Ораторское мастерство: искусство, курсы, тренинги

admin Рубрика: Заметки на полях,Метки: , ,
Комментарии выключены

тренинг по ораторскому мастерствуДанная статья – логическое продолжение одной из прошлых моих статей, которую я писал по искусству ораторского мастерства. В данной статье я коснусь не только технических или организационных аспектов (тренингов ораторского мастерства) но и психологических аспектов с ними связанных, причем сделаю это весьма неожиданным образом. Итак, поехали.

В этом материале я приводил некую общую формулу искусства ораторского мастерства. Если Вы еще не видели или не читали данную статью – пожалуйста, ознакомьтесь. Потому что в своем нынешнем материале я буду использовать определения и смысловые категории, выведенные в прошлый раз. И если Вы их понимать не будете – эффект от настоящего материала будет для Вас весьма скромным.

Искусство ораторского мастерства – это искусство добиваться своих целей через элементы психофизических действий, выступая перед той или иной аудиторией. Искусство ораторского мастерства можно условно разделить на три блока подготовки.

  • «технический» блок. Это все, что, так или иначе, связано с Вашим звуком, дикцией и артикуляцией. Работой речевой структуры, одним словом. Основные упражнения по наработке этих трех фундаментальных компонентов речи я приводил тут;
  • «психологический» блок. Это то, что убирает страх публичных выступлений. О нем я расскажу чуть ниже;
  • «действенный» (психофизический, структурный) блок. Это то, что связано со знанием базовых психологических действий и следующих за ними целей, умением менять стратегию и тактику Вашего выступления. О психологических действиях и всем, что с ними связано, я говорил в статье, на которую дал ссылку выше. На всякий случай, даю ее еще раз.

Если рассуждать в процентном отношении, оценивая долю каждого компонента тренинга ораторского искусства в совокупной системе координат Вашей готовности по искусству ораторского мастерства – то 60% — это психологическое состояние, 30% — это «действенная» составляющая, и лишь 10% — это техника.

Запомните – любое умение – это, прежде всего, психология.

В кинофильме «Чародеи» герой Эммануила Виторгана по фамилии «Ковров» — так наставляет новоявленного подопечного «Ванечку» (в исполнении Александра Абдулова) – «волшебство – это когда ты видишь цель и не замечаешь препятствий». Несмотря на всю сказочность этой новогодней истории – в словах персонажа Виторгана заложен глубокий смысл, простирающийся почти на все важные отрасли деятельности человека. «Цель» — это то, что лично тебя греет. «Препятствия» — то, что мешает. Если видеть препятствия – никогда не добиться цели.

«Хорошо, — скажете вы. – В кино-то все просто. А КАК не видеть препятствий в реальной жизни?»

Важнейший элемент «отмены препятствий» — это среда Вашего обучения. Вы можете хоть десять лет сидеть у себя дома или в офисе — и тренироваться перед зеркалом. Но это ничего не даст. Если хотите научиться плавать – идите в воду и учитесь. Если Вы хотите научиться играть на гитаре – берите гитару и учитесь. Если хотите освоить ораторское мастерство – общайтесь и выступайте.

Ничего более умного по данной теме я не скажу. Нельзя научиться что-то делать, без отклика (потребления) внешней среды. Нет, конечно, если Вы хотите научиться вышивать крестиком – то посмотрев многочисленные уроки – Вы наверняка это сможете сделать. Но даже тогда Вам потребуется материал. В ораторском искусстве (мастерстве) – материал – это не Вы или Ваши умения. Это люди, которые Вас окружают. А Вы – это иголка для вышивания крестиком. Но и «крестик» — это тоже Вы.

Без беспристрастных слушателей научиться искусству публичных выступлений (искусству ораторского мастерства) нельзя.

Но тут возникает вопрос, кто же станет Вашим первым слушателем?

Ответ будет странен. Первым Вашим слушателем должны стать… Вы сами. Для начала Вам нужно полюбить Ваш голос.

«Как же его полюбить, спросите Вы, — когда он ломкий, глухой и вообще – никакой?».

Отвечу Вам, что вообще немногие, кто не доволен своим голосом – способны адекватно оценивать себя и свои возможности. Они чувствуют, что – что-то «не то». И не могут понять, что именно. А секрет прост.

Из-за того, что Вы не знаете, что именно не так – Вы не звучите. А – не звуча – Вы не продвигаетесь. И не понимаете, в чем «собака порылась». А «собака порылась» в Вашем первом шаге. Который станет отправной точкой в процессе освоения Вами искусства ораторского мастерства. Не самой простой точкой. Но и не самой сложной.

Приведу пример из моего детства.

В детстве (мне тогда было лет 12) я очень любил футбол. И хотел научиться классно в него играть. Но все время, от осени до весны – я был занят разными кружками и секциями, в которые меня записывали родители. Несмотря на то, что я хотел заниматься футболом – мои родители пристраивали меня во все возможные места (самбо, самолетостроение, художественную школу). И все – не туда. Кроме того, часть моего времени была заполнена необходимостью выполнять домашние задания для школы.

А значит, единственное время года, когда я был относительно предоставлен самому себе – было лето. Во время моего детства Интернета еще не было. Но я все-таки уговорил мою бабушку купить мне книжку о футболе. В ней рассказывалось и показывалось, как овладеть футбольной техникой. И каждый день я выходил с футбольным мячом на «коробку» (что находилась рядом с моим домом) и учился бить удары в сетку хоккейных ворот.

Кто был основным противником моих тогдашних «баталий»? Я сам (и немножко хоккейные ворота и бортики, но они, скорее, были все же моими партнерами). Когда я почувствовал, что я чему-то (немного) научился – я стал проситься играть за команды более взрослых парней. Нет, конечно, я мог бы и дальше возиться среди равных мне (по технике и по возрасту) недотрог. Но мне этого совершенно не хотелось. Я понимал, что чем выше уровень партнеров окружавших меня – тем быстрее я научусь играть в «настоящий» футбол.

И теперь я понимаю, что тот мой выбор – самым правильным был. Я, конечно, огреб от старших ребят все шишки и загогулины, которые только можно. Но уже через год я играл с ними на равных. А через два – и обыгрывал их.

Через какое-то время играть со сверстниками (или ребятами постарше) мне стало уже не так интересно. Я понял, что могу играть с ними на равных, и — не особо напрягаясь — выигрывать у них. Мне хотелось играть во «взрослых» командах. И как-то раз, собравшись с духом (а мне на тот момент было пятнадцать лет), я пришел на поле, где играли «мужики».

Надо сказать, что в то время у нас были очень сильные дворовые команды, некоторые парни играли за дубль профессиональных футбольных команд высшей лиги, а утреннее воскресенье для них было – способ разминки. Именно по воскресеньям (в 10-00 утра) «мужики» начинали играть. И играли где-то до трех часов дня. Потом все расходились.

Обычно команды «разбивались» по 6-8 человек и играли на время (обычно, 15 минут) или до двух мячей, забитых в те или иные ворота. Размеры поля были вдвое меньше, чем у профессионалов. Так что – тот футбол можно было определить, как нечто среднее между «классикой» и «мини».

Итак, я пришел в одно летнее воскресное утро к полю, где уже разминалось несколько команд «мужиков». Конечно, сразу заявить о том, что я хочу за них играть – было равно самоубийству. Поэтому я сел рядом с полем и стал ждать, когда они «поделятся».

Мой расчет был прост: если в какой-то команде был «недокомплект» — они могли взять меня к себе в команду. Иногда так получалось, что кто-то не мог продолжать играть (травма или что-то еще), и тогда брали игрока из другой команды, чтобы сохранить баланс сил. Так или иначе, в этом был мой шанс. И я его дождался.

Через какое-то время «мужики» распределились на команды, и я заметил у одной из них недокомплект. Не хватало вратаря. Надо сказать, что когда я играл среди сверстников – я немного стоял в воротах. Мне это было не то, чтобы интересно, но почему-то я это делал. И в этом оказался мой шанс.

Ко мне подошел Леша по прозвищу «Орнитолог» (один из довольно сильных и техничных молодых игроков из той команды, где не хватало вратаря) и предложил постоять за них. Я не спеша вытащил из кармана куртки перчатки (как и мяч, я купил их на деньги, вырученные от работы в троллейбусном парке, где я работал летом на практике) и встал. В первую игру я пропустил два мяча примерно минуты за три.

Никогда не забуду пушечные удары игроков другой команды их головокружительные комбинации и разящие атаки. Но я пришел в следующий раз, и в следующий. Я приходил всегда по воскресеньям, вне зависимости от погоды. И постепенно приучил «мужиков», что я – часть их общей команды. А значит, мне можно доверять.

Сначала я стоял в воротах, потом мне стали доверять играть в поле. Потом (где-то спустя год постоянной игры за взрослые команды) я заметил, что мне уже предлагают играть за команды более сильные, состоящие как раз из «дублеров» некоторых профессиональных клубов.

Никогда не забуду один момент.

Была поздняя осень. Дожди. Кругом слишком сыро, а «мужики» в «поздние» сезоны обычно перемещались играть на хоккейную коробку (на которой я когда-то начинал учиться футболе по книжке). На коробке покрытие было резиновое и довольно упругое, а «обычное» поле в этот сезон раскисало из-за обильной влаги, и играть на нем было решительно невозможно.

Так было и в тот раз. Дождливо. «Коробка». 10 утра. Воскресенье.

Мы играли с лидером. Как раз – с той командой, где были молодые сильные ребята, часть из которых уже играли за дубль «Торпедо», «Динамо», «Спартака». На коробке поле было небольшое, поэтому все команды разделились по шесть человек. Всего было шесть команд. Я попал в команду к довольно талантливым ребятам, но многие из них пришли играть лишь недавно, и нередко стеснялись брать инициативу на себя.

Я играл последним к воротам. В футболе есть закон, что, когда ты играешь последним – ты не должен пытаться обводить соперника, который тебя атакует, а должен постараться либо отдать мяч «в атаку», либо, если не видишь вариантов продолжения – просто избавиться от мяча (проще говоря, выбить его в поле). Сыграть надежнее, одним словом.

Мяч отпасовывают мне, а я нахожусь один у своих ворот. Правда, не совсем рядом с воротами, скорее, ближе к центру поля, но сзади меня никого нет. Только я и пустые хоккейные ворота. И на меня бежит огромный и мощный Серега – человек довольно смышленый и умелый. И, главное, — резкий. Его обводить – совсем не нужно. Ибо – если у тебя это не получится – получишь гол в свои ворота – очень быстро и просто.

Серега был по характеру – довольно сложный человек. Подловатый. Мог ударить по ногам или толкнуть в спину. Или вообще сбить с ног. В общем, все он мог сделать, этот Серега. Серегу в командах недолюбливали. И с ним шутки были плохи.

Итак, он летит на меня, и я понимаю, что все партнеры «закрыты». Все стоят и ждут, что сделаю я. Казалось бы – чего проще – выбей мяч в аут и все. Никаких проблем.

В какой-то момент я почему-то понимаю, что я ВСЕ МОГУ. Даже не то, что понимаю, а скорее инстинктивно и легко ухожу в сторону со сложным техническим приемом. И Серега (как ни странно) пролетает мимо. И набрасывается на меня опять. И я, тем же способом, ухожу от него в другую сторону. И Серега – так же – пролетает. В конце концов, я измотал Серегу своими финтами и дал точный пас. И мы забили гол.

В тот момент я понял, что стал равным им. Всем «мужикам». И через какое-то время мне пришло приглашение из дубля «Торпедо». Но это уже другая тема, так как жизнь свою с футболом я так и не связал. И не жалею об этом.

К чему я все это рассказываю, возвращаясь к искусству ораторского мастерства?  А к тому, что первым Вашим слушателем должны стать Вы сами. А значит, открывайте рот и начинайте говорить. Сначала делайте это дома, исполняя все скороговорки и те упражнения, на которые я дал ссылку в начале настоящей статьи.

Далее, идите в небольшую группу (на курсы, на тренинги) ораторского мастерства для новичков. И не к частному преподавателю, а именно в группу, где Вы сможете получить Ваших первых беспристрастных слушателей. Главное, занимайтесь постоянно. На курсах (тренингах) ораторского мастерства и – в одиночку. И на работе – периодически берите задания, где надо кому-то что-то объяснить, разъяснить, расположить к себе. Если Вы чувствуете – что «переросли» группу (курсы) – ищите себе другую группу, тренинг или другой курс по ораторскому мастерству, с более высоким уровнем обучения или с более интересными задачами.

Сначала в группах (или курсах, или тренингах) по ораторскому мастерству Вы будете аутсайдером. Но это ничего не значит. А значит лишь только то, что Ваша задача – «на вырост». Никто и никогда не был умелым изначально. Умелось – это опыт. Опыт – это «налет часов» (как у летчиков). И обязательно на работе берите все более и более сложные задания.

Не бойтесь провалиться. Уверяю Вас, Вашего провала никто особо не заметит, ибо никто Вас (пока) не воспринимает всерьез. И даже если заметят – забудут его очень скоро. Не бойтесь идти к цели. Найдите свою «коробку» и своих «мужиков». И на каком-то этапе обучения — Вы поймете, что ничего сложного в овладении искусством ораторского мастерства – нет.

Да… И главное забыл Вам сказать.

Все те, кто думали, что они ни на что не способны, но которые шли вперед вне зависимости от препятствий – те добивались цели.

Возможно, данное изречение Вам в чем-то поможет.

P.S.: а если хотите — можете присоединиться к нам — тут.

Искренне Ваш,

Александр Баринов

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »