Актерское мастерство — как искусство излечения себя из... себя

admin Рубрика: Заметки на полях, Позвольте представиться,Метки: , , , , ,
0

неизбежность-2 Меня часто спрашивают (особенно этот вопрос волнует тех, кто поступает в театральную или актерскую школу), как научиться играть. Вопрос крайне некорректный, ибо научиться «играть» нельзя. Ты не можешь в жизни быть кем-то одним, а — вышел на сцену — и ты уже другой. Ты выходишь на сцену с тем человеком, с кем ты, собственно говоря, и находишься всю жизнь. Ты выходишь С СОБОЙ. На сцене твое «я» расширяется, сужается, чуть изменяется. Но все равно. Ты — это ты. И ты не можешь играть что-то, что СОВСЕМ НЕ ТЫ.

Актерское мастерство — есть искусство извлечения себя из себя.

Предвижу еще один вопрос: «А как же тогда актеры играют очень плохих людей? Значит, они плохие и в жизни?». Отвечаю: в человеке все очень намешано. Если вы посмотрите вглубь себя — увидите, что на протяжении дня (уж не говоря о неделе или даже о месяце) вас захлестывают разные эмоции. И не все из них положительные. И не о всех приятно (доблестно) вспоминать и говорить. Так что — на сцену мы выносим все равно СВОИ эмоции. Важно понять их природу, и как извлекать. Все.

Часто, особенно в не очень хороших театрах — я вижу, как на сцену выходят люди, и начинают что-то там со сцены изображать. И им, в общем-то, «до фонаря», что происходит с их персонажами. «До фонаря» и залу. Это не театр. Точнее, это не тот театр, который можно назвать ТЕАТРОМ. Театр — когда ты выносишь на сцену исключительно себя, свое нутро, свои переживания. Ибо НИЧЕГО ИНТЕРЕСНЕЕ ЧЕМ ЧЕЛОВЕК — НЕТ В ТЕАТРЕ. Ничего важнее, чем «ты» — в театре нет. И это самое главное. Это часто забывается.

Прежде чем научиться извлекать себя из себя (то, что часто называется «актерское мастерство» или «актерское искусство»), надо понять, какой ты. Кто ты. Но не у себя дома. А на сцене. Ибо сцена очень увеличивает человека. Она рассматривает его под увеличительным стеклом. На сцене все очень заметно. И даже то, что ты не подозревал — у тебя есть — сцена тут же «выудит» и приблизит к зрителю. На сцене никуда не скрыться, не уйти. И любая фальшь там заметна. Поэтому очень важно понимать, что есть ТЫ. Когда ты это знаешь и умеешь этим управлять — ты не сфальшивишь. Это и есть актерское искусство.

Актерское мастерство — когда ты можешь управлять тем, что есть ты. И это искусство, конечно. Но не актерское, нет. Человеческое.

Поэтому — когда я начинаю заниматься с человеком, я прошу делать его простенькие задания. Он должен сначала стать собой. Потом стать собой УЖЕ ТАМ. И после всего этого — мы с ним определяем, где еще и какие еще есть спрятанные (потайные) грани его самого. Наша задача на тот момент — найти, нащупать, определить как можно большее количество его граней. Граней человека.

Задача актерского мастерства — максимально раскрыть грани конкретного человека и научить его искусству управлять этими гранями.

Как вы видите — научить «играть» человека нельзя. Это все равно, что попытаться научить летать ластик или вилку. Но научить человека «быть» на сцене — можно и нужно. Быть самим собой. Полностью раскрытым. Постоянно постигающим себя, собственную природу и собственную душу.

Некоторые это называют «Новый театр». Хотя — ничего нового в том, что я говорю — нет. Это все старое. Но оно забывается, потому что в театре сейчас смещены акценты. Театр гонится за массовостью, за зрелищностью, за перфомансом.

Роль актера в система координат существующего театра — постепенно сжимается, становится менее важной — для некоторых режиссеров и постановщиков. Поэтому на первом месте для них — внешние навыки актера: пластика, танец, пантомима. Это все изучать можно и должно. Но на первом месте — не это отнюдь. И в этом — проблема.

Я ответил на ваш вопрос, дамы и господа?

Актерское мастерство и искусство «неиграния» в Москве

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »