В уроках актерского мастерства — тех, что Вы получаете сейчас (или тех, что получите в будущем) очень важно умение ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ. Причем, всеми имеющимися у актера (то есть, Вас) способами. Существует 4 основных способа воздействия на зрителя:
— внешность. Это Ваши физические данные, то, чем наделила Вас мать-природа. Думаю, это понятно, тут вопросов нет. Но вопрос в другом – является ли Ваша природная внешность фундаментом для Вашей сценической выразительности или заразительности; а последние не связаны с внешними данными НАПРЯМУЮ.
Я знал людей, у которых была весьма невзрачная внешность, но когда они выходили на сцену – это было что-то. Их «неказистость» куда-то исчезала, а на смену ей приходил фейерверк сильнейших по выразительности человеческих чувств и проявлений. Наиболее яркий пример: Михаил Александрович Чехов. По мнению очевидцев, он был внешне нескладен и неказист. Но на сцене случались удивительные метаморфозы, и этот человек с легкостью превращался в самобытный и яркий «характер».
Бывают и обратные случаи: когда сцена «укрупняет» изначальные данные человека, усиливая его внешние данные (Грибов, Качалов, Марецкая). А бывает так, что и внешние данные и сценическая заразительность – совпадают. Хотя – чаще всего они совсем не совпадают. И это тема отдельных исследований;
— звук и звучание Вашего голоса (тембр, артикуляция и дикция). Бывает такое, что на сцену выходит высокий и статный красавец, но когда он начинает говорить – создается впечатление, что звук как бы существует отдельно от него самого и не соответствует внешним данным актера. Или выходит дородная «русская красавица» и начинает говорить тоненьким прерывистым голоском. В общем, мысль моя ясна: звук существенно корректирует Вашу сценическую внешность, придавая ей определенную «краску», и существенно сужая (или расширяя) палитру Вашего воздействия.
Конечно, это просто замечательно, когда звук «усиливает» эффект «картинки». Но так случается далеко не во всех случаях. Плохо это или хорошо? Это зависит от того, какие у Вас внешние данные. Если Вы маленький и неказистый (или маленькая и неказистая) – то звук, «отличный» от Вашей «картинки» (внешнего облика), — может придать Вам неожиданный драматизм, природу и характерность, побуждая режиссеров давать Вам разносторонние роли. Но если Вы «красавец» или «красавица» — то не соответствующий Вашей внешности голос может поставить «крест» на Вашей карьере;
— чувственность/действенность. Действенность – это Ваша способность достигать своей цели через ряд психологических действий. В этой статье перечислены такие действия. Чувственность – это осмысленная действенность, это возможность управления (направления) своих чувств в русле определенных действий – на партнера и (в конечном счете) на зрителя;
— жестикуляция. Жест – это не только движение рукой. Это положение (пластический рисунок) Вашего тела при осуществлении определенных действий, которые Вы уже теперь знаете. Запомните – жест – это эмоциональное пластическое продолжение Вашего действия. Жесты УСИЛИВАЮТ воздействие актера на зрителей.
Знайте, жестов не должно быть много. Когда 1,2,3 жеста на небольшой монолог – это хорошо. Но когда их сто – теряется ценность жеста. Лучше НЕ СДЕЛАТЬ жест, чем сделать его, когда у Вас нет в нем потребности. Жест должен «выпрыгивать» из Вашего чувственного организма, он должен быть НЕОБХОДИМ для достижения Вашей действенной цели – и только тогда он будет оправдан и станет усилением Вашей выразительности.
Объединение психологического действия и жеста – рождает новый тип действия – ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ действие. То есть — действие, что состоит не только из Ваших чувств и волеизъявления, но и из Ваших физических возможностей и проявлений.
Жест для каждого человека – полностью индивидуален. Его невозможно «простроить», так как нет одинаковых людей. Многие режиссеры академических театров зачем-то начинают «простраивать» (лепить сценический рисунок) актерам их жесты в спектаклях. Хотя – им надо бы не «строить жесты», а тренировать (нащупывать, находить) психофизические действия в отдельных сценах. Любой жест – это надстройка. Это то, что ПРОИСТЕКАЕТ от действия. Есть действие – есть жест. Нет действия – «жест» превращается в инструмент не ВОЗДЕЙСТВИЯ, а ПОКАЗЫВАНИЯ, чем так грешат многие актеры. Они показывают, но не действуют.
То есть, их психофизическое действие – надуманно и эмоционально (чувственно) не направленно, а значит, — его нет. И нет тогда наиболее мощного способа воздействия на зрителя. И когда Станиславский говорил «не верю» — в ответ на то, что показывали ему иной раз актеры его студии, — видимо, он имел в виду именно это.
Помимо названных способов индивидуального воздействия – для целостности и силы сценического воздействия - не менее важен элемент восприятия актером действий других участников сцены (актеров). Весь вопрос в том, чтобы сохранить «свежесть» (не запрограммированность) такого восприятия. «Свежее» восприятие – очень важно, ибо позволяет актеру и зрителю ощущать сцену, сценически дышать — «здесь и сейчас». Надо уметь «видеть» партнера, а не просто смотреть на него, понимая, что сейчас – после его очередной реплики – Вы произнесете «свой» текст. В театре есть термин, который называется «моторика». Это — когда актер «не видит» партнера, а моторит (твердит запрограммированно) свой текст в нужную очередь, без реакций, оценок, без ощущения текущего момента своей жизни и жизни партнера, и так далее.
«Моторика» — это механическое и бездумное (безвосприятивное) действие одного из актеров, которое лишает смысла весь чувственный (действенный) ряд спектакля.
Действие и восприятие — всегда должны находиться в балансе. Это разные очереди сценического действия. Очень логичные очереди. Вы не можете войти в комнату, не открыв дверь. Игнорирование одной из очередей — означает, что — либо Вы не откроете дверь, либо не войдете в комнату. И наоборот.
Если рассуждать поочередно (по очередям сценического действия) — все выглядит следующим образом:
Есть событие в сцене, от которого Вы «отталкиваетесь» — далее идет Ваша оценка данного события и действие «в адрес» события – партнерам, задействованным в нем, далее – оценка их действий, затем свое действие – оценка их действий, свое действие – оценка их действий, и так далее, до следующего события.
И затем — все так же повторяется.
Поэтому – на уроках актерского мастерства – архиважно, в первую очередь, выявить индивидуальные (лично Ваши) методы воздействия и ПОСТОЯННО добиваться их усиления. Далее – необходимо через серии импровизационных упражнений – добиваться «свежести» восприятия действий партнеров. Восприятие-действие, восприятие-действие, восприятие-действие…
И на этом непрекращающемся цикле построен весь театр.
А в следующих статьях я расскажу, какие упражнения можно и нужно использовать для тренировки действия и восприятия.
Искренне Ваш,
Александр Баринов
« Театральные курсы в Москве или как на сцене стать «человеком» Техника красивой речи: а не ошибаетесь ли Вы? »