Традиционные и нетрадиционные методы развития техники речи

admin Рубрика: Заметки на полях,Метки: , ,
Комментарии выключены

развитие техники речиНедавно меня спросили, существуют ли нетрадиционные методы развития техники речи. Я сначала не понял, что это. Правда, задавшая вопрос молодая девушка тоже ничего не знала, но, говорила, что слышала о них. И надеялась получить ответ у меня. Я, конечно, с умным видом что-то ответил, но вопрос остался. И лишь теперь я могу ответить достаточно исчерпывающе.

Ну, о различных методах и инструментах развития речи, в том числе, тех, что связано со снятием страха публичных выступлений – я говорил тут довольно подробно. И если Вы еще не читали эту статью – самое время этим заняться.

И еще. Я тут не буду расписывать, какие речевые техники в принципе существуют, их довольно много, и описывать их все – крайне неблагодарное занятие. Остановлюсь лишь на тех, которые давно использую сам – на своих занятиях.

Вот — что есть «традиционные техники развития речи» по своей сути? Это есть тренировка какого-то одного отдельного элемента, возможно, с изменением положения тела в момент совершения самого упражнения. Данная тренировка – довольно длительна. Не скажу, что она малоэффективна, ибо эффективность любого упражнения зависит от правильности и своевременности его исполнения, но…

ЗАЧЕМ так долго?

Чтобы было понятно, о чем я.

Представьте, что актер – это сосуд с водой. Когда сосуд начинает двигаться – вода в нем начинает плескаться и даже выплескиваться из сосуда (при интенсивных движениях). Когда актер издает любой звук в движении – получается та же картина, вот только вместо воды – воздух. Нет-нет, воздух не плещется, конечно, но на звук влияет большое количество различных элементов в теле: условно динамические и условно статические. И при движении мышцы, расположенные в определенных зонах грудного, брюшного и поясничного отдела — начинают определенным образом сокращаться, влияя на силу, чистоту и точечность звука. Возвращаясь к примеру с водой и сосудом – это не вода плещется, это сокращаются стенки сосуда, влияя на состояние воды в нем.

А нужно, чтобы стенки сокращались, но вода не «бултыхалась». Понимаете?

Что значит «бултыхание звука» (как в данном примере)? Звук начинает дребезжать, терять свой тон (бесконтрольно затихать или усиливаться), становиться глухим или неестественным.

То есть: звуком должно управлять на 200%, не зависимо от того, в каком положении тело и в какой динамике оно существует на момент издания звука.

Так вот, основная задача при изучении техник речи – не тренировать элемент или элементы такой техники по отдельности, но, прежде всего, сделать так, чтобы эти элементы были эффективны в динамике – то есть, в движении тела. Это, собственно, не значит, что нельзя или не надо отрабатывать отдельные элементы. Но это значит, что после первичной отработки элементов по-отдельности – следует не застаиваться на них, а двигаться к динамической наработке. На примерах, перечисленных ниже, Вы поймете более точно, что я имею в виду.

Я нарочно буду приводить простые примеры, избегая описания сложных случаев, ибо последние предполагают необходимость визуального показа, а его в формате статьи я обеспечить не могу. Итак.

Возьмем простенькую скороговорочку «первого уровня» (что это за скороговорки – я довольно подробно объяснял тут).

«От топота копыт пыль по полю летит».

Вы выходите на центр комнаты или помещения, где Вы находитесь. Да, я об этом не говорил ранее, но – практиковать техники развития речи лучше (точнее, даже – необходимо) в закрытом помещении. Почему? Потому что на улице Вы не сможете ощутить эффект от работы со звуком. Запомните – звук – это энергетическая субстанция, куда Вы его «кинете» — туда он и полетит. Но в театральном (закрытом) пространстве – важно не только то, куда именно звук летит, но еще и то, откуда он оттолкнется потом.

Если привести примитивный пример – то звук – это такой шарик с водой. Бросьте шарик в стену напротив. Шарик лопнет – и вода полетит… куда? Правильно, в разные стороны (но вниз). Следовательно, чем выше Вы звук пошлете – тем объем охвата звуковой «воды» — будет больше.

Звук, оттолкнувшись от стены напротив Вас – превращается в сотни маленьких энергетических сгустков, которые заполняют партерную часть помещения (то есть, низ). Конечно, я сейчас рассуждаю несколько примитивно, но принцип – совершенно такой. Что это значит? Это значит, что очень важно, куда именно Вы посылаете Ваш звук. Важно, куда он попадает. И архиважно, куда потом летят эти маленькие «брызги».

Если Вы работаете в маленькой комнате – то звук Вам надо направлять в воображаемую точку, находящуюся чуть выше вашей макушки – в проекции на стене напротив.

Итак, вот Вы, стена и скороговорка. Увидьте точку, вдохните воздух, в общем, сделайте все так, как я и объяснял тут. В Вашем исполнении сейчас скороговорка «превратится» в четырехкратные повторы каждой строчки:

От топота, от топота, от топота

Копыт, копыт, копыт,

Пыль по полю, пыль по полю, пыль по полю

Летит, летит, летит.

1. Говорите скороговорку и начните ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО приседать, сгибая колени, но оставаясь при этом на стопах. Сделали? Нет-нет, не вставайте. Находясь в «нижнем» положении опять вдохните воздух – и, говоря скороговорку, выпрямляйтесь. Помните, положение головы должно быть неизменным, никаких опусканий подбородка быть не должно. Обратите внимание, что при опускании Ваш голос может меняться или «дребезжать». Это нормально, это недостаток практики.

Помните, при приседании спину нужно строго прямо, нельзя ее сгибать.

Таких «приседаний» необходимо сделать штук десять для начала. Впоследствии желательно доводить частоту до 25-30 подходов.

2. Далее. Сядьте на пол, вдохните воздух и «на выдохе» начинайте медленно приподнимать одну и другую ногу. Один подход – одна нога. Другой – другая. Ноги надо поднимать не высоко – на 10-15 сантиметров от пола. «Точка» направленности звука у Вас в этом положении тела также будет неизменна, поэтому приподнимать подбородок нужно будет выше. Количество повторов – от 10 (новичкам) до 30 (продвинутым ученикам).

3. Третье. Лягте на пол, предварительно положил на него коврик или что-то еще, чтобы спина не соприкасалась с полом непосредственно. Вдохните воздух и начинайте медленно приподнимать верхнюю часть тела (ноги и ягодицы должны находиться в изначальном состоянии) проговаривая скороговорку. Сначала приподнимается голова (с началом скороговорки), а потом верхняя часть корпуса. В конечной фазе Ваш корпус должен находиться к полу под углом 90 градусов. Не забывайте про «точку».

Вариацией этого упражнения является упражнение «складка», когда параллельно с подниманием верней части тела приподнимаются также и ноги. Получится этакий симбиоз второго и третьего упражнения. Но данное упражнение я бы новичкам делать не посоветовал: оно связано с большим напряжением в брюшной полости. Но если Вы не новичок – делайте. Оно как раз для Вас.

Как Вы видите, упражнения на развитие техники речи следует делать при создании искусственного напряжения и расслабления мышц в определенных зонах. После такого тренинга проходит «прокачка» мышц, отвечающих за голос, они укрепляются, становятся более эластичными и готовыми к нагрузкам определенного типа. При готовности этих мышц Ваш голос автоматически набирает нужную силу, точность и точечность.

А в следующих статьях я коснусь более продвинутых динамических методов и техник развития речи — как традиционных, так и не очень.

Искренне Ваш,

Александр Баринов

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »