Недавно ко мне подошла мама одного из моих студийцев и попросила совет, в какую театральную школу ее сыну лучше всего поступить для продолжения театрального образования (сыну — 14 лет). Так как эта проблема является актуальной для многих – разрешите мне ответить на этот вопрос развернуто.
Да, вопрос был задан не совсем корректно. Точнее, возможные представления людей несведущих — о специфике и формате обучения в театральной школе, равно как и о длительности такого обучения – чаще всего, ошибочны. Я поясню.
Многие думают, что театральная школа – это как школа обычная, с вкраплением в программу обучения нескольких предметов, посвященные театру. И это не совсем так. Далеко не так.
Театральные школы, колледжи и техникумы (в Москве и не только) можно классифицировать на следующие виды:
— курсы подготовки (повышения квалификации) при театральных вузах (училищах),
— школы (техникумы) с театральным уклоном (где классическое среднее школьное образование дополнено предметами театрального искусства),
— школы, ведущие свою деятельность по особым стандартам (чаще всего, Министерства образования и науки России – по специальностям, которым присвоен специальный код), а обучение в них приравнивается к вузовскому обучению.
В некоторых случаях 1 и 3 виды школ могут функционально и методологически пересекаться, создавая особый (научно-практический) конгломерат.
1) О курсах подготовки (повышения квалификации) при театральных вузах (училищах) я довольно подробно говорил здесь. Не вижу смысла повторяться. Скажу лишь только, что это, на мой взгляд, один из самых слабых инструментов подготовки: народа на таких курсах много, педагоги, работающие на этих курсах — заинтересованы в результате и мотивированы ВЕСЬМА не очень (получая копеечные гонорары).
Да никто, в принципе, и не заинтересован Вас на них (этих курсах) хоть чему-то научить. Ведь и сами вузы почти не скрывают: для них подобные курсы – метод заработка, основанный на «бренде» и имени училища, не более того. Какие-то общие знания Вы на таких курсах получите, но не более. И уж никаким залогом успешного прохождения в театральный вуз (если Вы к этому стремитесь) – они точно не станут.
Если у Вас есть цель (например) — поступить в театральный – лучше нанять себе дельного репетитора или пойти в какую-то толковую мини-группу. Впрочем, это тема для более глубокого анализа, здесь и сейчас я раскрывать ее точно не стану.
2) Школы с театральным уклоном. Как я уже говорил выше, в таких школах базовые школьные программы дополнены «театральными» дисциплинами: актерским мастерством, техникой речи, танцами, сценическим движением, и так далее. Такие школы являются государственными бюджетными общеобразовательными учреждениями (ГБОУ) Департамента образования г. Москвы (поскольку я веду речь о московских учреждениях – я называю их принадлежность в контексте «города-донора»).
Самые известные московские школы с театральным и кинематографическим уклоном (ГБОУ):
— «Школа 1,2,3 (123, ее еще называют «Театральная», ГБОУ)», м. Пушкинская. Театральные классы там – 10 и 11-й (то есть, с первого по девятый классы – обычная школьная программа, а потом можно поступить в «театральный класс»). В школе мастерство ведут некоторые педагоги топовых московских театральных вузов. Школа считается одной из лучших театральных школ Москвы (единственная школа в Москве, имеющая свой учебный театр). Для поступления в «театральный» класс (уже на данном этапе) необходимо читать программу, состоящую из прозы, басни, стихов. Считается (впрочем, нигде это открыто не заявлено), что процент поступивших в театральный – из этой Школы – самый высокий по Москве,
— «Школа 2054 (ранее 232, ГБОУ)», м. Цветной бульвар. Театральные классы – 10, 11 (как и в предыдущем варианте). Школа 2054, конечно, попроще, чем ее более раскрученный аналог (впрочем, кто чей аналог – еще неизвестно), но приметна она тесным сотрудничеством с ВТУ им. Щепкина. Улавливаете мысль? Впрочем, явной тенденции, что выпускники данной Школы почти гарантированно получают себе место в ВТУ – все же нет,
— «Московская международная киношкола» (колледж № 40, ГБОУ), м. Шаболовская. Как следует из названия, основной профиль школы — подготовка кадров для кино и телевидения. Впрочем, это не значит, что Школа «закрыта» для «театралов». В отличие от непосредственно «театральных» школ – обучение искусству театра и кино там продолжается три года (7,8,9 классы), при том, что программа среднего и профильного образования рассчитана на девять лет. Как и в предыдущих случаях, для поступления в «соответствующие» классы необходимо пройти творческое собеседование,
— «Центр образования № 686» («Класс-центр», ГБОУ), м. Петровско-Разумовская. Школа предоставляет драматическое и музыкальное образование (по окончании выдается диплом о среднем музыкальном образовании). Поступать в нее имеет смысл, если после окончания Вы хотите поступать на музыкальный факультет театральных вузов или связать свою жизнь с музыкой,
— «Московский государственный колледж (техникум) им. Л. Филатова», м. Митино. Является нетиповым государственным образовательным учреждением (ГБОУ). Готовит актеров преимущественно для музыкального театра. Имеет трехуровневую систему подготовки: начальный уровень (1-4 класс), профильный (5-8 класс), общее (среднее) образование (9-12 классы). На последнем уровне учащиеся колледжа проходят практику в мюзикл-театре «Монотон».
По сути, колледж Филатова имеет статус и возможности, аналогичные школам с театральным уклоном, изложенным выше, с той только разницей, что на более позднем этапе учащиеся имеют практику в действующем театре. Впрочем, некоторые «театральные» школы также имеют в своем составе учебные театры (например, «школа 123»). Так что – подобное отличие – носит весьма условный характер.
— «Московский театральный колледж при театре Олега Табакова» (м. Чистые пруды, Тургеневская). Является общеобразовательной школой (ГБОУ). Непременные условия приема: на момент поступления абитуриенту должно исполниться 14 лет (он или она долен (должна) учиться в девятом классе общеобразовательной школы), и абитуриенты должны пройти предварительное собеседование (проза, басни, стихи, песни). Ученикам Колледжа предоставляется бесплатное общежитие и питание. В рамках обучения выделяется 24 бюджетных места на курс.
«Колледж Олега Табакова» — это такой «хитренький» проект, в котором, с одной стороны, уживаются общегосударственные образовательные стандарты, а с другой стороны – всем совершенно понятно, что «пропуск» в Колледж является предпосылкой для поступления в Школу-Студию МХАТ. И обучение там ведется по правилам самой МХТ, а не по заявленным общим стандартам. Но не торопитесь с выводами. В этой логике есть обманка. И знаете, какая?
А такая, что с выпускниками подобных студий и «школ» никто точно не знает, что делать. С ними еще на этапе «школьного» обучения работают сильные специалисты топовых вузов столицы. И «школьники» заканчивают такие школы – уже будучи квалифицированными кадрами. А дальше что? Никто особо учить их далее не хочет: уже почти всему научили. Вот и «мыкаются» они «между небом и землей», так и не получив высшего актерского образования, но что-то умеющие (могущие) в актерской профессии. Это, конечно, странно. Но это – так.
Конечно, это не полный перечень школ с (кино)театральным уклоном. Есть еще и образовательный центр (ГБОУ) «Воробьевы горы» (недавно открывший свое театральное направление), и некоторые другие. Хотя, в целом, можно сказать, что образовательных школ с театральным уклоном в Москве не так много. А жаль.
Ну, а теперь – я отмечу некоторые наиболее известные театральные школы Москвы, ведущие свою деятельность по более высоким и качественным образовательным стандартам.
1) «Школа драмы Германа Сидакова», м. Арбатская. Сидаков – один из лучших педагогов мастерской Сергея Женовача (в свою очередь, одного из лучших русских театральных режиссеров современности, ученика П.Н. Фоменко). На каком-то этапе Женовач с Сидаковым «разошлись», видимо, последний просто «перерос» статус одного из педагогов курса. Что не помешало Сидакову создать действительно сильную школу, основу образовательных программ которой составляют краткосрочные (1 мес.) и среднесрочные (2 мес.) курсы по актерскому и ораторскому мастерству и кинопроизводству.
Несмотря на высокий уровень подготовки и «котируемость» диплома Школы Сидакова в театральном мире и сфере кино – данная Школа по своему профилю является классическим тренинговым центром, не претендующим на возможности и статус, приравненные к топовым творческим вузам.
2) «Высшая школа сценических искусств (театральная школа Константина Райкина)», м. Марьина Роща. Константин Райкин – безумно успешный предприниматель. Вряд ли кому-то, как ему, удалось «выбить» такие роскошные театральные площадки как по его «Сатирикон», так и под «бизнес-центр им. Аркадия Райкина», находящийся по соседству. В его школе ведут занятия такие мастера театрального искусства, как Кама Гинкас. Не ставя под сомнение заслуги К.А. Райкина отмечу, что к нему (и к его творчеству) весьма неоднозначное отношение со стороны «традиционных» представителей МХТ.
Отмечу также, что диплом, полученный в Школе, приравнивается к диплому топовых театральных вузов России (государственного образца) по направлениям «актерское искусство», «менеджмент» (в области театра) и «художественное оформление спектакля». Обучение основному профильному образованию в Школе составляет 4 года.
Еще раз выскажу свое мнение, хотя, возможно, оно некоторым и не понравится. Все перечисленные выше школы, курсы и тренинги (за исключением Школ Райкина и, в какой-то степени, Сидакова) – это, по сути, игра в театр, тренировка некоторых навыков и получение определенных знаний, но не глубокое театральное образование, достаточное для достижения серьезных задач. Окончив эти курсы (техникумы, школы) – Вы (или Ваши дети), возможно, будете (будут) знать много. И будете (будут) в курсе – многого. Но – не станете (станут) уметь много. И – не станете (станут) уметь то, что нужно сейчас именно Вам (им).
Поймите, никто под Вас подстраиваться не будет. И учитывать Ваши интересы тоже – не будет. Вы – есть материал для заработка, пробы, имиджа и анализа. Не более того. С Вами познакомятся, позанимаются конечно, — но до результата Вас никто доводить (дотягивать) не станет. В том и есть специфика довузовского (околовузовского) театрального ореола, бренда, овеянного присутствием легенд театра и кино, к коим Вы желаете «прикоснуться», думая, что такое прикосновение рождает перспективу, успех и удачу. Но – нет. Не рождает. Легенды-то есть, они совсем где-то рядом, они машут Вам руками и улыбаются со сцен и экранов, но кропотливой и целенаправленной работы с Вами под их «сенью» будет очень мало. Если она вообще произойдет.
Постарайтесь это понять.
И если Вы захотите поступать в театральную школу, техникум или колледж – понимайте тогда, что ТАМ Вы, возможно, получите необходимый творческий «разгон». Но точечной настройки под индивидуальность или реального продвижения Вас, как творческой личности, там, скорее всего, не произойдет. Полагайтесь на себя — в этих случаях. И прибудет с Вами удача.
Искренне Ваш,
Александр Баринов
« Постановка голоса и речи: пять непростых «железных» правил Приглашение в театральную студию в Москве »