Актерское мастерство: нетипичные техники (часть 1)

admin Рубрика: Заметки на полях,Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,
Комментарии выключены

 

 

актерское искусство нетипичные техники

В рамках настоящего блога я разобрал почти все основные элементы (инструменты, методы) актерского искусства, и через их исследование, описание и попытку осмысления — постарался показать всю многогранность, многоуровневость и многомерность сценического воздействования. Но есть один момент, который я обычно освещаю на своих очных и заочных курсах по театру и кино, но публично ранее его почти нигде не упоминал. Речь идет о понимании, что такое чувственный образ и как с ним работать. Если интересно — то читайте.

Чувственный образ или образ воображения (роли, целиком или отдельных ее частей) — это один из ключевых элементов системы Михаила Александровича Чехова. Не буду пояснять, кто это такой. Если Вы знаете о нем (хотя бы немного) — этого достаточно. Если же нет — можете поискать в Интернете, ибо недостатка информации по одному из самых самобытных актеров и театральных методологов 20-го века в публичном пространстве нет.

Прежде чем дать определение чувственного образа — позволю себе процитировать М.А. Чехова, цитата взята из его книги «О технике актера». Ее (книгу) посмотреть и почитать можно тут.

Итак:

«Вечер. После долгого дня, после множества впечатлений, переживаний, дел и слов вы даете отдых своим утомленным нервам. Вы садитесь, закрыв глаза или погасив в комнате свет. Что возникает из тьмы перед вашим внутренним взором? Лица людей, встреченных вами сегодня. Их голоса, их разговоры, поступки, движения, их характерные или смешные черты. Вы снова пробегаете улицы, минуете знакомые дома, читаете вывески… вы пассивно следите за пестрыми образами воспоминаний проведенного дня.
Но вот незаметно для вас самих вы выходите за пределы минувшего дня и в вашем воображении встают картины близкого или далекого прошлого. Ваши забытые, полузабытые желания, мечты, цели, удачи и неудачи встают перед вами. Правда, они не так точны, как образы воспоминаний сегодняшнего дня, они уже “подменены” кем-то, кто фантазировал над ними в то время, как вы “забыли” о них, но все же вы узнаете их. И вот среди всех видений прошлого и настоящего вы замечаете: то тут, то там проскальзывает образ совсем незнакомый вам. Он исчезает и снова появляется, приводя с собой других незнакомцев. Они вступают во взаимоотношения друг с другом, разыгрывают перед вами сцены, вы следите за новыми для вас событиями, вас захватывают странные, неожиданные настроения.

Незнакомые образы вовлекают вас в события их жизни, и вы уже активно начитаете принимать участие в их борьбе, дружбе, любви, счастье и несчастье. Воспоминания отошли на задний план — новые образы сильнее воспоминаний. Они заставляют вас плакать или смеяться, негодовать или радоваться с большей силой, чем простые воспоминания...

Вы сами становитесь одним из них, ваше утомление прошло, сон отлетел, вы в приподнятом творческом состоянии...».

Итак, согласно данному описанию — образ нашего воображения (образ воплощения) имеет две стороны одной медали. Это то, что мы можем ВСПОМНИТЬ. И то, что мы можем представить НА ОСНОВЕ (отталкиваясь от) воспоминаний.

И далее М.А. Чехов пишет:

«... Если вам случалось наблюдать себя в такие периоды вашей жизни, когда вы в течение дней и недель с нетерпением ждали наступления важного для вас события или встречи с человеком желанным и любимым, вы могли заметить, что наряду с вашей обыденной жизнью вы вели еще и другую — внутренне деятельную и напряженную.

Что бы вы ни делали, куда бы ни шли, о чем бы ни говорили — вы непрестанно представляли себе ожидаемое вами событие. Даже и тогда, когда сознание ваше отвлекалось заботами повседневной жизни, вы в глубине души не прерывали связи с ним. Внутренне вы были в непрестанно деятельном состоянии. Эта деятельность и есть внимание...

В процессе внимания вы внутренне совершаете одновременно четыре действия. Во-первых, вы держите незримо объект вашего внимания. Во-вторых, вы притягиваете его к себе. В-третьих, сами устремляетесь к нему. В-четвертых, вы проникаете в него...». 

Внимание и воображение — вот, что позволяет создать образ (чувствования, воображения или чувственный образ) роли (частично или полностью).

И еще цитата из М.А. Чехова (о видах чувственного образа, то есть — что и как это может быть):

1.Простой, видимый предмет.
2. Звук.
3. Человеческая речь.
4. Простой предмет, вызванный в воспоминании.
5. Звук, вызванный в воспоминании.
6. Человеческая речь (слово или одна фраза), вызванная в воспоминании.
7. Образ человека, которого вы хорошо знаете, вызванный в воспоминании.
8. Образ, взятый из пьесы или литературы.
9. Образ фантастического существа, пейзажа, архитектурной формы и т.п., созданный вами самими.

От себя добавлю, что чувственный образ — это: точная (детальная) цвето-свето-звуковая картинка, возбуждающая в Вас сильнейшие эмоции и заставляющая говорить, думать, чувствовать «в ее адрес».  Вы как бы проникаете внутрь этого образа, а образ, в свою очередь, проникает в Вас. И возникает взаимное сращивание. И вот, на пике такого сращивания возникает что-то, что... Вы, и... не Вы.

А что такое — «не Вы»? Это тоже Вы, но... какая-то потаенная часть Вас, что-то, что Вы пока не знаете. И не понимаете. Но проводником в «не Вас» послужит Ваше воспоминание. И воображение, возникающее «на фоне» этого воспоминания.

Для любого чувственного образа (воображения текста или роли) всегда важна деталь, которую Вы очень точно и тонко ощущаете в себе. Например, желтый чистый лист, лежащий на грязном асфальте, по которому едут машины. И вот, настает миг, когда здоровый грузовик переезжает этот лист, и лист летит в канаву от колес грузовика — уже мятый, рваный, рыхлый. Это ли не прекрасный образ?

Или вот. Вы видите перед собой луну. Огромную луну. И Вы в горах. Вдыхаете прекрасный горный воздух. Ночь. Вокруг темно. И луна. И при этом... Вы стоите на грани обрыва, прижавшись спиной к стене, которая сзади. Еще чуть — и Ваши ноги поедут вниз, и Вы упадете в бездонную черную яму, простирающуюся под ногами...

Просто представьте это. И когда представите — просто говорите любой текст в адрес этой картинки.

Получится. Главное — говорить текст, не теряя картинки и ее остроты в восприятии. И не «привязываться» к сюжету текста.  Ваша фантазия «на тему» может быть любой. 

ЧУВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ  — ТО, ЧТО В ВАС ОТЗЫВАЕТСЯ.

— Хорошо, — скажете Вы. — Что мне с этим делать?

М.А. Чехов говорил о чувственном образе (он называл его по-разному, но, так или иначе — это образ воображения), применительно к роли. Но данный подход можно использовать и в случае подготовки сценического текста — в рамках, например, чтецкой программы — для поступления в творческий вуз или — на любые творческие курсы, связанные с театром и/или кино.

Какая разница — с полноценной ролью ли мы имеем дело или же с ее частью? Мы говорим лишь о том, что чувственный образ работает и там, и там. Но на разной дистанции. В случае работы с ролью — чувственный образ может (и, видимо должен) меняться. При прочтении текста — допустимо, чтобы он был неизменен. Но это не факт. 

Для постижения текста (роли) посредством создания чувственного образа — есть два пути:

— через представление картинки (цвето-свето-звуковым методом, «Метод картинки»),

— через ощущение цветного (светящегося) «шара» в разных участках Вашего тела («Метод шара»).

Как мы видим, от воображения в данном случае совсем никуда не деться. Но вопрос в том, как его использовать.

Как работать в первом случае («Метод картинки»)?

Берете тетрадный (или простой А4) лист, делите его на три части (столбца).

В первом (левом) столбце записываете (как можно более коротко и тезисно) Ваше общее воспоминание. Условно: «Деревня. Катались на лодке с отцом. Лодка перевернулась. Чуть не утонули».

Во втором (серединном) столбце Вы записываете ощущения при опрокидывании лодки, стараясь использовать короткие фразы и передавать самые острые эмоции. Пример: «Вода обожгла все тело. Ноги отказали. Я судорожно цеплялся хоть за что-нибудь. Внезапно руки нащупали бревно. Полузадыхаясь, я все же зацепился. Но берег был далеко. И где отец?»

В третьем столбце (правом) Вы записываете слово или слова, отражающие Ваши максимальные эмоции и ощущения от ДЕТАЛИ картинки (т.н. «название образа»). Применительно к картинке (образу) — какая деталь впечаталась в Ваше сознание? Что это? Водные пузыри? Вид Вашей руки, судорожно ищущей хоть что-то, за что можно было бы зацепиться? Закройте глаза и прокрутите картинку еще раз. Вы непременно встретите эту деталь. И узнаете ее. И все Ваше естество откликнется при ее виде (ощущении), и Вы заново проживете эту ситуацию.

Запишите ее (его, «образ») как можно более коротко в третьем столбце. Условно: «рука ищет». Или «холод, когда упали». Не включайте мозги, пишите то, что отражает Ваши чувства в тот момент. Пусть это будет грязно, неграмотно, кургузо. Этого не увидит мир. Это будете знать лишь Вы и тетрадь.

Главное: чтобы при произнесении названия образа — эмоции наполняли Вас вновь и вновь. Если не наполняют — поищите другие слова, другую деталь, другое название. Пробуйте, пробуйте, пробуйте. Задача: при представлении картинки (она вызывается через внутреннее произнесение названия образа, указанное в третьем столбце) Вы должны испытывать сильные эмоции. Не просто какие-то. Нет-нет, это будет просто ассоциация. На ней далеко не уедешь. А нужны эмоции.

— Хорошо, скажете Вы. — А как это все работает?

Не сказать, что просто. Но, по крайней мере, логично. Вы начинаете говорить текст, перед этим произнеся мысленно название чувственного образа, что записали в третьем столбце. Это сочетание слов должно вызвать в Вас сильные эмоции. И сам текст пойдет уже на фоне этих эмоций, этого глубокого переживания (проживания). Просто держите картинку (образ) перед собой и произносите текст «в адрес» картинки (образа). Образ сам будет корректировать темпоритм и интенсивность внутренних действий (эмоций). Конечно, если он (образ) в Вас достаточно силен.

Кстати, термин «проживание роли» или «переживание роли» Вы встретите еще не раз (в литературе и так, по жизни), но почти нигде нет детального (внятного) руководства о том, как его (это проживание) достичь.

Все просто. Через образ. Ищите его, он в Вас есть.

Когда найдете и назовете его — так Вы и поймете, что это он.

А в следующей статье я расскажу, что такое «Метод шара». И как соотносится чувственный образ и психофизическое действие. О нем (действии, точнее даже — действиях) я писал также тут.

Искренне Ваш,

Александр Баринов

 

P.S.: запись ко мне на занятия (страница в ВК)

запись в нашу школу по театру и кино

Видеокурс

 

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »