Для многих людей страх публичных выступлений – это реальная проблема. Обычно у таких людей – вялый и не очень красивый (выразительный, четкий) голос. Не четкая дикция. Но – поверьте – это лишь следствие того, что они НЕ ЛЮБЯТ свой голос, стесняются его. Это проблема более психологического свойства. Я поясню.
Недавно к себе в студию я взял одну девочку. Когда она представлялась и рассказывала о себе (а у нас в студии есть такое правило, что каждый новичок отвечает на ряд моих вопросов и немного о себе рассказывает) – я заметил, что она шепелявит, голос был тихий и прерывистый. «Да, я шепелявлю», — сказала мне она очень тихо. – Наверно из-за этого вы не возьмете меня, да?». В ее устах проблема звучала как приговор. Уже потом я узнал, что ее не взяли некоторые другие студии, где она ранее «прослушивалась». Я ее взял, что нимало ее удивило.
Вы, наверно, думаете, что сейчас я буду рассказывать о супер-методиках прекрасного исцеления человека от всевозможных речевых дефектов. Но не тут-то было! Дело в том, что… дефектов-то никаких и не было! А вот что было. Я стал запускать ее в наши актерские этюды и импровизации. Дело в том, что у нас довольно высокий уровень подготовки некоторых студийцев, и выходя с ними на площадку – нужно «подтягиваться» — иначе никак. Через какое-то время девочка забыла о всех своих наносных проблемах (то есть, за выполнением задачи забыла, что она «оказывается» что-то не так делает) – и заговорила чисто, без всяких дефектов.
Я сейчас не утверждаю, что речевых дефектов совсем нет (в природе). Они есть. Но они в 80% случаев – порождение того, что человек о себе вообразил или (отчасти) того, что о нем вообразили другие. Чем больше человек раскрепощается в игровых ситуациях, тем больше он «забывает» о своих дефектах, которые часто есть не что иное, как психологические зажимы.
«Ну, хорошо, — скажете Вы. – Про девочку мы поняли уже, а все же – есть какие-то упражнения для речи, чтобы увереннее себя чувствовать при выступлениях, на переговорах, и вообще – на публике»?
Я Вам расскажу, в чем тут дело. Но весь вопрос в том, что – «чтобы говорить хорошо – нужно… говорить». Странно, правда? Но это так. Смотрите, что Вам нужно делать.
В первую очередь, нужно понять, что Ваши проблемы – в Вашей собственной голове. И в действительности все не так, как Вы себе думаете. Вы можете и БУДЕТЕ хорошо говорить. И это даже не обсуждается!
Далее. Чтобы хорошо говорить – надо звучать много раз в день. Сначала – в одиночестве. Потом – с партнерами. Существует три основных элемента техники речи, над которыми Вам нужно работать:
- дыхание и сила звука,
- слитность изложения (дикция),
- чистота звуков (артикуляция).
«Дыхание и сила звука». Запомните, есть четыре гласных звука: «а, о, и, у». На них, в основном, строится наша речь.
- Первое упражнение. Встаньте так, чтобы ноги были на уровне плеч, прижмите одну руку (правую) к солнечному сплетению, а левую – к точке, располагающейся на три пальца ниже Вашего пупка. Далее – наберите как можно больше воздуха через нос; при этом, Ваш живот должен раздуться, а руки – раздвинуться. Запомните: руки нужно держать прижатыми очень крепко к корпусу. После вдоха – откройте рот и тяните каждый из этих звуков по 7-10 секунд – до полного выдыхания. Между подходами делайте паузу (10-15 секунд). По мере выдыхания (протяжения звука) Ваши руки будут также идти как бы навстречу друг другу (сжимаясь и фактически «выжимая» воздух из живота).
Необходимо помнить, что в каждом упражнении на голос – Вы должны работать не только с животом, но и с точкой.
«Точка» – это воображаемое место, находящееся чуть выше Вашей макушки – напротив, на стене или на каком-то предмете. «Точка» нужна для того, чтобы направлять Ваш звук, как бы «дотягиваясь» им до точки. Без «точки» Ваш звук будет без акцента. Вы должны очень ясно представить себе «точку», увидеть ее и работать со звуком, стараясь «дотянуться» до нее. Представьте себе, что точка – это место, где находится Ваш воображаемый партнер, который через Ваш звук должен понять (услышать) что-то очень важное для себя. И эмоционально, и психологически – необходимо ВСЕГДА стремиться звуком в «точку».
Что ж, Вы теперь знаете, что в упражнениях на силу звука и на дыхание есть два базовых (ключевых) элемента, с которыми Вы работаете – живот и «точка».
- Второе упражнение. Встаньте так же, как и в случае выше. Так же поставьте руки. Звуки будут те же. Но теперь мы не просто тянем каждый звук, а усиливаем его до полного «выброса» из живота. Начинать необходимо с тихого звука, стремительно усиливая его и резко «выбрасывая» в конце. Каждый звук необходимо тянуть с «выбросом» 3-4 секунды.
Помните, что после «выброса» — воздуха «в животе» быть не должно. Это Вам покажут Ваши прижатые к телу руки, которые в конце должны оказаться почти рядом (одна вверху, а другая – внизу). И не забывайте про «точку». Еще раз помните – «точка» – это архиважный элемент работы со звуком.
- Третье упражнение. Все то же самое, что и в первых двух, только мы теперь чередуем «а, о, и, у», беря эти звуки на «едином» дыхании, без прерывания на довдох. На каждый звук у Вас уйдет секунды 3-4. Итого: вдох и растяжка звуков на едином дыхании (без прерывания).
Этих упражнений Вам хватит на первое (да и на второе и даже третье) время.
«Артикуляция». В основном, это скороговорки. Тут я приведу некоторые скороговорки, и изложу основные принципы их проговаривания.
- Принцип первый: «слитность». В скороговорке нигде не должно быть НИКАКИХ пауз.
- Принцип второй «единый темп». Это миф, что раз «скороговорка» — значит говорить нужно быстро. Напротив: каждую скороговорку нужно начинать говорить в медленном или ОЧЕНЬ медленном темпе.
- Принцип третий: «проговаривание КАЖДОГО звука». Почему-то, при полной ясности, этот элемент новичками забывается, и звуки часто «теряются».
Запомните: скороговорку нужно говорить в медленном и едином темпе, без прерывания. Слитность потребуется нам далее, когда я покажу Вам, как разбирать тексты разного содержания и направленности. Скороговорки – это фундамент Вашей дикции и артикуляции.
Существуют скороговорки первого, второго и даже третьего уровня сложности. Об этом, а также о других упражнениях на дикцию и на артикуляцию – я расскажу в продолжении настоящей статьи.
А если Вы хотите все это увидеть воочию и в короткие сроки избавиться от страха публичных выступлений — приходите в нашу театральную школу. Все расскажем и покажем. Обещаем.
Искренне Ваш,
Александр Баринов
« Темы и проблемы современной драматургии Подготовительные курсы в театральный вуз: помогают или нет? »