Работа в театре: с кем дружить, чем дорожить (ч. 1)?

admin Рубрика: Позвольте представиться,Метки: , , , , , , , , , , , , , ,
Комментарии выключены

_MG_0404Проводя индивидуальные и групповые занятия по актерскому мастерству и режиссуре, я вдруг обнаружил, что преподаваемая мной программа — не полна. Она имеет изъяны — но не методологического, а пост-практического свойства. Натолкнул меня на эту мысль вопрос моей ученицы (она готовится к поступлению на режиссерский факультет), который звучал примерно так: «как себя вести в театре при репетировании (работе) первой своей постановки».  Я решил пополнить свою образовательную программу для поступающих в театральные вузы — с соответствующим разделом, который условно назвал: «при приеме в театр на работу — при наличии вакансии — важно...». И заодно решил поделиться некоторыми своими соображениями — ниже. Если интересно — то читайте.

Итак, в данной статье относительно трудоустройства в театр — я буду касаться случаев и нюансов приглашения Вас на работу в качестве режиссера-постановщика — в один из театров, расположенных в другом городе (регионе) — если Вы только оканчиваете или уже (недавно) окончили театральный (творческий) вуз. Оговорюсь сразу, мое наблюдение касается, в основном, не очень больших (средних по размеру) театров-работодателей. Конечно же, если Вас приглашают на постановку в крупный театр (причем, неважно, в Москве, Санкт-Петербурге (Спб) или где-то еще) — поведенческие принципы и приоритеты сотрудничества в нем будут (могут быть) несколько другие. Да, и я не беру «жизнь на Марсе» — например, уровня ведущих драматических театров Москвы, Санкт-Петербурга (Спб), Екатеринбурга (в Москве это — Ленком, Маяковка, Вахтанговский, Малый театры, всего около 30 театров) — и прочих мест с многолетней репутацией и не «смываемым» веками брендом. Там — совсем другая жизнь. Как творческая, так и организационная. У меня в Ленкоме знакомый трудится. Знаю не по наслышке.

Я буду говорить о принципах переговорного (договорного) процесса стороннего (приглашенного) режиссера, оказывающегося в средних по масштабам (региональных) драматических театрах. Коих большинство в России. И в которые, скорее всего, попадете и Вы, либо на этапе защиты своего режиссерского диплома, либо сразу после защиты оного (если, например, Вам посчастливилось его защитить в родном городе или там, где Вы проживаете уже долго). Повторюсь, что данная статья затрагивает модель поведения именно режиссеров при приеме на работу в театр, так как она (эта модель) будет совсем иной, чем — если бы Вас приглашали как актера. Хотя — в этом случае — тоже будут свои «подмодели». Например, если Вы только окончили актерское отделение и лет Вам этак 20-25 — в данном случае — вести себя Вам следует по-одному. А если Вы уже известный (сложившийся) актер или актриса — то по-другому. Впрочем, как вести себя в театре начинающему актеру — тема исследования для отдельной статьи. Как-нибудь поделюсь с Вами этим. Но не сегодня.

Итак, вот Вы сказочным образом договорились с каким-то региональным театром на постановку (прием на работу на контрактной основе и на определенное время репетиций, включая показ премьеры). И Вас, как водится, приглашают посмотреть театр, познакомиться (со всеми, с кем только возможно) и пообщаться. Это значит, нужно будет съездить и поговорить с руководством театра лично. Кстати, что такое «руководство театра» — бывает вообще неизвестно, пока Вы с ними воочию не столкнетесь. В ряде случаев «выходить» на Вас может ЯВНО не тот, кто будет принимать ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ решение по устройству. Поэтому, после согласования ряда «технических» моментов Вашей «экскурсии» — ОБЯЗАТЕЛЬНО найдите возможность «побеседовать» с «главным».

Впрочем, как я уже сказал, попасть «в точку» с пониманием, кто «там» главный — Вы со стопроцентной вероятностью не сможете, даже если погуляете по сайту театра и «познакомитесь» с фото местного руководства. Фотографии и биографии, размещенные на сайте, выглядят красиво и интригующе, но совсем не позволяют оценить истинный вес каждой персоны в руководстве театром.

Приведу пример. Однажды я, уже на излете своего обучения в РАТИ, — искал, где бы можно было поставить свой дипломный спектакль. И нашел один из театров, расположенный на границе Московской области и другого (смежного) региона. Название театра я говорить не стану, чтобы не смущать коллег. Но — когда я туда приехал (по общей договоренности с помощником директора из серии «приходите, поговорим» - со мной разговаривал не один человек, а целый «художественный совет», состоящий на тот момент из директора театра, некоторых (видимо, самых заслуженных) актеров, и еще кого-то (функции которого я запамятовал, ибо прошло уже много времени с тех пор).

Этакие возрастные дяденьки и тетеньки с каменными лицами слушали, как я перед ними распинаюсь и излагаю свою концепцию. Не очень приятное ощущение. Но — я был сам виноват. Повел себя не так. Вместо того, чтобы изначально обговорить многие вещи по телефону — я ринулся в пучину событий (неопытен был тогда, каюсь). 

И что произошло? Я в их глазах — обесценился. Стал как бы «мальчиком по вызову».

Кстати, был ли в данном совете художественный руководитель или, на худой конец, режиссер театра? Нет. Как мне объяснили кулуарно (позднее) — художественный руководитель (он же режиссер) — появляется в театре фрагментарно — в перерывах между запоями. Его удерживают на должности — неплохие отношения с администрацией театра, с отдельными представителями которой его (худрука) связывает нечто родственное. На мой вопрос, кто же тогда ставит спектакли — ответ был дан следующий: над спектаклями театра работают приглашенные режиссеры, кандидатура которых утверждается худсоветом, или местные актеры (а такое, кстати, в современных театрах не редкость). Вот так.

С тем театром у меня так ничего и не вышло. Но я не жалею. Ничего там особо хорошего я не увидел. Ни с творческой, ни с других точек зрения.

Но перейдем к нашим «баранам». Как правило, руководство театра — это:

— директор,

— худрук (режиссер) театра,

— заслуженные или народные актеры (реже — худсовет).

Как я и говорил, не работая ранее в театре — Вы никогда не угадаете, где же зиждется там реальный «босс» (или «боссы»).  Но знайте, что, вне зависимости от того, кто в театре «самый-самый» — там ВСЕГДА найдется человек, который будет скреплен с Вами определенными финансовыми узами. Это директор театра или его зам. Директор и зам, как правило, утверждаются профильными Комитетами по культуре (молодежи, молодежной политики, существует еще масса названий таких комитетов) местной Администрации, перед которой они (директор и зам) несут ответственность за жизнь театра на разных уровнях. Так что — в любом театре — фигура директора — если не основная, — то уж точно не вспомогательная. И с ним (директором) Вы будете встречаться (общаться), не раз и не два — по разным вопросам. Помните об этом.

Что это Вам дает? А вот, что. Стремитесь еще до первой поездки переговорить по дистанционной связи с директором театра, его замом или (на крайний случай) худруком. Обговорите с ним (ними) все ключевые вопросы сотрудничества по Вашей будущей постановке (при приеме в театр на работу), в числе которых:

название (или названия) пьесы для постановки (3-4 названия вполне пойдет),

сроки постановки (обычно 2-3 месяца),

гонорар (вот только, я Вас умоляю — стесняться тут не надо, Вы себя не на помойке нашли и не с детского сада явились. Сам когда-то боялся спросить, сколько стоит моя работа. И попал не в самую приятную ситуацию, когда по приезде на постановку в один из драматических театров мне объявили, что мой гонорар будет вполовину меньше условного (с директором я этот вопрос точно не обговорил) из-за непростой финансовой обстановки в театре, сложившейся на тот момент. Так вот, постарайтесь уточнить сумму гонорара (и размер аванса) ИМЕННО у директора, так как выделять деньги будет непосредственно он (и нести ответственность за их размещение тоже). Бывает, что худрук что-то пообещает «с барского плеча», а потом...),

наличие или отсутствие у Вас своей творческой команды (художника, композитора, и т.д.),

примерный круг задействованных актеров. Это, кстати, крайне важный момент. Например, в предвкушении радостного события в виде своей первой-распервой прекрасной постановки — Вы остановили свое внимание на актере или актрисе театра, куда Вы направите свои стопы (мысленно «посулив» ему или ей главную роль). Посмотрели ролики его (ее) спектаклей, фото. Все подходит, все чудесно-расчудесно. И лишь по приезде в театр узнаете, что Ваша «несравненный(ая)», оказывается, уволился(ась) (на последнем месяце беременности (если это она), поссорился(ась) с руководством и (или) временно не играет, и т.д. и т.п.). Заменить его (ее), конечно, можно. Но — есть ли, кем?

Да-да, бывает и такое (это, в основном, мальчиков и мужчин касается). Например, в одном из театров был уникальный случай, когда в труппе отсутствовал (как класс) уровень средневозрастных актеров (30-40 лет): «на смену» молодежи (20-25 лет) шли уже почти «старички» (от 50 лет). И «средневозрастные» роли играл один (на всех) дядечка, которому на вид было где-то лет 45 (а на самом деле, ему недавно стукнуло 55). Так и выходили из положения. Кстати, на сайте театра на тот момент все еще фигурировали актеры среднего игрового возраста (2-3 человека), которые уволились из театра месяцем ранее, но их фото и фамилии почему-то тогда — так и не убрали.

Помните, что — чем лучше (детальнее, точечнее) Вы обговорите основные моменты Вашего сотрудничества «на берегу» — тем проще Вам будет договариваться в будущем. В идеале, конечно, еще до встречи — хорошо бы получить проформу договора о найме Вас в качестве режиссера с указанием основных условий. Не все на этой пойдут (а если и пойдут — то нюансы сотрудничества в договоре не укажут). Но — попытаться все-таки стоит.

На этапе начальной встречи ВСЕГДА стремитесь к тому, чтобы обговаривать ЛИШЬ нюансы сотрудничества, а не его базовые элементы, кои я изложил выше, и кои НЕОБХОДИМО определить еще ДО поездки.

И напоследок — остановлюсь на некоторых вопросах гонорара. Бывает такое, что Вы совершенно не знаете, сколько просить за Вашу работу. Директор и худрук этот вопрос как-то особо не «выпячивают». И создается неловкость.

Знайте, что размер гонорара за постановку спектаклей сторонними режиссерами — обычно всегда известен (сформирован, обговорен) в театре изначально, так как он определяется в зависимости от того, сколько театр зарабатывает сам и сколько он получает от государства. Величина гонорара в каждом случае «скачет», и сильно. Как правило, речь может идти (для средних региональных театров) о суммах 30-80 тыс. руб. за постановку. Аванс по договорам найма обычно составляет 30-50%. Остаток гонорара Вы получаете — после приемки спектакля руководством.

Важно: не начинайте репетировать, пока не получите аванс. В некоторых случаях (хотя такие случаи редки, но все же) — могут быть большие задержки с выплатой аванса. И если у Вас нет своей наличности — ждать ее получения уже на этапе репетиций может быть крайне обременительно в условиях, когда Вы в другом городе и — совсем без денег. Всегда договаривайтесь, чтобы аванс был выплачен Вам — до начала работы — либо наличными в день приезда на постановку, либо на карточку — на момент приезда.

Данные советы, конечно, не уберегут Вас на 100% от роли случая, случайности, халатности или неорганизованности тех людей, к которым Вы едете. Но они позволят Вам несколько застраховать свои риски, через понимание стадий процесса переговоров.

В следующей статье в русле данной тематики — «при приеме на работу в театр — важно...» — я расскажу, с кем из персонала театра, прежде всего, стоит «дружить» сразу после назначения Вас режиссером на контрактной основе и на ограниченный временной срок — при наличии вакансии, разумеется.

До встречи.

Искренне Ваш,

Александр Баринов

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »