Я давно слышал эту точку зрения. Слышу ее до сих пор. От людей именитых, и не очень. От людей уважаемых, и не очень. По этой теме сказано много. Позвольте и мне привнести свои «пять копеек». Миру все равно, ну а мне – приятно.
Сразу определю свою точку зрения: я считаю, что любое дело, что осуществляется с интересом и на совесть, и вызывает уважение со стороны общественности (коллег) – есть профессия. Не важно, производишь ли ты втулки, или комплектуешь мерседесы. Сторожишь ли ты сад, или ловишь преступников. Пишешь ли картины или водишь экскурсии. Это — твое ДЕЛО. И если ты его делаешь с интересом и хорошо – значит, это твоя профессия.
Многие отождествляют «профессию» с заработком, уверяя, что последний – единственный критерий измерения. Но деньги – это не единственный показатель. Деньги – одна из отдач этого мира за ту пользу, которую ты приносишь своим делом. Много ты получаешь денег за свое дело – отлично. Мало – тоже хорошо, значит, отдача будет в чем-то другом. Возможно, не сейчас. Но будет – непременно. Не все согласны и готовы ждать. Это я понимаю. Но от этого профессионализм больше или меньше не становится.
«Профессия – не там, где твой кошелек, а там, где твое сердце».
«Лицедейство – не профессия». Господи, причем тут театр и кино? К лицедейству они-то отношения никакого не имеют. Лицедейство – это когда ты просто притворяешься, играя на низменных страстях. Театр – это когда ты оставляешь после себя образ, вызывающий сильные эмоции и переживания. Не спорю, и в театре есть «лицедеи». Но и на заводе есть разгильдяи и лодыри. Это имеет отношение к человеку. К профессии это отношения не имеет.
Хотя… я знаю, откуда «растут ноги» вот у таких высказываний – про лицедейство. Мол, это как-то не достойно, изображать кого-то другого, и так далее. Не достойно и не бравурно это, что ли. Тем более, для мужчины. Что, мол, художники – понятно – картины пишут, писатели – литературу сочиняют, музыканты – музыку, а что создает актер? Как это определить и как это измерить?
Сейчас я попробую порассуждать на данную тему крайне циничным и примитивным языком. Любая профессия имеет своей целью создание некой ценности. Ценности коллективной – не бывает, но есть ценность – для каждого. Ценность – это индивидуальная потребность, формируемая здесь и сейчас. Когда у вас болит зуб – то ценность для вас избавления от боли – максимальна, не так ли? Хотя сама по себе цена механического действия а-ля «вырви зуб» может быть весьма мала (по совокупности материальных и прочих затрат).
«Ложка к обеду» имеет самую высокую ценность для каждого (в определенных рамках, но в зависимости от величины «проблемы»). Один мой знакомый не смог посмотреть интереснейший для него футбольный матч, который транслировался глубокой ночью, и наутро он везде искал газету с публикацией результата. Парень не поленился даже — отклониться от привычного маршрута и проехать десять «лишних» остановок на метро, чтобы добыть вожделенный экземпляр.
Помню, как я – дождливой ноябрьской ночью – мечтал уехать из одного маленького городка Тверской области: в Москву нужно было срочно. Я вышел на шоссе, но немногие проезжающие мимо машины — не останавливались. И мне нужен был не супер-профи, что домчит меня с комфортом и музыкой. Мне нужен был человек с машиной, который мог бы давить на педаль и вертеть руль. И все! Мне нужны были не «шашечки», а доехать.
Ценность формируется обостренностью спроса, рождаемого при определенных обстоятельствах. Профессионализм – это то, насколько ОЖИДАЕМО ты будешь этот спрос обеспечивать (покрывать). Именно так, и никак иначе.
Как мне кажется, кинофильмы смотрят вообще все. Конечно, есть и исключения. Но я не про этих людей вещаю сейчас. Кто создает фильмы, и почему мы их смотрим?
Продюсеры, сценаристы, режиссеры и актеры. Если фильм понравился – мы испытываем волнение, восхищение, наши чувства двигаются и играют. От хорошего кино мы получаем УДОВОЛЬСТВИЕ. А диск с фильмом можем пересмотреть еще много раз.
Удовольствия… Часто или редко вы жизни мы за них платим? И насколько мы задумываемся о том, насколько профессионально их нам оказывают?
Открою вам секрет: мы платим за них ПОСТОЯННО. За дополнительные телевизионные каналы, за прогулку на каруселях (горных лыжах, водных «кнопках»), по музеям, по экскурсиям, за компьютерные игрушки и диски. Мы вообще никогда не задумываемся о профессионализме тех, кто нам эти удовольствия обеспечивает. Мы их просто потребляем. Но вспоминаем «о профессионализме» лишь в контексте актерской игры, сравнивая ее с лицедейством, и сомневаясь в ее нужности и полезности для общества. С чего бы это?
— Хорошо, — скажете вы. – Кино – допустим. А что – театр?
Театр – это то же самое. Удовольствие, смешанное с духовными передвижками. Эстетство? Не согласен, но для кого-то – может быть. Погружение в другую реальность, в другой мир? Конечно же! Прикосновение к идеалам? Да, в какой-то степени. Попытка испытать хоть какие-то сильные эмоции? Непременно. И – непременно – шанс стать свидетелем магических вещей, волшебства, если хотите. Потому что «театр» и «волшебство» — вещи очень похожие.
Конечно, театр бывает разный. Как и аттракцион. Кому-то – нравится одно, кому-то – другое (и не безосновательно). Но это – как и все в нашей жизни. И актерская профессия ничем не выделяется из — столь нам привычной — системы «ролевых» жизненных координат, в которой находится место всем граням человеческих потребностей и ценностей. Это все ОДНО.
Просто в театре есть еще кое-что, чего нет, например, в карусели.
Хороший спектакль (равно как и хороший фильм) дает огромный душевный заряд, который с вами долгое время. Возможно, аналогичный заряд может дать и молитва.
Даже, скорее всего.
Но ничто другое на этом свете – дать такой заряд не сможет. Ничто другое.
Профессионализм ли это? Не знаю. Но уж точно — не лицедейство.
Я ответил на ваш вопрос, дамы и господа?
« Театральное искусство: о важнейшем творческом элементе О словах, что я люблю... »