Как создать частный театр (примеры из жизни)

admin Рубрика: Заметки на полях,Метки:
Комментарии выключены

частный театрЧастный театр в России — создать сложно. Точнее, можно — но — не всегда. Под всем этим — лежит свой фокус-номер, и в каждом случае — он разный. Почему? Ответ в данной статье.

Надо сказать, что подавляющее большинство театров в России являются государственными, то есть, финансируемыми по линии Министерства культуры РФ. Я тут не буду перечислять законодательные нормативы, по которым это возможно — желающий да покопается сам в просторах Всемирной сети. Могу лишь отметить, что для частного театра в России по-прежнему не создано мало-мальских льгот или понятых экономических перспектив. Каждый — выкручивается как может. А — как может?

Кому-то посчастливилось — у него есть свое помещение. Кому-то попался спонсор или меценат — и это приятно вдвойне. Поскольку я — также один из инициаторов и владельцев частного театра — меня чрезвычайно заботит этот вопрос — каким образом создавались некоторые частные театры в России. Я вооружился свободным временем и кое-какими клетками собственного мозга. И вот что получилось.

Частные театры в России можно разделить на два типа: частная антреприза и частный стационар. Основное отличие друг от друга заключается в том, что одни — снимают помещения (площадки для показа спектаклей) в аренду — у других площадка уже есть (на каких-то условиях). К частным театрам не следует причислять площадки так называемого «открытого типа» — те, на которых играет определенное количество театральных коллективов — поэтапно или посменно (например, Центре драматургии и режиссуры, Центре им. Мейерхольда, и так далее).

В данном случае можно говорить лишь о форме аренды (использования) театральных помещений. Это не театр и не антреприза, это просто складчина (для тех, кто сдает помещения в аренду). О таких площадках мы обязательно поговорим в ближайшем будущем. Ну, а пока...

Нужно также учитывать, что, как правило, все частные стационарные театры в России живут за счет:

— спонсорских (меценатских) отчислений,

— сборов от спектаклей (курсов актерского мастерства, и прочих),

— сдачи в аренду собственных площадей другим организациям (театрам).

В данной статье я буду говорить лишь о частных СТАЦИОНАРНЫХ театрах в Москве.

1) Итак, первый — наиболее известный частный театр стационарного типа в Москве — Студия театрального искусства (СТИ, создан в 2005 году), художественный руководитель — Сергей Васильевич Женовач. Женовач — имя в театральной среде знаковое. Он — давний педагог и перманентно — декан режиссерского факультета РАТИ-ГИТИС, ученик П.Н. Фоменко, один из лучших театральных режиссеров Москвы. Работы СТИ (читай, Женовача) были неоднократно отмечены национальными премиями «Золотая маска», призами российских и международных театральных фестивалей.

СТИ — проект, недавно существовавший за счет меценатских вложений (имя мецената театра в открытом доступе не «светилось», но, по данным Википедии — им являлся российский бизнесмен Сергей Гордеев, имеющий отношение к строительному бизнесу и реализовывавший ряд строительных стратегических проектов в Пермском крае). С 2016 года бизнесмен приостановил (или ограничил) финансирование театра, и на новый спектакль СТИ деньги выделило уже Министерство культуры РФ, о чем можно в подробностях почитать в интервью С.В. Женовача.

Несмотря на то, что Министерство культуры РФ взяло СТИ под свое финансовое крыло — маловероятно, что СТИ впоследствии будет дрейфовать под флагом «частного театра» — все же грант на постановку не охватит в полной мере нужды, связанные с рекламой, арендой (или налогами) и прочими текущими расходами театра. А значит, в ближайшее время структура (формат деятельности) СТИ будет, так или иначе, меняться.

Рецепт создания: имя+меценат.

2) Театр DOC — вероятно — второй по известности частный театр стационарного типа — в Москве, созданный в 2002 году несколькими театральными драматургами, во главе с Михаилом Угаровым — преподавателем творческого менеджмента в Высшей школе журналистики ВШЭ и — Центра драматургии и режиссуры (Казанцева и Рощина — ЦДР). Угаров — человек достаточно известный и не только своей педагогической деятельностью, а также еще и тем, что в свое время стал организатором и (отчасти) идейным вдохновителем ряда театральных фестивалей (таких как «Любимовка»).

Отмечу, что DOC — все же не является театром с точки зрения репертуара, это по сути — открытая площадка для спектаклей определенного формата, кинопоказов, перфомансов и так далее. С момента своего создания DOC использует «вывеску», определяющую направленность его работ — «документальный театр». В чем документальность — сказать сложно, если не брать в расчет многие довольно жесткие по форме и неоднозначные по содержанию тематики. Что все же не помешало театру получать гранты и субсидии от Министерства культуры РФ.

Несмотря на то, что свое первое в истории помещение коллектив театра получил по арендному договору с Департаментом имущества г. Москвы (нюансов которого мы не знаем) — обольщаться этим вовсе не стоит — такие проекты «ведут» все же не рядовые люди с улицы, а те, кто вхож во многие «закрытые» кабинеты государственной власти.

И несмотря на то, что в 2014 году договор аренды был аннулирован (или не продлен) — театру данное обстоятельство вовсе не помешало почти тотчас же «приобрести новый дом» — неподалеку от метро Курская. К слову сказать, новое помещение «доковцев», конечно, совсем «доходяжное» — крошечное, находится в подвале жилого дома — без кондиционера и вентиляции. Некоторые фото с «места событий» — можно увидеть тут.

Но, думаю, так будет не всегда.

Рецепт создания: имя+история.

3) "Театральный особняк« (создан в 1998 году). Театр находится недалеко от метро „Площадь Ильича“ и „Римская“ в Москве (дислокацию театр не менял с момента своего основания, он и по сей день находится в полуподвальном помещении жилого дома). Театр не получает государственной поддержки. В открытых источниках нет информации о том, на каких условиях театр использует выделенное ему помещение, но, видимо, речь тут не об арендных отношениях, а о личных договоренностях руководителя театра Л.Ю. Краснова с Управой Таганского района города Москвы (или с другими власть имущими городскими лицами). Впрочем, о нюансах таких договоренностей я говорить не могу — информации нет. А жаль.

„Театральный особняк“ известен в связи с организацией ежегодных московских театральных фестивалей („Театральная обочина“), сотрудничеством с Ярославским государственным театральным институтом» (ЯГТИ), и, скажем так, является открытой площадкой полуантрепризного типа, которая периодически сдается в аренду для показа работ различной творческой направленности — сторонних коллективов. То есть, какую-то пользу городу — он оказывает. Вопрос лишь в — эквиваленте.

Рецепт создания: имя+связи

4) "Театр ЖИВ" (создан в 2012 году). Пожалуй, это один из немногих частных театров в Москве — который (по крайней мере, внешне) создан без «прямой привязки» к государственным органам (их помощи и поддержке). Театр находится в огромной промзоне в пятнадцати минутах ходьбы от метро Савеловская. Если Вы идете в первый раз — найти «ЖИВ» — сложно. Но можно.

Учредителем театра является Марина Разуваева (возможно, родственница художественного руководителя Максима Разуваева, однако — в открытых источниках нет информации о степени их родства). Поскольку данных о театре (имеется в виду не творческая, а организационная составляющая) в Интернете довольно мало — сложно сказать, есть ли у театра меценаты или спонсоры, и каким образом (и через что) он вообще создался.

Возможно, ключ к пониманию организационно-финансовой структуры и природы появления или существования "Театра «ЖИВ» — в том, что весь театр (с юридической точки зрения) является (цитирую) "Некоммерческой организацией «Фондом поддержки и развития театрального искусства». То есть, весь «ЖИВ» , согласно уставу, существует на вложения от частных субъектов. Но — кто — эти субъекты? Реальны ли они? Глубже в этот вопрос я не вникал.

Рецепт создания: имя+бизнес

5) "Театр "Событие". Театр был создан в Москве относительно недавно (в 2010 году) — усилиями выпускников факультета кино и телевидения Юрия Кары и Бориса Григорьева — Московской академии образования Натальи Нестеровой.  Роскошная ранее (с точки зрения объема занимаемых недвижимых площадей у метро Тульская) академия Нестеровой уже давно исчезла с лица земли из-за непролонгации аккредитации, и студенческий театр, ранее размещавшийся там, — успешно перебрался в небольшой зальчик на метро Новослободская, где базируется и сейчас.

Рецепт создания «События» — весьма прост: коллектив единомышленников, возможности работать КРАЙНЕ много (по несколько спектаклей в день, в том числе, и бесплатно — «на вырост» — так сказать), и наличие нужных людей рядом. По последнему тезису уточню: помещение для театра нашел мой друг и известный театральный режиссер Герман Пикус, одновременно предложивший «Событию» вариант объединения с Экспериментальным театром драматургии национальностей Алексея Тенчоя (весьма пробивного и популярного в определенных кругах буддистской братии).

«Ищите своих людей», — так сказал известный итальянский драматург Эрнесто Бонивур. «Событие» этих людей — совершенно нашло. И дай Бог.

Рецепт создания: коллектив+связи

О чем это все? О том, что как ни банально это звучит, «кто ищет — тот найдет». Но не только. Для создания своего театра есть несколько составляющих:

— коллектив единомышленников,

— возможность объединения (с сильными),

— желание работать до упора (до «не могу»).

Универсальный ли это рецепт? Скорее всего, что да. Конечно, в каждом рецепте — весь вопрос в качестве приправ. Нет такого рецепта, который бы подходил всем. Каждый случай имеет исключения (точнее, дополнения). Но разве я сейчас об этом? Я лишь о том, что частный театр в России (и даже в Москве) — возможен, даже несмотря на полное отсутствие поддержки государственных структур.

Конечно, придется попариться. Конечно, возможны случаи, когда Вы будете совсем без денег и даже в долгах. Конечно, многие отойдут, испугаются и останутся в стороне. Пусть. Но цель — манкА и светлА.

И если Вы этого действительно хотите — да будет так. Идите и ничего не бойтесь. А напоследок - вот интервью Николая Коляды, который без прикрас рассказывает, как он создавал свой известный (по всей России и за рубежом) «Коляда-театр». Пусть этот пример Вас вдохновляет.

Удачи!

Искренне Ваш,

Александр Баринов

 

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »