Театральные курсы в Москве или как на сцене стать «человеком»

admin Рубрика: Заметки на полях,Метки: , , , , , , ,
Комментарии выключены

m-t2597Не важно, подыскиваете ли Вы себе театральные курсы для занятий театром, актерские тренинги или что-то еще – в Москве или в других городах — но чтобы преуспеть в нем — Вам нужно навсегда запомнить одну вещь. Я никогда не слышал, чтобы ее ТАК формулировали. Но она – самая важная из всех мне известных в актерской профессии. Она звучит так: «На сцене никогда нет никого, кроме Вас». Видимо, Вы сейчас меня и понимаете, и … нет. Объясню подробнее.

Театр – это не система технических знаний. Это система человеческих «знаний». Люди идут к людям. Люди слушают людей. Люди внимают людям. И на театральной сцене, кроме конкретного человека, никого нет. На сцене ВСЕГДА человек с ИМЕННО своими и очень определенными сложностями, проблемами, задачами. И это всегда – ВЫ. Я на этом настаиваю. На сцене нет никого, кроме Вас. Нет человека в мире интересней, чем Вы. Но — если на сцене именно ВЫ.

Возможно, Вы и сейчас не совсем меня понимаете. «Как это – на сцене я – и… не я? – наверно думаете Вы. – Мудрите Вы чего-то».

Я поясню. Современный театр сейчас полон «псевдожизнью». Это когда на сцене «прыгалки-стрелялки», все кричат и рыдают – а зритель сидит «с холодным носом». Не трогает ничего. Почему не трогает? Потому что «не трогает» самих актеров. Они там прыгают на сцене, изображают чего-то. Но им — до того, что происходит с их персонажами – до такой «лампочки».

К чему я так долго веду? Что профессия актера – предполагает серьезные внутренние усилия. Что же это такое? Это – «ЧВВ» — «чувства, внимание, воображение». Нарушение хотя бы одной этой категории – рождает ослабление воздействия актера на зрителя. На этапе работы над ролью это ЧВВ объединяется в один элемент. Который и есть – ВЫ.

Все – и просто, и сложно одновременно. В этой статье я касался того, как разбирать любой текст. Если Вы ее не читали – непременно прочтите. Итак, у Вас есть определенные ключевые слова в тексте. Выделив их – Вы садитесь с текстом в руке и начинаете…. Нет, не воображать, а вспоминать. Воображать, конечно, тоже придется, но это как бы должно стать следствием Ваших воспоминаний.

Чтобы не дублировать текст А.С. Пушкина о Дубровском – давайте возьмем какой-либо другой текст. Например, роман Светланы Алексиевич – «Чернобыльская молитва». Я приведу кусочек из этого произведения и отмечу жирным шрифтом ключевые слова так, как и советовал ранее.

«Я недавно была такая счастливая. Почему? Забыла... Все это осталось в какой-то другой жизни... Я не понимаю... Не знаю, как снова смогла жить. Захотела жить. Вот — смеюсь, разговариваю. Я так тосковала... Я была как парализованная. Хотелось с кем-нибудь говорить, но с кем-нибудь не из людей. Зайду в церковь, там тихо-тихо, как в горах бывает. Тихо-тихо. Там можно забыть свою жизнь. А утром проснусь... Ищу рукой... Где он? Его подушка, его запах...

Маленькая незнакомая птичка бегает по подоконнику с маленьким колокольчиком и будит, никогда раньше такого звука, такого голоса не слышала. Где он? Я не все могу передать, не все проговаривается. Не понимаю, как я осталась жить. Вечером дочка подойдет: «Мам, я уроки уже выучила». Тут я вспомню, что у меня есть дети. А где же он? «Мам, а у меня пуговичка оторвалась. Пришей». Как мне уйти за ним? Встретиться. Закрою глаза и думаю о нем, пока не усну. Во сне он приходит, но только мельком, быстро. Сразу исчезает. Я даже слышу его шаги...»

Проверим, понятна ли история «по ключам», логично ли она выстраивается. Вот что получается:

  • (была) счастливая,
  • забыла (что была счастливой),
  • (в) другой жизни (это было),
  • парализованная (сейчас),
  • тихо, как в горах (идет как бы раскрытие основного ключа – «парализованная»),
  • он (важное «действующее» лицо, ее сын, о котором продолжают быть все мысли женщины),
  • не понимаю (оценка того, что сейчас),
  • есть дети (раскрытие второго основного ключа «не понимаю»),
  • уйти «за ним» (потенциальное желание героини),
  • слышу его шаги (усиление желания «уйти за ним»).

Вроде, все верно, история «складывается». Далее: понимаем, что событие, которое играется в тексте – потеря любимого ребенка (кстати сказать, обязательно при разборе любого текста понимайте, какое событие лежит в его основе, чтобы найти нужную эмоциональность). А далее – берем карандашик и начинаем делать чувственную «подложку».

Я сейчас сделаю разбор такой чувственной подложки по нескольким отмеченным выше ключам, чтобы было совсем уж ясно.

счастливая. Вам нужно вспомнить тот момент в своей жизни, когда Вы были счастливы. Воспоминание – всегда – очень конкретная и часто не очень логичная вещь. И это СОВСЕМ не эйфория, счастье – это чувство высшего эмоционального подъема, когда тебе легко, и ты все можешь. Пример: когда я поступил в ГИТИС – я был счастлив. Но что я вспоминаю? Я вспоминаю момент, когда я вхожу в ГИТИС и вижу лестницу, ведущую наверх, на второй этаж, на режиссерский факультет. И оттуда быстрой, почти летящей походкой спускается Сергей Голомазов. Через несколько секунд я услышу, что он берет меня на свой курс.

Я честно – уже не помню сам момент, когда услышал, что мне разрешили посещать занятия (первый год я был в качестве вольнослушателя). Но эта картинка ассоциируется у меня со счастьем (почему именно она – Бог ее знает);

забыла. Надо вспомнить ситуацию какой-то очень важной потери в своей жизни. Я, например, всегда вспоминаю одно мое маленькое предательство, описанное тут. При его воспоминании мне почему-то всегда хочется плакать. Но какая картина мне вспоминается? Как я бегу от ГИТИСа по направлению к метро, и понимаю, что плачу. Я пытаюсь сдержать слезы и отворачиваю лицо от прохожих, потому что стесняюсь их. И не могу никак сдержаться;

в другой жизни. Я вспоминаю один момент (это было давно, я тогда работал в Корпорации развития). Я уже получил увольнение, пришел в свою комнату и собираю в сумку свои вещи (книги, диски, какие-то газеты). В глубине комнаты о чем-то судачат сотрудники. Вроде, все как обычно. Но я отчетливо понимаю, что они теперь – ТАМ, а я – ЗДЕСЬ. Это ощущение останется со мной надолго.

Понимаете, о чем я говорю? Вы должны почувствовать, увидеть в деталях «свой» образ, который представляет собой аналог (прототип) образа текста по эмоциональному состоянию. И когда Вы воспримете его всеми своими фибрами – просто скажите «ключевое» слово. И если Вы сделаете все правильно – Вы поразитесь тому, как это слово стало «Вашим». И как постепенно становится Вашим — своим, личным, родным — и сам текст. 

Запомните: категория ситуации (ее контекст для Вашего персонажа) – для Вас не играет роли. Отталкивайтесь всегда от себя, от своих собственных картин и чувственных образов. И тогда авторский текст будет всегда Вами присвоен. И тогда Вы «оживете» на сцене и в актерской профессии.

P.S.: а если хотите — можете присоединиться к нашим театральным курсам в Москве — тут.

Искренне Ваш,

Александр Баринов

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »