О связи психологического жеста и действия

admin Рубрика: Заметки на полях, Позвольте представиться,Метки: , ,
Комментарии выключены

психологический жестЯ достаточно давно и довольно подробно рассказывал о том, что такое психологическое действие. Если Вы случайно пропустили этот материал — то читайте тут. А сегодня я расскажу о связи психологического действия и психологического жеста. То есть — о том, что есть ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ действие.

Почему-то многие считают, что «жест» — это только движение рук. Нет, нет и еще раз нет! Жест — это движение ВСЕГО ТЕЛА в определенный момент времени при определенных обстоятельствах. Иногда его называют «пластический рисунок (язык) тела». Изменение пластического рисунка тела происходит под воздействием человеческих желаний, ощущений и устремлений (действий).

Пластический рисунок (язык) тела весьма многогранен, и рассматривать отдельные его проявления я не буду. Лучше я расскажу, как он меняется (модифицируется) посредством механизма действий. Помните: психологический жест (рисунок тела) и психологическое действие — две стороны одной медали. Одно рождает другое. Их симбиоз создает (порождает) психофизическое действие. При этом, при тренировке психофизического действия можно идти от внешнего к внутреннему (от жеста к действию) или от внутреннего к внешнему (от действия к жесту). Тут нет четких рекомендаций — кому как удобно. Лично я считаю, что первично все же действие, которое «рождает» особую «мимику» тела. Впрочем, я на этом не настаиваю. Как я уже сказал, можно и так, и так.

Жест — это не просто — выражение действия в определенный момент времени. Это, если хотите, то, что выкристаллизовывает действие, создает его выразительную кинетику. Сейчас я приведу некоторые примеры данного утверждения, и тогда, надеюсь, все станет более понятно.

1) Итак, первое психологическое действие — это убеждение. Его цель — получить согласие. Что происходит с моим телом, когда я убеждаю? Правильно, я ВКЛАДЫВАЮ информацию в собеседника. Но это «вложение» — сопряжено с определенным усилием и не только психологическим, но еще и физическим. Например, сродни вложению кирпича в стену. Конечно, физического усилия в данном случае необходимо меньше, чем — если Вы вкладываете (вставляете) в стену натуральный кирпич. Но это усилие должно быть!

Итак, когда я вкладываю информацию в собеседника — мое тело идет вперед. Это совсем не значит, что оно должно двигаться вперед со скоростью электрички. Помните, любой жест делается медленно, ибо иначе оно будет лишено физической подпитки. Говоря по секрету, в театре допускаются и быстрые жесты, но новичкам лучше начинать с медленного жеста, чтобы лучше ощутить его природу.

Совсем необязательно, чтобы тело двигалось на метр. Нет, оно может податься вперед и на миллиметры. Главное, чтобы Вы понимали, что при убеждении должно возникнуть подспудное желание двинуться вперед, навстречу собеседнику, вложить в него что-то важное. Желание формируется воображением, что в ту самую минуту, когда Вы убеждаете — Вы вкладываете в стену кирпич. Может, и не кирпич, а что-то менее тяжелое, но — ВКЛАДЫВАЕТЕ. А если так — руки (или рука) также могут двигаться навстречу собеседнику, имитируя вложение. Или, по крайней мере, должно быть СТРЕМЛЕНИЕ такого движения рук.

Помните, движений при действии не должно быть много. По крайней мере, амплитудных. Но при действовании ТЕЛО ДОЛЖНО ЖИТЬ. Иногда говорят, что «актер деревянный». Что это значит? Это значит, что его тело живет отдельно от его чувств (психофизики). Это не его вина, но его беда. Актер — это единый творческий организм и играть (жить) он должен всеми возможными средствами — как зверь. Помните об этом.

2) Второе действие — обвинение. Его цель — получить извинение (компенсацию). Что происходит с моим телом при обвинении? Я толкаю или бью своего собеседника (не буквально, конечно, но таково мое стремление). Тело идет вперед, а движения рук подспудно повторяют толкающие или бьющее действие. Их (рук) движения могут быть в этом случае более резки и даже грубы, чем при «убеждении». Но они все равно никогда (или почти никогда) не бывают резки. Обратите внимание, я всегда говорю, что движения «могут быть» и никогда не говорю, что движения НАДО ДЕЛАТЬ. Движение корпуса и рук — обозначают мое НАМЕРЕНИЕ, оно может быть совсем малое, еле различимое, но оно ВСЕГДА должно быть!

Вообще — любой жест — суть индивидуален. Его «выстроить» на 100% невозможно. Попытки его досконального штампа так же абсурдны и нелепы, как попытки смоделировать с точностью до миллиметра размер веток у саженца дерева. Впрочем, в театре бывает так, что режиссер (или хореограф) «выстраивает» пластический рисунок тела актера, надеясь, что актер психологически оправдает тот или иной жест. Да, хороший актер должен и фактически ОБЯЗАН оправдать то, что говорит или показывает режиссер. Инструмент оправдания в театре — незаменимая вещь. По сути, вся актерская роль сводится к голосовому или пластическому оправданию многих моментов.

Но — даже когда жест (пластический рисунок) выстраивается кем-то со стороны — актер все равно сделает его по-своему. И от того, насколько сильно он владеет инструментом действий — его жест будет максимально или минимально выразителен (то есть, выражать он станет не только само действие, но и собственную актерскую индивидуальность — призму жеста).

Отмечу еще одно. При действовании все тело должно находиться в тонусе. Не в напряжении — а именно в тонусе. Когда Вы действуете — не должно быть расхлябанных ног, вялого выражения лица или невидящих глаз. Вы — как снаряд, который сейчас полетит к цели. Помните — Вы — единый боеспособный снаряд. И все в Вас подчинено тому, чтобы достичь цели!

В актерской профессии нет мелочей. В ней — все важно. Если Вы упускаете хоть один нюанс — Вы ослабляете себя. Помните, Вы должны быть заряжены ВЕСЬ — для достижения цели. Актерская роль — она как выстрел. Если что-то не работает в механизме или в снаряде — выстрел не будет сильным (точным, эффективным).

3) Третье действие — оправдание. Его цель — чтобы простили. Если при обвинении — Вы «нападаете», то при оправдании — закрываетесь, защищаетесь. Ваше тело движется чуть назад, оно сжимается, руки МОГУТ идти в стороны или прижиматься к корпусу. В любом случае, Ваше подспудное стремление — стать меньше, сжаться.

4) Четвертое действие — успокаивание (поглаживание). Пластический рисунок тела проистекает от имени действия. Корпус движется чуть вперед, а рука (или руки) могут делать движение, как будто они гладят собеседника по голове (сверху вниз).

Думаю, что на основании изложенных выше описаний и объяснений Вы с легкостью сможете определить пластический рисунок и для четырех других типов (видов) действий. Конечно, пластический рисунок тела определяется не только действиями, но и оценками (событий, явлений, обстоятельств). Однако, весь спектр возможных вариантов не вместить в данную статью. Ее цель — показать, что — если Вы реально действуете — Ваше тело — целиком и полностью «работает» на действие, создавая Ваш неповторимый пластический рисунок (психофизическое действие). И усиливая ВОЗДЕЙСТВИЕ в Вашей роли на сцене (или при выступлении) — многократно.

Искренне Ваш,

Александр Баринов

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »