Я налил себе бокал светлого прохладного вина и выпил. Нет, вы не подумайте, что это происходит регулярно. С каждым годом я пью все меньше и меньше. Но сегодня — канун Нового года. И это — лично для меня — все-таки праздник. Не потому что — Новый год. А потому что — близится Рождество. Итак, я налил себе бокал и выпил. И захотелось с Вами поделиться. Тем, что было у нас в уходящем году. Если интересно, то читайте.
Год начался со спектакля «Безымянная звезда». Точнее, «Звезда» возникла еще раньше: активные репетиции начались уже с сентября 2016 года. Я начинал репетировать без главного героя — Саша Дырин, которого я рассматривал на героя, к сожалению, репетировать не смог. Он отличный парень, пришел на нашу первую встречу и изложил свою позицию. Я не смог тогда предложить ему комфортных условий. Во-первых, я совершенно не знал, на какой площадке мы будем показывать (на тот момент мы показывали наши спектакли в Подольске, но это для тех, кто живет в Москве, понятно, — не вариант). Ну. а во-вторых, супруга Саши уже носила в себе ребеночка, и Саша должен был зарабатывать.
Конечно же, я на тот момент не мог обеспечивать мало-мальски комфортных финансовых условий для репетиций и спектаклей в драмтеатре. И Саша отказался. Я все понимаю: сам не знаю, как бы я поступил на его месте. Хотя — наверно — знаю. Я бы репетировал, несмотря ни на что. Но я никого не осуждаю за выбор.
Итак, я стал репетировать без главного героя, нарушив, тем самым, главную заповедь любого режиссера — начинать работать только тогда, когда у тебя есть для спектакля актерский костяк. Однако, если ты любишь материал (а это еще одно непременное условие для репетиций) — такое, как я это теперь понимаю, допустимо. Это не значит, что это в порядке вещей. Но это значит, что оно, в принципе, может быть. Имеет право на жизнь.
Мне важно было не растерять своих любимых девчонок, занять их, доводить их до определенного уровня. Важно было также — занять Витю Кубошова, поддержать его в тонусе. И, тем самым, обеспечить для Насти Менюшиной готового для «Варшавской мелодии» партнера (Витя замечательный, и очень хороший друг, но немного ленив, к сожалению). И я стал работать. Без главного героя. И без Начальника станции (одной из главных ролей в пьесе, которую исключить просто нельзя). Прикольно, да? Итак, я стал репетировать те сцены, где не было ни главного героя (учителя Марина Мирою), ни Начальника. По иронии судьбы, где не было Начальника — всегда «находился» главный герой. А где не было героя — то (почти всегда) Начальник.
Но я худо-бедно выкручивался. До конца 2016 года. Но было понятно, что необходим выпуск. Он бы сплотил всех и дал новые перспективы. Впрочем, Вы не подумайте, что я не искал героев для спектакля «Безымянная звезда» до конца 2016 года. Искал. И находил. Но что-то было не так в пробах. Кто-то просто не приходил. Кто-то «отваливался» в процессе. Кто-то писал мне ночью смс, что у него другие планы (как будто нельзя было понять это раньше). В общем, я не стану перечислять комплекс обстоятельств и причин. Их большое количество. Но результат был таков: начало 2017 года я встречал без двух героев. И совершенно было неизвестно, что со всем этим делать.
В январе 2017 года у нас появилось два человека. Антон Бебин и Егор Найдович. Я тогда абсолютно не знал, как должны выглядеть мои герои. Знаете, как бывает — режиссер до момента подбора уже все знает. Так вот, я ничего ВООБЩЕ не знал. Знал лишь, что мне нужны два человека на две роли. Все. Нормально, да?
Тогда я стал снова шерстить свои каталоги. Дело в том, что актеры нередко присылают мне свои резюме. По ним я, по-моему, нашел Сашу Дырина. По ним находил многих. Это очень удобно — иметь такую базу. Так вот, я опять (уже в сотый раз) стал просматривать кандидатов. И наконец-то обнаружил Антона Бебина.
Кстати, если Вы полагаете, что — как только режиссеру попадается «нужное» резюме — он тотчас же понимает, что это ОНО — Вы зря так думаете. Ни в кино, ни в театре у Антона не было каких-то особенных ролей (запоминающихся, скажем так, ролей-то было много). Такой, немного молодежный формат. Ничего даже отдаленно наталкивающего на мысль о «моем» герое. Такая ситуация довольно стандартна: кино вообще работает по каким-то своим законам. И киноформат подчас уводит в сторону от человека и от актера, эксплуатируя его какие-то качества (и не самые лучшие, время от времени). Поэтому — кино — сейчас, к сожалению, вообще никакой не помощник в деле поиска героев. Конечно, если Вы не снимаетесь, например, у Говорухина или Данелии, которые могут сделать из актера «конфетку».
Просто мне почему-то показалось, что Антон может сделать эту роль. Что и получилось в результате. Антон пришел в конце января 2017 года, и как-то быстренько все сделал. Нет, Вы не подумайте, что процесс репетиций проходил как по маслу. Вовсе нет. Просто — с человеческой точки зрения с Антоном было работать одно удовольствие. Он сразу быстро «включился» в материал, стал что-то предлагать, «потащил» за собой девчонок. В общем, сделал то, что он и должен был сделать. Но сделал это как-то... легко и просто. Не знаю, как еще выразиться.
Лишний раз убеждаюсь, что хороший человек — это не только «профессия». Это способ существования в коллективе. Без которого драмтеатр немыслим. Мало быть хорошим актером. Нужно УМЕТЬ существовать в коллективе. Ибо театр — это коллектив, прежде всего. А уж потом — средства, возможности, реклама, материал, спектакль. Задача каждого режиссера — уметь выстроить коллектив.
Продолжение следует.
Искренне Ваш,
Александр Баринов
Наш канал в Телеграм. Все самые интересные новости, видео и фишки театра.
« Работа в театре: с кем дружить, чем дорожить (ч. 1)? Работа в театре: как не быть голодным »