Возможно, начинающим драматургам будет интересно, какие в настоящее время существуют актуальные темы и проблемы современной драматургии. Хотя – вот написАл так – и сделал ошибку. «Актуальным» темам драматургии – уже как лет триста. Время идет, но по сути — ничего не меняется. И не изменится. Запомните, и это очень важно – существует десять основных тем, вокруг которых строятся все мировые театральные и (отчасти) кино-сюжеты:
1) Обвинение/отмщение/очищение. Это тема – самая излюбленная – как в театре, так и в кино. В этой теме легко уживаются и «Гамлет» Шекспира и «Горе от ума» Грибоедова, «Преступление и наказание» Достоевского или «Суровое испытание» Артура Миллера, а также «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана. Конечно, я сейчас говорю о темах, которые наиболее напрашиваются (приходят на ум) при взгляде на указанные произведения, ибо понятно, что каждый режиссер может создать фильм или спектакль – о чем-то своем;
2) «Одиночество/невостребованность/непонятость/«лишнесть». Все «Капитаны Немо», «Робинзоны Крузо», «На дне» Горького, «Три сестры» и «Чайка» Чехова – из этой оперы. И, конечно же – «Утиная охота» А. Вампилова…
Кстати, разновидностью данной темы являются также сюжеты из серии «Свой среди чужих» или «Чужой среди своих».
3) «Волк в овечьей шкуре». Это, конечно же, «Тартюф» Мольера, «Вишневый сад» Чехова, и так далее,
4) «Неразделенная (невозможная, жертвенная) любовь». «Фантазии Фарятьева» Соколовой, «Безымянная звезда» М. Себастиана, «Яков Богомолов» М. Горького, «Холодное лето» или «Легкое дыхание» И. Бунина, «Варшавская мелодия» Л. Зорина и «Последние новости мужского платья» Л. Разумовской. Ну, и конечно – «Ромео и Джульетта» А.С. Пушкина, куда же без него….
5) «Угасающая (или еще теплящаяся) вера». «Иванов» Чехова, «Только имя в застывшем воздухе» Зверлиной, «Братья Карамазовы», «Идиот» и «Неточка Незванова» Достоевского, «Танцы на празднике урожая» Фрила.
6) «Таланты и поклонники». Это все сюжеты, в которых говорится о «звездах» и «простом люде». Тут и А. Н. Островский, и Чехов, и многие другие авторы и произведения.
7) «Подлинные и мнимые жизненные ценности». Почти все произведения А.Н. Островского – из этой серии.
8) «Отцы и дети». Эту тему, так или иначе, обхаживали многие русские драматурги. Это и И.С. Тургенев (в одноименном произведении), и А. Вампилов «Старший сын», и А.М. Володин «Моя старшая сестра».
9) «Поиск высшего смысла или высшей идеи». Очень многие произведения Л.Н. Толстого попадают под эту тему. Но это, конечно же – «Война и мир», — фундаментальное произведение с поиском Бога (высшего решения) во всех наших мыслях, поступках, начинаниях…
10) «О необычности (удивительности) происходящего (детский взгляд)». Это, в первую очередь, Хармс. Трактуя его произведения, нужно понять, что это, по сути, «мультик-анекдот». Очень важно, чтобы Вы знали, что Хармс – начинал свою деятельность как детский писатель. И то, что из него сделали последователи социалистического «масс-культа» — совершенно не то, о чем и как он писал. А он писал о совершенно удивительном мире, полном необъяснимых происшествий. Писал – с позиции ребенка. Равно как и другие – весьма известные – детские поэты и писатели – А. Линдгрен, А. Барто, С. Михалков, Туве Янссон.
И когда Вы поймете, что герой произведений Хармса – ребенок – Вы получите ключ к тому, как нужно «создавать» произведения Хармса в театре и кино и их интерпретировать….
Ну а теперь вкратце рассмотрим проблемы современной драматургии. По сути, это не «проблемы» даже, а одна единственная проблема. И зовется она: «поиск современного героя и современной национальной идеи». Одно вытекает из другого. Возможно, Вы посчитаете это излишне заумным и высокопарным, но это так. Вместе с тем, данная задача очень сложна сейчас, ибо в обществе не сформированы единые стандарты и ценности восприятия, общество очень сильно разобщено на небольшие группы, у которых свои ценности, и все свое.
Задача осложняется еще и тем, что в наш век слишком сильно влияние массовых коммуникаций и социальных сетей, в которых «зависает» почти все молодое (и не очень) поколение. А значит, нужно сделать что-то такое, чтобы отвлечь массовое внимание от этих «красивых фантиков» и побудить ДУМАТЬ и СОЧУВСТВОВАТЬ.
Но это вообще – такой глобальный вопрос, люди на изложенные темы диссертации и книги пишут, и это явно не предмет рассмотрения в данной статье. А чтобы наше с Вами общение носило исключительно предметный характер – я все же попытаюсь поразмышлять о том, какой тип человека мог бы стать сейчас национальным героем в театре и кино.
Недавно на телевизионные экраны вышел сериал под названием «Мажор». Как каждый отечественный сериал – в нем намешано много, и совсем непонятный (даже отталкивающий) финал, но дело не в этом. А в том, что создатели фильма, на мой взгляд, как никогда близко подошли к разгадке нашего «национального героя» ИМЕННО СЕГОДНЯ.
Ведь смотрите: совершенно обеспеченный человек («мажор»), попадая на службу в органы, начинает понимать, что жизнь – совсем другая, что есть простые люди с их сложными проблемами. Герой начинает сталкиваться с ними (людьми и проблемами) каждый день, что проявляет в нем человечность. И его почти неограниченные социальные возможности, помноженные на правильные поступки – создают сильное впечатление. И этот сюжет может быть крайне интересен сейчас (конечно, если сделать его нормально, а не так, как получилось у создателей одноименного кино).
Почему я так думаю? Потому что в современном обществе и искусстве – крайне не хватает именно человечности, но человечности не «конфетной», а«от противного». Не слезивых мыльных опер про замарашек из деревни, а жестко рассказанных человеческих историй про героев, от которых ничего похожего изначально не ожидаешь. Не «Золушка», от которой в том или ином качестве уже тошнит, а такая вот «Анти-золушка». История перехода человека в совсем новое качество.
Это, впрочем, совсем не значит, что герой нашего времени – именно «мажор» или его аналог. Нет, нет. Но это должен быть человек-перевертыш. Такой, чтобы в его образе каждый зритель, читатель или слушатель – нашел что-то свое. И только в этом случае – проблема национального героя может быть (полностью или частично) решена.
Такое мое мнение о том, какие темы и проблемы современной драматургии существуют на данный момент.
Искренне Ваш,
Александр Баринов
« В какой театральный институт лучше всего поступать? Страх публичных выступлений: что делать, как преодолеть? »