Меня часто спрашивают, как создавался наш театральный спектакль «Варшавская мелодия»? Расскажу то, что помню. Что не запомнил – не обессудьте.
Прошлым летом (2015 года) я раздумывал, что именно поставить. Несмотря на то, что у меня на слуху было много разных классических и современных пьес и произведений (они есть и сейчас, просто – на тот момент) – ничто из них не бередило мое воображение. Точнее, не «цепляло». Обычно как бывает – прочел пьесу или иной какой-то материал – и «зацепило». Ты еще даже не понял, что именно зацепило. Но уже зацепило. И это основной критерий того, что – нужно ставить.
Я поясню. Обычно считается, что перед тем, как что-то поставить – режиссер сидит этаким Станиславским – весь глыбоватый, проницательный и в очечках. Сидит, этакий, и прикидывает – ставить или нет. А все совершенно по-другому случается. Ты нападаешь на материал – и он тебе просто нравится. Ты еще совсем не задумываешься, о чем может быть театральный спектакль, какие выразительные средства в нем использовать. Просто так – раз! – и понравился. И ты уже его хочешь.
Это только потом ты сидишь такой умный, с карандашиком, и делаешь разбор. А сначала – все совсем не так происходит. Материал для постановки – он ведь как первая любовь. Вы же не задумываетесь, почему Вам нравится тот или иной человек. Вы воспринимаете его ПОЛНОСТЬЮ, тотально. Любовь – она же не нуждается в аргументе. Она управляется чувствами. А потом ты включаешь голову и думаешь: «Вот, как интересно».
Но прошлым летом все даже не так было.
А было так. Я набрал номер телефона великолепной актрисы Анастасии Менюшиной, с которой мы еще давно сделали Театр-студию «Вертикаль», и мы с ней разговорились. Откуда-то всплыло название «Варшавская мелодия» по пьесе Леонида Зорина, но не применительно к каким-то нашим планам, просто мы стали обсуждать игру Даниила Страхова в одноименном театральном спектакле Сергея Анатольевича Голомазова, в Театре на Малой Бронной. Там еще играет довольно сильная актриса Юлия Пересильд. Премьеру этого театрального спектакля Театр на Малой Бронной выпустил довольно давно, то ли два, то ли три года назад.
Этот театральный спектакль стал заметным явлением в московской театральной жизни, но мне он не понравился. Он слишком холодный. Там, по сути, нет положительных героев: он слабак, она – истеричка. История заканчивается ничем. Поговорили-поговорили, и разошлись. И в чем история? Что я хочу показать (сказать) этой историей зрителю?
А ведь это очень важно. И это зовется «идеей спектакля». Конечно же, она обращена к зрителю. Идея – это призыв. Это то, во имя чего делается любой спектакль. «Люди, делайте так-то и вы получите то-то» — вот формулировка любой идеи. Каждая идея должна быть сформулирована в конструктивном ключе. Например, «делайте так-то» (а не «НЕ делайте так-то»).
Идея – это то, что, по мнению создателей спектакля, – стОит делать зрителю, чтобы все у него было хорошо.
По сути, любому режиссеру ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно определить тему, идею и сверхзадачу своего спектакля. Эти три элемента режиссерского разбора находятся в непосредственной связи друг с другом, и являются ВАЖНЕЙШИМ объектом для творческого исследования. Я непременно буду говорить об этих трех элементах в своих последующих статьях. Но пока – речь не о них.
Так вот, в спектакле Театра на Малой Бронной я не нашел ВСЕХ этих трех элементов (я не сказал, что их нет, просто мне показалось, что они недостаточно полно раскрыты). Помимо этого, я всегда хотел показать в спектакле сильного героя, который, хоть и ошибается, но идет вперед и, вопреки всем обстоятельствам, побеждает. Сильного, умного, смелого, такого, как герой Алексея Баталова в «Москва слезам не верит».
Потом, пьеса ведь была создана в конце 60-х годов прошлого века. Время, когда только сходил на нет «патриотический ура-романтизм» псевдо-реалистических «жизненных» историй, и наступала эпоха простых и понятных человеческих образов в постановках Эльдара Рязанова, Георгия Данелии, Игоря Масленникова, Владимира Меньшова.
И мне было очень важно передать дух той Великой эпохи, прикоснуться к прекрасным произведениям кино и театра той поры. Необходимо было, чтобы зритель ощутил мелодичность литературного слога Леонида Зорина, почувствовал «домашнесть» и душевность всей истории — несмотря на трагичность некоторых сцен, ощутил всю пронзительность и теплоту отношений главных героев...
Репетировали мы, кстати, очень долго (почти шесть месяцев), потому что, несмотря на то, что на сцене всего два человека – мы никак не могли найти главного героя. Пока под эту роль почти идеально подошел прекрасный актер Виктор Кубошов, с которым Анастасия долгое время играла в различных кинопроектах.
Я бы не стал в подробностях описывать весь процесс репетиций, ведь создание любого театрального спектакля – это невидимые миру слезы. Просто посмотрите, что у нас получилось - тут.
И – если понравилось – приходите.
« Актерское мастерство: 5 распространенных мифов и заблуждений Театральная антреприза: особенности и опыт в России »