Те, кто хотят поступать в театральный вуз, должны немного понимать организационную специфику поступления. Проще говоря, какие экзамены предстоит сдавать, какие вехи проходить. В настоящей статье я заострю внимание непосредственно на специфике творческих экзаменов, хотя — для поступления необходимо также сдавать и предметы из общеобразовательной программы. Итак...
Если в Вашу прекрасную голову закралась мысль поступать в театральный или творческий вуз — поступайте. О сложностях и перипетиях обучения в таких или подобных им вузах я говорить не стану: информации об этом просто море. Поищите в Интернете, походите по разным группам в социальных сетях или по соответствующим форумам, и Вам все расскажут и покажут, так сказать, на пальцах. Обычно те, кто хочет поступать — люди упертые, поэтому считайте, что «пугалку» в виде описания нелегкой доли потенциальных абитуриентов я уже Вам дал, и совесть свою тем самым очистил. Поэтому — к делу.
Для того, чтобы успешно поступить в театральный вуз — Вам нужно будет пройти творческий экзамен. Нет-нет, это не ОДИН экзамен, и экзаменом-то это назвать довольно сложно. Это — несколько экзаменов, точнее — туров. Так они и называются «туры». В природе существует три тура. Далее идет коллоквиум и — сдача общеобразовательных предметов. Все.
На турах Вы рассказываете подготовленную Вами чтецкую программу. Программа для театральных туров должна включать в себя несколько произведений: 2-3 прозы (монологовая проза и проза классическая), 2-3 стиха, 2-3 басни. Самая негласно «почитаемая» среди педагогов (что котируется у них выше всего) — проза. И вот почему. Чтение басни — сложнейшее искусство, возможно, вообще самое сложное среди всех чтецких искусств.
Это может показаться странным, но это так. Не все даже профессиональные актеры могут хорошо читать басню. Некоторые полагают, что «в чем тут сложность, басенку отчитал, там же все понятно». И это СОВЕРШЕННО не так. Чтобы сильно прочесть басню — нужно обладать недюжинным мастерством перевоплощения, в то же время, не теряя авторскую мысль, и главное — понимать КАК И ЧЕРЕЗ ЧТО это мысль можно актерски выразить.
«Так что же нам делать? Вообще басню не читать, что ли?» — поразится кто-то.
Нет, читайте, читайте. Но помните, что не в басне Ваш залог успеха. Он в прозе, прежде всего. Точнее, в качестве прочтения прозы, в том, насколько проза Вам подходит, насколько она Вас РАСКРЫВАЕТ. Момент раскрытия — он очень важен. Это такой, очень деликатный момент. Но помните, ЛЮБОЙ материал, который Вы возьмете — должен раскрывать Вашу индивидуальность. Берут на курс не Заречную, Треплева, Иванова. Берут ВАС. Со всеми потрохами. И во многом от того, насколько полно Вы раскроетесь — зависит то, возьмут ли Вас или нет.
Итак, существует классическая (описательная) проза и проза монологовая (текст идет от первого лица персонажа). Это не единственные виды прозы, но это (пока) то, что Вам нужно о ней знать. Между разными театральными кафедрами, школами и мастерскими нет единого понимания, какую именно прозу абитуриент должен подготовить для прослушивания. Некоторые считают, что это должна быть ТОЛЬКО описательная проза. Другие же полагают, что важен и нужен именно монолог. Лично я тоже считаю, что монолог (при прочих равных) содержит в себе больше предпосылок для раскрытия индивидуальности абитуриента. Но понятно, что я могу думать как угодно, главное, как думают педагоги вузов, куда Вы собрались поступать.
Поэтому ОБЯЗАТЕЛЬНО перед поступлением запишитесь на консультацию в театральный или творческий вуз или просто сходите туда, проникните на кафедру (а это несложно, уверяю Вас) и постарайтесь выведать, какая именно проза нужна для поступления. Правда, вероятность того, что Вам ответят — не очень большая, как я ранее говорил, на кафедре обычно много мастерских с художественными руководителями, которые могут придерживаться совершенно разных взглядов на программу подготовки в театральный. Не получили ответ — не беда — познакомьтесь с теми, кто уже поступил (обычно весной или летом они находятся около вузов, в сквере, на солнышке, на бордюрчике, в общем, где-то неподалеку) и узнайте все у них.
Если Вы не знаете и не получили такую информацию, хотя пытали всех кого можно — как фашисты партизанов — тогда учите и монологовую, и описательную прозу. Например, подготовьте 2 монологовых и 2 описательных прозы. Тогда уж точно не ошибетесь.
Еще один момент, вызывающий массу вопросов у современных абитуриентов театральных вузов. Он находится в области того, какие произведения предпочтительнее для прочтения на творческом экзамене — классические или современные? Напомню, под классикой обычно понимают произведения, созданные до 20-го века или на рубеже 19-го и 20-го веков. Тут довольно тонкая грань. Но вот, например, Чехов, Островский, Достоевский, Ахматова, Цветаева и даже Маяковский — это классика. А Вампилов, Розов, Высоцкий, Рождественский, Ахмадулина — уже нет.
Так вот: классике нужно, конечно, отдавать предпочтение. Это такой, ни разу не проигрышный вариант. Но, в то же время, если Вы найдете современную прозу, которую Вы понимаете и чувствуете — читайте ее. Помните: Вы — первичны, материал — вторичен. А не наоборот. Но все же — при прочих равных, постарайтесь найти для театральных туров и классические произведения.
Все то, что я говорил о прозе, можно также отнести и к стихам. Конечно, стихи — важный элемент чтецкой программы любого творческого конкурса, без них — никак. Но помните, что наиболее всего котируется проза, потом — стихи, а потом уже басня. Поэтому, при прочих равных, лучше подготовить больше прозы, чем стихов. Это, конечно, нигде не написано и никто Вам это не скажет. Но это — так.
Подготовив программу для поступления на первый тур (экзамен) театрального вуза, Вы, пожалуйста, не подумайте, что это — все, что Вас будут спрашивать. Вот еще примерный перечень вопросов (заданий), на которые Вы можете «нарваться» при прослушивании:
— рассказать анекдот, смешной случай из Вашей жизни,
— прочесть кусочек произведения, что Вы подготовили, на тарабарском языке (язык Вы, понятное дело, должны придумать сами),
— спеть или станцевать (под музыку или без),
— показать небольшой этюд (возможно, с другими абитуриентами),
— показать животных или предметы (например, когда я поступал в ГИТИС — мне предложили показать отрывок из басни, что я приготовил, от имени... лисы. Уж что я там напоказывал — одному Богу известно, но окружающие смеялись).
Как видите, творческий экзамен в театральный включает в себя довольно большое количество заданий, к которым Вы должны быть готовы. При этом, совершенно необязательно иметь шикарный голос или пластику. Но, во-первых, нужно знать, как можно станцевать (если совсем не умеете) и что показывать в этюде, эти вещи понять и наработать несложно. А, во-вторых, нужно не бояться, а стараться проявить фантазию, юмор, гибкость.
На втором и третьем туре идет постепенный отсев тех, кого отобрали на туре первом. Так что — факт прохождения первого тура еще ни о чем не говорит. На более поздних турах педагоги могут попросить Вас почитать что-то из ранее выбранной программы, а могут — и что-то новое (что просили подготовить после прохождения первого). Но даже если Вас отобрали на второй тур, но не сказали подготовить ничего еще — постарайтесь уточнить у педагогов, какие еще произведения они могут порекомендовать Вам почитать. Во-первых, педагогам всегда нравится, когда просят их мнения (даже таким прожженым, как проф-единицы творческих кафедр). А во-вторых, есть шанс, что Вас запомнят уже с первого тура — за серьезность и ответственность.
Есть еще один простой нюанс, о котором почему-то никто не говорит. Прослушивая Вашу чтецкую программу на экзаменах в театральный, педагоги, помимо необходимости раскрыть Вашу индивидуальность (чему и подчинены все задания), — решают еще и промежуточную (но не менее важную, кстати), задачу: понять, насколько Вы надежны, адекватны и готовы обучаться. Это странно звучит, но это — так. Мало иметь талант. Нужно иметь, прежде всего, подходящие человеческие качества для нахождения в коллективе. И — чем более Вы докажете (не только через чтение программы, но и «по жизни», так сказать) — что Вы достойны учиться — тем лучше.
После прохождения трех туров — Вас ждет коллоквиум. На нем Вас могут попросить почитать что-то из чтецкой программы (что реже, ибо про Вас все уже давно поняли ранее) или могут позадавать Вам разные (подчас каверзные или неожиданные) вопросы о том, какие книги Вы читаете (по театру и не только), какие фильмы смотрите, чем по жизни интересуетесь, есть ли дети, и так далее (что чаще). Обычно коллоквиум проходит «без шума и пыли» — все страсти, как правило, остаются позади. Но успокаиваться рано: перед коллоквиумом обязательно почитайте профильную литературу, повторите еще раз программу. В общем, будьте во всеоружии.
Между третьим туром и коллоквиумом могут быть небольшие промежуточные экзамены — по речи, танцу, пению. У нас в ГИТИСе такого не было, после третьего тура сразу шел коллоквиум. Но в других вузах они возможны.
Поступление в театральный вуз сопряжено с большим количеством разных организационных вопросов, например, — в какой пятерке (или десятке) заходить в аудиторию, каким по счету идти, к каким именно педагогам, как правильно вести себя при прослушивании, как и во что одеваться, и так далее. Нельзя сказать, что знание таких вещей первично, но то, что оно немаловажно — это так. Побродите по театральным (творческим) вузам, поспрашивайте народ. Что-то да узнаете. Или можете записаться к нам, и получите все знания «в одном флаконе».
Надеюсь, что я осветил многие моменты по экзаменам в театральный довольно подробно.
Поступайте. Успехов!
Искренне Ваш,
Александр Баринов
« Как стать актером или режиссером (цикл добрых советов) Актерская профессия и сценическое обаяние »