сомнения...».
Первое ключевое слово — «Дубровский». Это главный герой произведения, с него начинается повествование. Второе — «Троекуров» — его главный оппонент, угроза, враг, человек, который унизил и разорил его отца. Из текста следует, что Дубровский сейчас — в доме Троекурова, и, помятуя сюжет романа, мы обостряем конфликт, указываем на его возможно скорую развязку.
В поведении Дубровского не было «ничего предосудительного» — значит, Дубровский затаился, он выжидает момент для мести. Этим мы еще больше усиливаем неминуемость скорой развязки конфликта. Дубровский исполняет свою роль хорошо, так как «все любили молодого француза». Значит, никто не ожидает от него подвоха, что делает вероятность его отмщения весьма благоприятной и... возможно весьма кровавой.
Но... помимо надвигающейся мести зритель должен отметить еще и то, что планы Дубровского постепенно блекнут, так как он внимательно следит за успехами его ученицы — дочери Троекурова... Его уроки — это повод увидеть ее опять. А значит — перед героем встает проблема: выберет ли он месть или любовь (сострадание).
Эта проблема усиливается «не равнодушием» со стороны Марьи Кириловны. И это, безусловно, осложняет изначальные задачи Дубровского, если не меняет их кардинально. Безусловно, взаимный роман с молодой девушкой — СОБЫТИЕ, а значит — это ключ.
Ключи позволяют упростить сюжет, создать скелет истории, вроде: «К Троекурову попал Дубровский под видом француза. Все его любили, и не подозревали в нем разбойника. Но сам он стал все больше и больше увлекаться дочерью своего злейшего врага, которая отвечала ему взаимностью». Все.
Если выбранные вами ключевые слова позволяют вам создать такой скелет театрального монолога для выступления — значит, вы все сделали правильно. Если нет — ищите еще.
А тут — в группе «Театральные монологи» я также публикую аудио-уроки о многих тонкостях того, как поступить в театральное училище. Надеюсь, вкупе с данным текстом вы сочтете данную информацию для себя — полезной.
С ув., Александр Баринов
« Как поступить в театральный вуз (цикл аудио-уроков). «Купите Привидение»! Отдаем... даром... В хорошие руки! »