Согласен, вопросы «как стать актером» или «как стать режиссером» — предполагают «брендовость» отвечающего. Ибо тот, кто на них отвечает — должен быть — если не «звездой», то мастером приличного уровня. Признанным мастером, опять же. «Автор сей заметки думает, что сам он — без пяти минут Станиславский, раз может давать подобные советы», — подумает кто-то. И будет прав — отчасти. Я далеко не Станиславский. Но некоторые мысли по данному поводу и вопросу у меня имеются. Если интересно — читайте.
Итак, «как стать актером» или «как стать режиссером»? Ответ не прост, но можно выделить основные (ключевые) моменты ответа или истины. Я упакую свои соображения в тезисы, чтобы было кратко и информативно. Повторюсь, это моя личная точка зрения. Проверенная опытом и чем-то еще. Многочисленные или малочисленные примеры я тут приводить не буду. Интернет ими полон: можете поискать сами.
Итак:
1) Стать актером и (или) режиссером можно (легко). Для этого нужны, как минимум, две составляющие: практика и опытный наставник. Точнее, даже не столько «опытный». Он должен быть ВАШ, весь, с потрохами. Должен желать и мочь возиться с Вами, как с грудным младенцем, показывая и рассказывая все, что он может и умеет сам.
Возможно, я тут «капитан очевидность», но это так и есть. А я продолжаю.
2) Ваш наставник должен быть Вам интересен, Вы должны чувствовать, что он Вас покоряет, каждую минуту, каждое занятие. Что Вам с ним никогда не скучно. Что — даже если Вы подумаете, что все уже знаете — он соорудит Вам ТАКОЙ ПОДВЫПЕРД — что Вы будете сидеть — положа язык на полку — и думать, как же случилось так, как же он так смог, как же Вы только посмели (хоть на секундочку) вообразить, что Вы уже всему научились... В Вашем наставнике должна чувствоваться ГЛУБИНА, как человеческая, так и профессиональная. «Наставник должен гореть сам, чтобы воспламенить других», — так выразилась моя хорошая знакомая. Я с этим ПОЛНОСТЬЮ согласен. Поэтому:
Если Вы понимаете, что никогда еще такого (подобного) не видели. —
Если чувствуете, что каждый момент Вы растете — как личностно, так и профессионально. —
Если Вы осознаете (или, по крайней мере, ощущаете) размер ГЛУБИНЫ Вашего наставника —
— то это Ваш человек.
«А как быть, если я всего этого не ощущаю или не знаю?» — задаст вопрос кто-то умный.
Лично я думаю, что все и всегда человек понимает на интуитивном уровне. «Нравится — не нравится». «Хочется — не хочется». «Можется — не можется» — наконец. Не валяйте ваньку. Думайте, слушайте, присматривайтесь. Ваш наставник должен Вам нравиться комплексно. И не за заслуги, и не за награды. А за отношение — к себе и к Вам, и к ПРОФЕССИИ. Вы должны быть в него влюблены. И все. И — точка.
3) Теперь насчет практики. Многие сейчас начнут мне рассказывать, как невозможно (или безумно сложно) получить актерскую или режиссерскую практику. А это сделать... не скажу, что легко, но ПОНЯТНО, КАК. И даже если у Вас нет актерского или режиссерского образования, — это ничего не значит, поверьте мне. Если Вы хотите заниматься театром или кино (и не важно, в каком качестве) — то Вы будете это делать. Я Вам это гарантирую. Как? Даю подсказку.
Многие из довольно известных профессиональных актеров и режиссеров — вполне себе адекватные и простые люди. Есть и те, кто «с понтами». Так и не ходите к ним. Проверить величину «понтов» — плевое дело. Поговорите с человеком пять минут, посмотрите, как он ведет репетиции, как общается с людьми — и Вы уже проверили. Не беспокойтесь, не ошибетесь. Таких людей за версту видать.
Далее. Ходите на студенческие спектакли, на курсовые работы студентов театральных вузов. Многие из таких работ показываются в учебных театрах при театральных вузах (ГИТИС, «Щукинское училище», «Щепкинское училище», МХАТ и прочие). Показ стоит копейки (150-200 руб.) или вообще ничего не стоит. У нас в РАТИ такие спектакли показывались либо в «учебке», либо — в главном корпусе (м. Арбатская, основное здание РАТИ) в специально оборудованных аудиториях со сценой (весьма напоминающих небольшой театральный зал в 70-100 мест). Там же, на третьем этаже — на режиссерском факультете — проводили прослушивание абитуриентов и ведущие мастерские (например, мастерские С.В. Женовача или О.Л. Кудряшова). Боже, сколько курсовых спектаклей там игралось! И — проходили (на спектакли) все, кто хотел. Повторяю: КТО ХОТЕЛ. Бесплатно.
Улавливаете мысль? Чтобы Вам стать актером или режиссером — Вам надо стать БЛИЖЕ к тем, кто играет или ставит. «Здравствуй, капитан очевидность — два раза?» Да. Но это — так.
Как Вы, должно быть, заметили — я не рассказываю никаких ужасных заумностей, сложностей, и прочих баек про слона. Все — не просто, но доступно при желании. Если Вам станет вдруг сложно — перечитайте эту фразу еще раз. И еще раз. Идите и... ДЕЛАЙТЕ.
4) А я продолжаю свою мощную мысль. Обычно молодые коллективы (и неважно, на курсе при театральном вузе или где-то (как-то) еще) — на этапе вузовского обучения — сталкиваются с двумя ГЛАВНЫМИ проблемами. Первая: деньги (а деньги нужны театру ВСЕГДА, и Вы, пожалуйста, не думайте, что вузовские спектакли всегда оплачивает сам вуз, как бы ни так! — придется поездить по барахолкам для поиска костюмов и реквизита, и так далее) и вторая: организация процесса репетиций и показов. Так что: напроситесь в помощники или ассистенты режиссера. Да, организация процесса репетиций и прочая подобная «ерунда» займет у Вас какое-то время. Но взамен Вы получаете возможность присутствия на репетициях, шанс увидеть и почувствовать процесс «изнутри», бесплатную практику и обмен мнениями (да-да, будет и такое:)).
А дальше — смотрите, учитесь, задавайте вопросы (только не после первой же репетиции неситесь к режиссеру или к актерами с бездной собственных «почему», — станьте сначала своим, поработайте месяц или полтора «на перспективу», а потом уже и вопросы задавать сможете (и будете иметь на это полное моральное право)).
Кроме того, на этапе выпуска многие курсовые коллективы задумываются о том, что делать дальше. Формировать ли свой театр — на базе студентов курса (это случается крайне редко, но это случается) или распадаться восвояси, сохраняя о курсовых спектаклях лишь сладкие воспоминания. На самом деле, речь в данном случае идет лишь об одном: есть ли такое прекрасное место на земле, где бы их спектакли можно было играть и желательно — получать за это гонорары.
Если Вы найдете такое место — Вы станете лучшим другом и актерам, и режиссеру. И вообще — запомните — работы в театре (даже в студенческом) — море. Важно — хотеть работать. Не знаете — научат. Не можете — помогут. Важно — найти себе достойный коллектив.
Не стесняйтесь, общайтесь, общайтесь. Задавайте вопросы, если Вы чего-то не знаете. Это нормально Никто не знает ВСЕГО, помните об этом. Так что — ноги в руки и — вперед. Не всех из творческих коллективов, к которым (возможно) примкнете Вы — возьмут в театры. Не всем из них уготована прекрасная творческая судьба — в виде ролей в театре или кино. Многие это понимают. И многие — изо всех сил будут пытаться обеспечить себе хоть какое-то творческое будущее. Если Вы сможете (хотя бы частично) — добыть это будущее — честь Вам и хвала. Не сможете — не страшно. Хоть наУчитесь. Приобретете полезные навыки. Поймете, хотите ли Вы этим заниматься или нет. В общем, польза завсегда будет.
5) Есть еще такая вещь, она очень действенная. Это - стать вольнослушателем при актерской или режиссерской мастерской. Если Вы понравитесь мастеру — он позволит Вам посещать его курс «за так», ничего при этом особо не делая. Обычно вольнослушатели формируются из числа поступавших, но не поступивших на курс (в силу возраста, обстоятельств, каких-то еще причин). Впрочем, вольнослушателем можно стать и — просто «поймав» мастера в театре или вузе и напросившись к нему на занятия. Шанс — невелик, но он есть. Советую воспользоваться.
Итак, у Вас есть три пути, чтобы (без изначального) образования или довольно быстро — стать актером или режиссером театра или кино. Это:
— поступить на обучение на актерский или режиссерский факультет творческих (театральных) вузов,
— иметь многие связи или знакомства, которые позволят Вам «выйти на новый уровень»,
— сделаться учеником (помощником, ассистентом, вольнослушателем) мастера (на какой-то срок), и учиться тому, что он дает «из-за кулис», а потом «повторять» полученные навыки уже в своих работах, периодически показывая их мастеру (но предварительно — заручившись его одобрением). Этот путь не всегда прост и довольно тернист, но он РЕАЛЕН (и Ваш покорный слуга его в свое время освоил). Поэтому — повторюсь — ноги в руки. И — вперед.
Ах, да. С Новым годом:))
P.S.: актерско-режиссерские курсы также можно пройти тут.
Искренне Ваш,
Александр Баринов
« Режиссерский факультет: куда поступить, где учиться? Экзамены в театральный: специфика и сложности »