Актерское мастерство: еще раз о методах воздействия

admin Рубрика: Заметки на полях, Позвольте представиться,Метки: , , , ,
Комментарии выключены

актерское мастерство

Многие из тех, кто читает мои материалы — видимо пропускает одну важную деталь. На ней я внимание не акцентирую, но, так или иначе, все, о чем я пишу — подчинено именно этому.

Тому, как через методы (практики) актерского мастерства научиться ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ. И не только на сцене, но и в жизни. Если интересно — то читайте.

«Не верю» — так К.С. Станиславский реагировал на потуги некоторых актеров изобразить что-то на сцене. Именно — «ИЗОБРАЗИТЬ» — так как мастерство игры на сцене — это вовсе не искусство изображения. А искусство действования, прежде всего. О действиях я уже неоднократно писал ранее на страницах моего блога. Например, тут. Или тут.

И если Вы не читали мои прошлые статьи — лучше с ними ознакомиться. Чтобы мы говорили на одном языке.

Но я сейчас о другом. О том, что актерское мастерство — оно не только для сцены необходимо. Оно важно также и в жизни. Но почему? Зачем?

Многие полагают, что они знают ответ на этот вопрос. Или даже — ответы. Если Вы так уж уверены — что Ваши ответы точны и/или — что они Вас в полной мере удовлетворяют — то закрывайте эту статью, ибо предмет разговора и исследования в данном случае исчерпаны. Но если Вы колеблетесь и пока не понимаете ТОЧНО — имеет смысл ознакомиться с тем, что описано ниже.

Дело в том, что... Станиславский вообще ничего не придумал, так как придумывать было совершенно нечего. Он просто взял то, что мы используем в жизни и систематизировал. Как Менделеев. Уложил все элементы в систему. Каждый шар — в свою лунку.

Как это? На протяжении всей своей жизни мы только и делаем — что действуем. Нет, конечно, в жизни мы совершаем еще много чего, но лишь действование имеет отношение к достижению цели. Когда мы ставим перед собой цель — мы действуем. Осознанно или нет (как правило, неосознанно), но мы начинаем мобилизовывать все свои внутренние и внешние (телесные) возможности для того, чтобы что-то получить от другого или от других.

И когда цель четкая и прозрачная — то наше тело (все целиком) начинает собираться для ее достижения. И все наши ресурсы начинают работать.

Человек — это единая система. Она ДОЛЖНА работать и РАБОТАЕТ так. Другое дело, что у многих чувства и телесные возможности разлажены. То есть, они работают отдельно друг от друга и — раскоординированны. И вот это — самое плохое. Так как Ваше тело в достижении задач Вам не помогает.

Актерское мастерство — это искусство координации возможностей Вашего организма в достижении определенных задач.

Смотрите, и это крайне простой пример. Вам нужно бросить небольшой камень — как можно дальше. Вы берете камень отводите руку за голову и... кидаете. Что происходит? Камень полетит, но недалеко, но только если — Вы не задействуете еще и ноги, пресс, не мобилизуете тело должным образом. Но даже и этого будет недостаточно, если только... это не будет работать одновременно с процессом самого выкидывания.

Но тут есть еще вот какой ВАЖНЕЙШИЙ момент. Я сейчас говорил лишь про тело. А что с чувствами? Ваши чувства будут максимально мобилизованы тогда, когда Вам будет жизненно НЕОБХОДИМО достичь цели.

Вернемся к предыдущему примеру. Зачем Вам надо кинуть камень? Например, Вы находитесь в двадцати метрах от близкого Вам человека (я не буду уточнять, почему и как Вы в этом месте оказались. Я пишу сейчас о ПРИНЦИПЕ). Итак — Вы видите, что Вашему близкому человеку угрожает опасность, и кто-то хочет на него напасть. Крикнуть или позвать Вы по определенным причинам не можете. Но Вы понимаете, что — от того, попадете ли Вы камнем в злоумышленника (или кого-то подобного) или нет — зависит жизнь и безопасность Вашего партнера.

Понимаете мою мысль? В первом примере Вы просто кидаете камень, не понимая, зачем это нужно. И Ваши чувства «спят». Во втором случае чувства обостряются донельзя, Вы отдаете себе отчет в цене промаха или ошибки. И вот, Вы весь превращаетесь в снаряд. Весь организм работает как часы. Все подчинено лишь одному — ПОПАСТЬ.

Что происходит? Вы ясно видите цель и ВЕСЬ стремитесь к этой цели. И не исключено, что Вы попадете, даже если расстояние велико и Вы не очень хорошо подготовлены физически.

Вот и в жизни так же. Когда Вы ясно видите цель (и понимаете ее необходимость) — весь организм превращается в ЕДИНОЕ СОВЕРШЕННОЕ ОРУЖИЕ. И все начинает работать на Вас.

— Хорошо, — скажет кто-то умный. — Но ведь в жизни мы же не камни бросаем, а совершаем менее энергозатратные поступки. Как с этим быть?

Уверяю Вас, тут все то же. Наше тело совершает внутренние усилия и тогда, когда мы разговариваем с сослуживцами (с целью добиться чего-то), и когда сдаем экзамен (с целью получить пропускной или высокий балл) и во многих других случаях, когда цель осязаема, понятна и практически безальтернативна.

Вопрос лишь в КООРДИНАЦИИ усилий. Только в ней.

— Так что ж, — опять встрянет кто-то — без актерского мастерства мы не добиваемся целей что ли?

Добиваетесь. Но это достижение происходит часто стихийно и оно забирает КРАЙНЕ много сил лишь потому, что Ваше тело Вам не помогает так, как это МОГЛО БЫ БЫТЬ. Иными словами, там, где можно затрачивать 30 процентов сил — Вы затрачиваете 90 процентов. Или даже сто.

Еще простой пример: Вам нужно сдвинуть с места шкаф. Он не такой уж и тяжелый, но и не трехкилограммовый. Вы начинаете толкать его руками, но он не двигается. Тогда Вы подключаете корпус и ноги. Он чуть качается, но стоит. Тогда Вы изо всех сил напрягаете весь свой организм, наваливаясь на упрямый предмет интерьера всем корпусом, и шкаф наконец-то (кургузо и нехотя) сдвигается. Цель достигнута? Да. Много сил Вы на нее потратили? Еще бы! А если изначально все сделать правильно — подключить ОДНОВРЕМЕННО и ноги, и туловище, и руки, и голову (как в случае с камнем)? Эффект был бы тот же? Да, и гораздо больший. А сил ушло бы меньше.

Отдельно следует сказать про голос. Что такое голос? Это выплеск Ваших чувств, помноженный на дыхание. Я нарочно даю такое простое (и даже примитивное) определение, чтобы максимально увеличить понимание. Голос — результат работы определенных мышц организма, имеющий материальную природу. Да, Вы не ослышались — именно материальную.

Нет-нет, голос потрогать Вы не можете, это не шкаф:))) Но голос — это энергия. Воздейственная энергия. И это выплеск Ваших чувств, имеющий действенную природу. Работа с голосом имеет отношение к работе с телом. При сокращении (работе) Ваших мышц определенным образом — голос начинает работать на Вас, начиная воздействовать, а не просто создавать шум.

Вы обращали внимание, что в одном случае человек говорит громко, но — как в трубу? Он создает вибрацию, но не затрагивает Ваших чувств. А в другом случае человек может говорить негромко (и даже тихо) — но его звук Вас пробирает с головы до пят.

Это и есть воздействие.

И когда физический и психологический элементы организма скоординированны — Вы воздействуете максимально, не тратя на это много сил.

Вот этому учит и именно это развивает актерское мастерство — как искусство согласованно управлять Вашим телом и Вашими эмоциями, когда это необходимо, и делать это не на пределе усилий.

Мастерство (в общем смысле) — это когда ты достигаешь цель, не совершая лишних движений, и тратя ровно столько сил, сколько нужно.

А что такое «цели»? И какие цели Вы достигаете (или пытаетесь достичь) каждый день? Уверяю Вас, что каждый день Вы кого-то убеждаете (это действие) с целью — получить согласие. Что, наверняка, кого-то хвалите или успокаиваете (чтобы  воодушевить или утешить соответственно). Кого-то обвиняете (ожидая извинение и/или компенсации за полученную обиду) или перед кем-то оправдываетесь (намереваясь получить прощение), и т. д. 

Цели — это не вымороченные синтетические придумки, годные лишь для сцены. Это то, из чего соткана наша жизнь. Важно уметь их достигать. И понимать, как это делать.  

Впрочем, «актерское мастерство» разумеется состоит не только из этого. Но это — основа. Она же используется для всех известных мне практик коллективного или индивидуального воздействия. А далее идет уже надстройка.

И если Вы понимаете этот базис — Вы уже кое-что знаете. И, в конце концов, совершенно неважно, каким именно способом воздействия Вы занимаетесь (или хотите заняться) — ораторским, актерским, переговорным (риторическим) или каким-то еще.

Базис — один. А штучки-дрючки — это лишь надстройка. Она помогает добиваться точечного воздействия. Но она НИ В КОЕЙ МЕРЕ не отменяет сам базис.

Надеюсь, в данной статье я простым языком осветил, что же такое актерское мастерство и привел некоторые дисциплины-аналоги.

Это, разумеется, далеко не все. Но это ОСНОВНОЕ, что Вам нужно изначально понимать.

Записывайтесь на наши актерские курсы (начнутся с начала октября с.г.) или ко мне на занятия.

Будет полезно.

Искренне Ваш,

 

Александр Баринов

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »