Искусство рассказчика: как интересно и смешно рассказывать анекдоты

admin Рубрика: Заметки на полях,Метки: ,
Комментарии выключены

искусство рассказчикаНедавно мне задали вопрос, как стать хорошим рассказчиком, и в чем заключается искусство рассказчика. Вернее, вопрос был задан чуть иначе, но смысл был такой. Я обязательно включаю блок по «искусству рассказчика» в свои курсы по ораторскому и актерскому мастерству, поэтому для меня ответ на сей странный вопрос — не составит труда, несмотря на то, что данная тема имеет множество подтем и подводных «почему». Итак…

Есть различные форматы рассказываемых историй, в зависимости от различных задач рассказчика. Я сейчас буду говорить укрупненно, поскольку классификация подобных историй – это предмет глубокого исследования. Итак:

1) «Короткий» формат (я называю его еще «формат анекдота»). Думаю, не надо пояснять, что это такое.

2) «Средний» формат (чтецкий номер, монолог, и прочее). Как разбирать и читать монолог – я пояснял тут. Если не помните – почитайте, поскольку некоторые термины из той статьи я буду использовать и сейчас. А я иду дальше.

3) «Длинный» формат. Существует несколько разновидностей такого формата, так как у них все же разные задачи. Перечислю некоторые:

  • доклад или презентация,
  • отчет (подведение итогов),
  • вебинар (выступление с последующей продажей),
  • информационно-обучающий урок (например, для раскрутки ютуб-канала),
  • видео-презентация (онлайн) с последующим «продающим» предложением.

Хотел бы уточнить, что любое видео с Вашим выступлением «работает» совсем не так, как выступление на «живую» аудиторию. Последнее – сложнее и ответственнее. Вообще, как сделать тематическое видео с «задачами внутри» — это отдельная тема для разговора. Поэтому в данной статье я буду говорить о «живом выступлении».

Отмечу, что любое выступление на «живую» аудиторию – имеет свои ключевые моменты. Вопрос в том, что в «сжатом и живом» формате – они используются не в полном объеме, а делается ставка на какой-то один элемент. Или 2-3 элемента.

В качестве примера рассмотрим, как смешно и интересно рассказывать ЛЮБЫЕ анекдоты.

Как Вы думаете, что самое важное в рассказе любого анекдота? «Сам анекдот, и если он смешной – все будут смеяться», — скажете Вы. И будете правы и… не правы.

Главное, в любом анекдоте и вообще любой истории – это Вы. Точнее, Ваше воображение. Ведь – когда Вы рассказываете анекдот – Вам смешно. Отчего? Ну, во-первых, из-за самой истории. А во-вторых (и это главное) – потому, что Вы как бы «видите» ее «внутри себя». Вас забавляет не только сама ситуация, но и те образы, которые Вы представляете (воображаете). И Вы ДЕЛИТЕСЬ своим видением этой истории. И это-то и есть самое интересное.

Хороший рассказчик анекдотов – это человек, у которого ПРЕКРАСНО РАЗВИТО воображение. Как его развивать? Могу Вам сказать, что это не так-то просто и сделать. Поскольку тут требуется не только актерское воображение, но и образное воображение. Для того, чтобы развивать образное воображение – Вам помогут… мультфильмы. Ведь – что есть мультфильм? Копилочка образов. Причем, сделанных таким образом, чтобы подчеркнуть характерность самих героев и их приближенность к нашей жизни.

Вспомните Винни-пуха или Пятачка («Винни-Пух»), или Волка и Зайца (из советского мультфильма «Ну погоди!»). Или еще какого-то персонажа из мультика. Еще мне очень нравятся герои из старого советского мультика «Фильм, фильм, фильм…», в котором образы доведены до крайней выразительности и характерности. «Накидайте» себе так образов 10-15. И ответьте себе на вопрос: что Вас в них «цепляет» и ПОЧЕМУ они так запоминаются?

Правильно – эти герои взяты из жизни. Они очень ПОХОЖИ на нас. Все мы знаем и этого «Зайца», и этого «Волка», и «Винни-Пуха», и «Пятачка», и «Ослика», и «Крокодила Гену», и «Чебурашку». Они «живут среди нас». Присмотритесь к своему ближайшему окружению. Должно быть, Вы уже (и давно) знаете тех людей, которые могли бы стать прототипами «мультяшных» героев. А если нет – то кто Вам мешает подобрать (воспроизвести) их аналог из жизни?

Запомните, чтобы интересно и смешно рассказывать анекдоты – Вам потребуется:

  • хорошее воображение (и умение распознать в «мультяшных» образах реальных героев),
  • умение интриговать,
  • умение менять темп и ритм истории.

Возьмем в качестве примера один из известных анекдотов. Он приведен ниже. Жирным шрифтом я подчеркнул ключевые слова («ключи», что это такое – я говорил при разборе монологов – тут). После произнесения любого «ключа» следует использовать паузу. На всякий случай, я вставил слово «пауза» после выделенных «ключей», так нагляднее.

Что получается:

«День настал, улеглась сова (пауза) спать в дупле. И вдруг (пауза) страшный удар по дереву. Что такое? Опять удар — чуть дерево не рухнуло... (пауза). Выглядывает сова из дупла (пауза) и видит внизу (огромная пауза) здоровенного (пауза) кабана. — Эй, сова, лети немедленно, Винни-Пуха зови. Скажи, что Пятачок (пауза) дембельнулся

Читая анекдот – Вам надо представить себе «сову», подыскав близкий и понятный Вам человеческий или мультяшный образ. Какая она? И какой жизненный образ вызвал бы у Вас определенные ЯРКИЕ эмоции УЗНАВАЕМОСТИ? Я бы представил в качестве «совы» миленькую бабушку «божий одуванчик». И вообще, большинство анекдотов, которые я знаю, должны начинаться как добрые истории, очень неспешно, побуждая рассказчика смаковать каждую деталь «этого мультяшного мира» — с умилением.

Далее – надо вспомнить старый и милый сердцу образ Пятачка из старого советского мультфильма про Винни-пуха. А теперь представьте, что Пятачок у нас теперь  – «вдвшник». С бутылкой водки, почти полностью опорожненной, которую он хочет разбить себе об голову (или об голову кого-то еще). Весь мокрый, только что после купания в фонтане. В рваной тельняшке и с синяком под глазом. С двухдневной щетиной. И с сигареткой во рту.

Итак, стоит наш «Пятачок», пошатываясь около дерева, глушит водку из горла, орет матом, вызывая «сову», и изо всех сил пинает «дерево» ногами.

Ну, как – представили? Забавно? Если нет – придумайте что-то еще, но так, чтобы «видя» свой образ – Вам захотелось улыбнуться.

Вот Вам два образа: «бабушка «божий одуванчик» — Сова, и «пьяный «вдвшник» — Пятачок. Всегда стремитесь к тому, чтобы образы в Вашем анекдоте были яркими, колоритными (даже гротескными) и совсем непохожими друг на друга.

Дальше что нужно делать? «Подготовить» слушателя к появлению «вдвшника». Как? Рассказывая изначально историю в ярко радушных тонах. «Бабулька ложится спать» (заботливо подкладывая подушечку под голову и улыбаясь каким-то своим мыслям). Как это мило!

И ВДРУГ! (Пауза, тут надо интриговать)…

Кстати, Вы должно быть не знаете, что значит «интриговать». Обычное описание сего действа Вам ни о чем не скажет.

Когда Вы интригуете – Вы до последнего момента стараетесь «не выдавать» основные ключи» истории. Основные ключи – это те, которые «взрывают» смысл самой истории и побуждают нас смеяться над несоответствием завязки (начала) истории и ее развязки (финала). Обычно, в любом анекдоте есть слово или слова, которые взрывают смысл всей истории. В данном случае я подчеркнул это слово жирной линией.

Рассказывая анекдот, мы все время «держим в уме» это главное слово, так как его произнесение – квинтессенция, кульминация нашей истории. Значит, нам надо постараться долгое время его не «продавать», создавая и пестуя через начальные образы, темп и интонации — «зону неожиданности» для восприятия нашей истории слушателем.

Перечтем всю историю заново (меняя некоторые слова из анекдота под наши образы), с учетом того, что мы уже теперь знаем:

«День настал, улеглась сова (представляем «бабушку-одуванчик») спать в дупле (медленно, умиротворенно, радостно). И вдруг страшный удар (резко) по дереву. Что такое (недоуменно)? Опять удар — чуть дерево не рухнуло... (нагнетая обстановку, медленно и почти с угрозой). Выглядывает сова из дупла и видит внизу (с МАКСИМАЛЬНЫМ удивлением и паузой) здоровенного (пауза) кабана (при этих словах нужно представить «Пятачка-вдвшника»). Пауза. — Эй, бабуль, лети скоренько, моего братишку Винни-Пуха зови (развязно, пьяно, вызывая на бой). Скажи, что его давний кореш — братишка Пятачок (на этом слове в Вашем воображении — он разбивает бутылку о голову) —

ПАУЗА —

— (очень медленно и с вызовом) дембельнулся! (после этого слова в Вашем воображении - «Пятачок» падает у дерева, выкрикивая «матерные слова» и засыпает).

Смешно? Забавно? И как только Вам станет НЕСТЕРПИМО забавно от этих образов и от этой истории — Вы сможете «заразить» ей кого-то еще. И только ТОГДА от нее станет забавно и другим.

Забавно — не в тексте. Забавное — в Вас.

Разберем еще один анекдот. И также «из жизни» Винни-Пуха и Пятачка (в скобках я указал комментарии, как надо произносить те или иные фразы, и что при этом представлять; ну, а жирным шрифтом я также как и раньше — выделил ключевые слова):

«- Пух, куда мы идем? — спрашивает Пятачок (весело, жизнерадостно, ведь они идут куда-то по очень важному делу, которое, конечно же, спасет мир).

Свинью (пауза) бить («надо избавить мир от нечистой силы, это наша миссия, самое важное дело всей нашей жизни»).

— А если она убежит? (еще более радостно, явно «проникаясь» этой важностью и ответственностью перед миром).

ПАУЗА. ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО С ПРИЩУРОМ, ЯВНО ОЦЕНИВАЯ РАЗМЕРЫ ПРОИСХОДЯЩЕГО (почти как И.В. Сталин, возможно, даже чуть с его акцентом):

— Я тебе (большая пауза) убегу…».

Как Вы видите, знание определенных законов разбора историй «короткого формата» – позволяет сделать практически из любого анекдота мини-представление, создав удивительные и вместе с тем – жизненные и — исключительно ВАШИ образы. А искусство рассказчика – в том, чтобы «вкусно» и ДЕТАЛЬНО придумать эти образы, создав яркие и удивительные характеры, непохожие один на другой.

И интриговать, интриговать, интриговать…

До последнего слова.

Чтобы насладиться историей самому. И — через это — порадовать Ваших слушателей.

Искренне Ваш,

Александр Баринов

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »