Проза на конкурс чтецов: как и из чего выбирать?

admin Рубрика: Заметки на полях, Интересные странички,Метки:
0

проза на конкурс чтецовНекоторые дети или подростки (а бывает — юноши и девушки, но реже) — вовсю желают в ученичестве или сразу после оного — поучаствовать в каких-либо конкурсах чтецов, для чего ищут соответствующую прозу. Каждый при этом преследует свои задачи. Кто — намерен после школы поступать в театральный, кто — хочет просто себя показать и на других посмотреть, кто... Впрочем, полноте. Цели у каждого свои. Важно понимать, как и по какому принципу следует подбирать прозу на конкурс чтецов. Если Вам интересно — то читайте.

Во-первых, знайте, что существует много разновидностей прозы. Многим почему-то кажется, что проза бывает только ОПИСАТЕЛЬНАЯ, та, где автор описывает явление, предмет или персонажа (характер). Но ведь есть же еще и монологовая проза, то есть, непосредственно монолог, когда персонаж существует от первого лица!  И это так многих удивляет!

Нередко даже — в топовых творческих вузах существует какое-то странное понимание (точнее, непонимание) этого довольно простого (если не сказать, примитивного) обстоятельства. Возможно, кое-кто придерживается совсем уж странного толкования, что монолог — есть часть пьесы, а пьесы — некий условный вид литературы, адаптированный для сценического воплощения.

Но — любой монолог — это литература, как ни крути! Это же не поэзия! И не публицистика. И потом, в романах, повестях, рассказах и прочих «традиционных» прозаических жанрах — вовсю встречаются монологовые вещицы. Откройте любой рассказ М.М. Зощенко, например. Там — всюду прямая речь! Кстати, если Вы подготовите в качестве прозы для конкурса один из его рассказов — уверяю Вас — никто и не «вякнет». Почему-то к Зощенко отношение хорошее у всех, и у представителей старой театральной гвардии, и у «молодежи». И не говорите, что у него есть только «Баня». У него уйма рассказов, просто уйма!

Недавно я столкнулся с этой темой вплотную. Набрел на полное собрание его сочинений в Интернете. И читал всю ночь, отправившись спать лишь под утро. И то — помню, что далеко не все произведения прочел.

Чем хорош Зощенко? Тем что, во-первых, это классика. Во-вторых тем, что, повторюсь, к нему у всех отношение хорошее. В-третьих, несмотря на некоторую «затертость» отдельных его произведений — есть множество рассказов, как минимум, не хуже, то есть — ОГРОМНОЕ поле для выбора. В-четвертых, у Зощенко есть и мужские, и женские монологи (хотя, конечно, многие рассказы написаны от первого лица, что не обеспечивает возможность их прочтения на конкурсе дамами). Ну, и в пятых, это такой, беспроигрышный вариант — вроде как юморно, но есть и серьез.

Плюс — качественной прозы комедийной направленности (которую можно было бы взять для прочтения на конкурс чтецов) все-таки не так много. Это драматических произведений — хоть отбавляй. Толстой, Пушкин, Достоевский — им имя — легион. Где-то между ними скромненько притаился А.П. Чехов со своими странными «комедиями» (это не я их так назвал, это сам автор постарался). В общем-то, по моему мнению, произведения Чехова (по крайней мере, многие) комедиями вовсе не являются, и когда автор называл свои произведения — «комедии» — он имел в виду область собственного отношения к современной жизни, но никак не область сценического жанра.

Кстати, сказать, рассказы Чехова — действительно комедийны и смешны, их можно смело показывать на конкурсах чтецов. «О вреде табака», «О женщинах», «После театра» — эти произведения (хотя и немного «затерты», но) по-прежнему идут «на ура» как при показах в театральные вузы, так и — на чтецких конкурсах и фестивалях. При том, что в рассказах Чехова — есть и мужские и женские монологи, то есть, можно выбрать произведение на свой вкус и под свой пол.

Помните, что для чтецкого конкурса желательно выбирать что-то в более легком жанре, а не драму. Во-первых, почему-то многие, когда начинают читать драматическую прозу — делают это с таким надрывом, что комиссии сразу хочется встать и уйти! Драму, извините, УМЕТЬ читать надо. Легкие и комедийные тексты почти все почему-то интуитивно лучше понимают и излагают. Это происходит от того, что описываемые ситуации там — проще и знакомее, что ли. Во-вторых, в легком жанре как-то простора для наигрыша меньше. Ну, и в-третьих, слушать «легкие» тексты комиссии всегда приятнее, чем смотреть на очередные потуги конкурсантов  "круто" рассказать Шекспира, или лихо «вывинтить» Цветаеву.

Запомните, что Шекспир и Цветаева — два САМЫХ СЛОЖНЫХ автора для прочтения. И брать Вам их можно только в том случае, если Вы гений:)) Это, конечно, шутка, но при прочих равных — произведения этих авторов лучше для конкурсов не брать. Они могут «задавить» Вас своими смысловыми глубинами.

Подбирать текст на конкурс (до и не только на него, но и вообще — везде!) нужно такой, когда ты ПОНИМАЕШЬ, что там написано. И это находит в тебе отклик, возбуждает СИЛЬНЫЕ эмоции. Не просто легкую улыбочку, а потом — через минуту уже забыл. СИЛЬНЫЕ! Когда хочется читать и перечитывать. Когда хочется смеяться или плакать. Когда СОСТРАДАЕШЬ, и сильно.

Помните: не бывает универсальных прозаических отрывков, но есть те, которые «Ваши» или «не Ваши». Которые раскрывают Вашу индивидуальность и которые — нет. А что значит — раскрыть индивидуальность? Это — возбудить Ваши чувства, прежде всего. И сделать это МАКСИМАЛЬНО ярко и глубоко.

Ниже я перечислю еще авторов, прозу которых можно и должно брать для чтецких конкурсов:

— И.А. Бунин (автор совершенно шикарных «коротких» рассказов, герои которых — и подростки, и взрослые обоего пола),

— А.С. Пушкин (только — умоляю — не его сказки, их все читают просто ужасно, абсолютно не понимая их реальный смысл),

— А.П. Чехов (его юморески просто гениальны, особенно нравятся: «Поздней ночью», «Экзамен», «Перепутанные объявления», «Жених», и так далее),

— Аркадий Аверченко (признанный мастер «коротких» юмористических прозаических миниатюр; его младший «брат» — Аркадий Бухов, со сходными стилистическими и жанровыми преимуществами),

Тэффи (для девушек вообще чудесный вариант, но придется потрудиться над сокращением ее рассказов, они все-таки довольно длинные),

— Феликс Кривин (Кривин — это такой современный Зощенко, очень хорошая комедийная литература и глубокая при том),

— Кристина Сещицкая (этакий польский аналог Астрид Линдгрен; ее книга «Мой волшебный фонарь» переведена на многие языки мира; книга действительно очень интересная, и для школьников 10-13 лет — самый лучший вариант, благо «пестрит» монологами от лица и мальчиков, и девочек).

Вот, все. Желаю удачи в поисках прозы для чтецких конкурсов. А наш курс для подготовки в театральный — в нашей московской театральной школе (равно как и другие курсы по театру) — стартует чуть более, чем через две недели.

 

Искренне Ваш,

Александр Баринов

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »