Как подбирать монолог при поступлении в театральный вуз

admin Рубрика: Заметки на полях,Метки: , , , , ,
Комментарии выключены

поступлениеКак мы знаем, сейчас разгар прослушиваний в театральные (творческие) вузы России. Толпы, километры абитуриентов штурмуют звездные олимпы. Или по крайней мере, подходы к ним. И все большее количество абитуриентов заботит подготовка сильной программы для поступления. И я получаю на почту море вопросов. «Подскажите, помогите, посоветуйте». И чтобы ответить сразу всем на большинство этих вопросов — я и создал данную статью. Надеюсь, она кому-то поможет.

Итак, вначале коснусь некоторых распространенных мифов при поступлении. Я совершенно не понимаю, откуда у людей берется эта информация. Но, тем не менее...

1) Миф 1. «Для поступления лучше использовать описательную прозу». Это совсем не так. Лучше читать монолог. Почему? Потому что описательная проза ограничивает вас в выразительных средствах. Когда вы читаете монолог (особенно, если он созвучен вам) — вы проявляете свои эмоции, так или иначе. В описательной прозе эмоций меньше, и они более одноплановы. В монологах эмоций больше, они более яркие. Их и нужно брать. Или, по крайней мере, на них делать ставку.

2) Миф 2. «Для выбора произведения „пол“ вашего персонажа не важен». Для меня большая загадка, зачем девушки иногда берут отрывки, созданные для ребят. Вам нужны ИМЕННО женские монологи. Или стихи, написанные женщинами-поэтессами. Это важно понимать. Приемная комиссия, слушая ваше выступление (если, конечно, оно талантливо исполнено) будет прикидывать, какие женские роли вам давать. ЧТО ВАМ ИГРАТЬ-ТО. А значит, берите «женский» материал. И даже — если это басня — берите басню с «женскими» персонажами.

3) Миф 3. «При выступлении не надо ничего играть, будьте органичны». Тут вопрос весьма тонкий. Вообще, забегая вперед, нужно очень не ошибиться с материалом: вам должно быть понятны чувства, которые испытывает персонаж, от лица которого идет монолог. Странно было бы, если бы герой «вашего» произведения, попавший в сложные жизненные обстоятельства, легко и приятно «барабанил» свой текст. Ибо я всегда говорю — а в чем исполнение-то? Этак может каждый встречный-поперечный. Различие-то в чем? В чем талант?

Послушайте, и это ОЧЕНЬ важно. Текст должен быть вами ПРИСВОЕН. Он должен стать ВАШИМ на эмоциональном уровне.  Что это такое? Это значит, что вы должны понимать чувства персонажа, поскольку у вас в жизни УЖЕ БЫЛА такая же или похожая ситуация. Вы должны вспомнить эту ситуацию, немножко покопаться в себе и вспомнить, как вы себя вели, что ощущали, как говорили. И на этом ощущении сказать монолог. Все.

Мне как-то написал один парень, с просьбой подобрать ему монолог для поступления. Поищите там-то, — сказал ему я. Парень поискал и выдал мне «на гора» один не очень известный текстик. Почему именно это, — спросил я. — Я его чувствую. У меня была в жизни такая же ситуация, — ответил парень.

И это правильно. Играть ничего не надо. Но вы должны ощущать, что происходит, должны понимать, что чувствует ваш герой. И тогда все получится. Главное — не пытаться выдавливать из себя эмоции, стараться быть максимально естественным.

Ну, а теперь — вот три правила нахождения подходящего вам прозаического или драматургического отрывка и работы с ним.

1) Текст должен вас цеплять. Заражать эмоцией, побуждать его поиграть. Не интересный или не понятный вам текст брать не нужно. Театр — это игра, как ни крути. Нужно брать текст, который возбуждает фантазию и эмоции, который ХОЧЕТСЯ говорить.

2) Не нужно брать большой текст. Возьмите средний или небольшой. Никто не будет слушать вас 2 часа, абитуриентов и так — хоть пруд пруди. Если монолог большой и — нравится вам — возьмите карандашик, и чуть его порежьте. Поверьте — комиссии — до глубокой фени, насколько полно вы воспроизведете монолог. Они будут следить за тем, насколько вы ОРГАНИЧНЫ и УБЕДИТЕЛЬНЫ. А не за текстом, как таковым.

Еще раз повторяю: мальчики берут «мужские» театральные монологи, девочки — «женские» театральные монологи. И не наоборот!

3) Ну, предположим, монолог вам понравился, он небольшой (или вы его сократили). Все, вроде, хорошо. Дальше что? А дальше, милый друг, вам надлежит прочитать пьесу, откуда взят этот монолог. Да-да. Нужно будет потрудиться! ОСОБЕННО внимательно (и не один раз!) нужно будет проработать кусок, предшествующий монологу. Нужно понять, с кем говорит «ваш» герой, какие у него отношения с собеседником, и САМОЕ ГЛАВНОЕ — что он хочет получить в результате своей речи. Это самое главное. «Зачем я это делаю? Что хочу получить?» Вот, в чем вопросы:)

«Ваш» герой может, например:

— убеждать (в надежде получить согласие собеседника на что-то),

— обвинять (получая извинение или раскаяние),

— оправдываться-раскаиваться (получая прощение),

— призывать (побуждать) к действию (получая помощь или поддержку),

— размышлять, искать решение или ответ (получая ответ или совет — на свои вопросы)...

И так далее. Некоторые монологи герои произносят в одиночестве. Но даже и тогда — надо ВЫДУМАТЬ себе собеседника, например, из числа друзей героя или его ближайшего окружения. Надо точно себе представлять реакцию вашего собеседника на определенные слова. Надо нарисовать его ВЖИВУЮ, просто представив его среди ваших друзей, подруг, родственников или просто знакомых.

Вот, все. Удачи при поступлении в театральный вуз. И, чтобы вам было чуть легче — я открыл новую группу ВКонтакте — "Театральные монологи". Их там сейчас уже — невообразимое количество. Заходите. Думаю, обязательно себе там что-то подберете.

А если хотите поступить в театральный, но не знаете, как это сделать — то Вам — к нам, в Москву, на очные курсы.

Но даже если Вы проживаете в другом городе — не беда. У нас можно заказать консультации по подготовке в театральный вуз — по Интернету. 

Всегда ваш,

Александр Баринов

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »