Постановка голоса и речи: пять непростых «железных» правил

admin Рубрика: Заметки на полях,Метки: ,
Комментарии выключены

чч8Скажу сразу: вопросы, освещающие техники постановки голоса и речи – весьма обширные. Равно как и – вопрос: как поставить голос – рождает рассказ о довольно большом перечне муторных и долгих упражнений. Не думаю, что это интересно Вам. И что это продуктивно описывать. Поэтому остановлюсь на наиболее ключевых элементах.

Что такое речь? Это голос (звук), связанность (осмысленность речи, интеллект) и способность выстраивать речевые конструкции под свои цели (риторика). Об искусстве риторики я подробно говорил ранее. В данной статье я хочу поговорить о методике приобретения речевой осмысленности.

Об этом всем я, кстати, говорил в своих предыдущих материалах. Однако, довольно мне делать на них ссылку, это расстраивает целостность настоящей статьи и несколько сбивает мысль объемом материала. Поэтому я решил озвучить все «с чистого листа». Надеюсь, Вы не рассердитесь на меня за это.

Что такое – голос? Это, в первую очередь, звук. Во вторую очередь – это дыхание. И в третью очередь – это произношение (произнесение) каждого звука.

Все.

Сила Вашего голоса определяется, прежде всего, тем, как «работает» Ваш живот, как он сокращается при звучании. Существует дробное сокращение (колебание) живота и плавное (поступательное, постепенное).

А значит, Вам надо заниматься тренировкой Вашего живота и тренировкой Вашей дикции. Как одновременно, так и – по отдельности.

Дикция – штука крайне непростая. Ибо она не только (и не столько) отражает чистоту Вашего звучания, как является и своеобразной интеллектуально-информационной картой Вас как личности. Чистота дикции – это не только правильное проговаривание звуков, с точки зрения фонетики языка. Это еще и СЛИТНОСТЬ и ОСМЫСЛЕННОСТЬ Вашей речи, ее ЛОГИЧНОСТЬ и ЗАКОНЧЕННОСТЬ (закономерность).

В школах (по крайней мере, советского периода) – учеников просили пересказать своими словами тот или иной рассказ (или отрывок из какого-либо литературного произведения).

Зачем?

Чтобы ученик тренировал МЫСЛЬ. Точнее, возможности ее выражения.

Послушайте, мысль – есть главное в речи. Вы можете сколь угодно прекрасно артикулировать или связывать слова, но если в Вашей речи нет мысли – то в Вашей речи ВООБЩЕ ничего нет.

Правда-правда.

Собственно, это отнюдь не значит, что каждое Ваше высказывание должно носить глубокий (глубинный) характер, сопровождаясь попыткой выражения определенной важной для мира идеи. Вовсе нет.

Но, не зависимо от того, короткая ли Ваша реплика или длинная – существует определенный элемент, который отражает осмысленность Вашей речи. Это ее слитность.

Помните: слитность Вашей речи вкупе с правильным произношением звуков – уже рождает ее осмысленность. По крайней мере, создает предпосылки к оному. Что значит «слитность» речи? А то, что слова, будучи собранными в единую логичную цепочку, становятся подчиненными определенной цели всего Вашего высказывания. И не только цели. Мысль или смысл – зарождает эмоциональное Ваше присутствие в Вашей речи.

Цель Вашего высказывания определяется психологическим действием. Ах, да, я обещал не давать ссылок. Ладно, дам одну, ибо объяснять все с нуля действительно долго. Вот.

Итак, определение цели и действия – есть два ключевых элемента, которые фундаментируют Вашу речь.

Совсем запутались? Давайте я объясню Вам все «на пальцах». То есть, на конкретных примерах. Итак, поехали.

Вы хотите сделать подарок Вашему близкому человеку. Неважно, кто это именно. Решите сами. Заметьте: я уже определил цель Вашего действия. Итак: цель: сделать подарок (преподнести сюрприз, так точнее). Действие?

Действие – это то, как (каким образом) Вы это будете делать. С каким посылом. Я выбираю действие «интриговать». Для тех, кто вообще не в курсе – даю табличку основных существующих целей и действий.

Действие (что я делаю?) Цель (что я хочу получить?)
  1. Убеждать
Доверие
  1. Обвинять
Извинение (раскаяние)
  1. Оправдывать (оправдываться, извиниться)
Прощение
  1. Интриговать
Заразить идеей, увлечь (преподнести сюрприз)
  1. Размышлять (искать)
Решение вопроса или проблемы
  1. Вызывать на (откровение, разговор)
Облегчение (определенность, проявление ситуации)
  1. Успокаивать (поглаживать)
Улыбку (расслабление, снятие напряжения)
  1. Ставить точку (завершать разговор)
Подавление (точка в теме или отношениях)

 

Конечно, действий всего больше, чем восемь. Есть еще и невыраженные (точечные) действия, имеющие (чаще всего) невыразительную эмоциональную природу. Всего существует более 15 основных осознанных эмоциональных действий. Но перечислять их все я здесь не буду. Давайте сохраним это в маленькой тайне.

Есть еще микро-действия, имеющие подчиненную природу по отношению к основным действиям, служащие как бы «мостиком» от одних основных действий – к другим. Их перечислять я тоже не буду. Считайте, что я – жадныйJ

Хотя ниже – я все же приведу некоторые из них.

Итак, вот Вам цель: преподнести сюрприз. Вот Вам действие: интриговать. Как это влияет на слитность и осмысленность Вашей речи?

Напрямую. Вы теперь понимаете, ради чего все. У Вас есть безотказный инструмент: Ваше действие. Теперь сосредоточьтесь и представьте себе человека, которого Вы хотите порадовать. Помните, Вы должны вспомнить все его повадки и нюансы его восприятия.

В исполнении каждого действия – есть микро-цели. Первая микро-цель – зацепить первичное внимание (увлечь).

«Как ты думаешь, что находится в той комнате? Нет, ты ведь ни за что не угадаешь. Но если ты попробуешь угадать, то ты получишь то, о чем всегда мечтал(а)».

Жирным я помечал основные (ключевые) слова, вокруг которых строится действие, и которые ведут к достижению Вашей цели. Дальше приводится «отстройка»:

«Нет, если ты, конечно, не хочешь это узнать, я настаивать не буду. Пусть и дальше твоя мечта останется не реализованной».

И третье (в зависимости от реакции человека – «подмена»):

«Давай поговорим о чем-то другом. Я же вижу, тебе твоя мечта не очень интересна. Как обстояли сегодня дела на работе (или учебе)?»

Что Вы делаете? Вы нагнетаете интерес, но делаете так, чтобы Ваш визави понял, что Вы не привязаны к объекту интриги, Вам (условно говоря) от этого ничего не надо. Условно говоря, Вы ничего не приобретаете, а он – МОЖЕТ. И даже – должен.

И далее (увеличиваете значимость подарка):

«Ладно-ладно. Только ты должен обещать, что…».

Конечно, весь этот алгоритм ведения беседы зависит от реакции партнера и от ситуации, в которой Вы оказались. Еще раз повторюсь: Вы должны очень точно и тонко подмечать настроение партнера, его реакции и оценивать уместность определенных бесед в конкретный момент времени.

В чем тут слитность Вашей речи? Вы работаете по определенным ключевым словам, которые выстроены так, что ВОЗДЕЙСТВУЮТ на партнера с эмоциональной и смысловой точек зрения, давая, тем самым, побуждающие мотивы. Произнося одни слова, Вы стремитесь к другим, и для Вас общая система целей превращается в общую картину, под названием «цель». Ради этой цели Вы можете отойти от строго действия или, наоборот, подойти к нему, но Вы всегда ЗНАЕТЕ, в русле чего Вы выступаете и к чему именно ведете.

Еще пример. Вам надо оправдаться в резком высказывании в адрес Вашего партнера.

«Привет. Наверно, ты все еще злишься на меня за то, что произошло. Я тоже на себя злюсь. Правда. Если бы было можно повернуть все вспять – я бы вот как сделал(а)…».

Если Вы хотите оправдаться (или извиниться) – так оправдывайтесь (извиняйтесь). Сразу переходите к этому, не тяните кота за хвост.

Итак, вот Вам пять непростых, но железных правил речевого воздействия:

  • Улыбка,
  • Установление цели,
  • Установление действия (помните, что действия постоянно варьируются в зависимости от микро-целей),
  • Наблюдательность (которая не должна прекращаться ни на минуту),
  • Слитность речи (тут скороговорки Вам в помощь, которые должны проговариваться БЕЗ ПАУЗ и в среднем темпе).

Вот, все. И последнее. Мы как раз набираем новый курс в Москве, посвященный актерскому мастерству и постановке голоса и речи. Так что – если интересно – Вам сюда.

Если Вы проживаете в другом городе — мы можем предложить Вам консультации через Интернет.

 

Искренне Ваш,

Александр Баринов

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »