Театральная антреприза: особенности и опыт в России

admin Рубрика: Заметки на полях,Метки: , , , , , , , ,
Комментарии выключены

театральная антерпризаТеатральная антреприза (enterprise theatre) – это форма организации театрального дела, возникшая более трех веков назад. Впрочем, это несколько усредненный срок, так как в разных странах дело обстояло по-разному. Например, в России театральная антреприза возникла еще в 18-м веке, а например, во Франции – в 17-м.

Основной особенностью театра антрепризы (в отличие, например, от репертуарного театра) является отсутствие постоянной труппы и наличие «во главе управления» театрального продюсера (антрепренера, импресарио). Многие специалисты утверждают, что у классической антрепризы нет и своего постоянного репертуара. Однако, я бы не спешил с этим утверждением, так как в некоторых случаях он есть (что будет видно на примерах далее).

Театр антрепризы напоминает по форме организации театрального дела «частный театр», поскольку и там, и там – управление является прерогативой коммерсантов. Но частный театр совсем не всегда – это театр антрепризы. А антреприза – всегда частный театр.

В качестве наиболее яркого примера частного театра можно назвать «Студию театрального искусства» Сергея Женовача, созданную в 2005 году в качестве классического частного театра. Ровно три года (!) театр не имел собственного помещения, скитаясь по городам, весям и независимым площадкам, и лишь в 2008 году, с появлением мощного театрального продюсера (мецената) – театр получил свое помещение на улице Станиславского (недалеко от м. Таганская). И по сей день он является наиболее самобытным русским театром с собственным уникальным репертуаром, одним из лучших в своем роде.

Антреприза – всегда коммерческое мероприятие, то есть, она не получает или почти не получает государственной поддержки. При этом, следует различать (условно) стационарную и гастролирующую (гастрольную) антрепризу. Отличие первой от второй в том, что у первой – есть несколько (2-3) основных площадки (как правило, в пределах одного города) для проката их спектаклей. Другие – «путешествуют» по разным площадкам и городам, не привязываясь к постоянному месту. Примеров и той, и другой – масса.

Но приведем несколько отечественных примеров, так, чтобы было понятно.

Классическим театром антрепризы является, например, «Арт-партнер 21» Леонида Робермана или «Театральное товарищество 814» Олега Меньшикова. Спектакли театра Робермана играются, например, в «Театре Содружества актеров Таганки», КЦ «Москвич», театрах им А.С. Пушкина и «Русская песня». Спектакли антрепризы Олега Меньшикова периодически играются в Театре им. Моссовета, впрочем, довольно редко. Как Вы видите, первый пример – условно гастрольная антреприза, а второй – более стационарная.

Ниже я приведу еще несколько антрепризных театров (так, на всякий случай):

— «Современный театр антрепризы» (продюсер Альберт Могинов), спектакли играют почти постоянно — в ЦДКЖ и в «Театриуме на Серпуховке» (условно стационарная антреприза),

— «Русская антреприза» им. Андрея Миронова (продюсер Рудольф Фурманов), играют спектакли на разных площадках Москвы и Санкт-Петербурга (условно гастрольная антреприза),

— «Другой театр» и «Квартет И» (продюсер этих театральных проектов Сергей Петрейков), спектакли играют почти всегда в ДК им. Зуева и реже – в «Центре-музее В.С. Высоцкого» (условно стационарная антреприза). Отмечу, что и у первого, и у второго театра – вполне себе постоянный репертуар,

— «Театральный марафон» (продюсер Александр Гордиенко), спектакли играют в «Театре им. Ермоловой», ЦДКЖ, «Террариуме на Серпуховке» (условно гастрольная антреприза),

— «LA’Театр» (продюсер Вадим Дубровицкий), спектакли играются в «Театре эстрады», театрах им. А.С. Пушкина и В.В. Маяковского (условно гастрольная антреприза).

Насколько успешна антреприза в России? Почитайте вот это интервью В. Дубровицкого. Лучше и не скажешь.

К сожалению, в России почти не создано условий для развития частных инициатив в области театрального искусства: нет преференций, специальных льгот, очень мало недорогих театральных площадок с постоянной «театральной» аудиторией. Почему? Вопрос риторический.

Хотя вполне очевидно, что форма организации репертуарного театра, существующая в настоящее время, является неэффективной (коммерчески убыточной). И по настоящее время не существует той формы организации театра, которая бы позволяла делать коммерчески успешные спектакли, но при этом бы – еще и окупалась.

Можно ли создать театр антрепризы в России? Думаю, что да. По крайней мере, наш пример это подтверждает. А в следующих статьях я расскажу Вам, как.

Александр Баринов

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »