Как читать басню? (Комплекс практических советов)

admin Рубрика: Заметки на полях, Интересные странички, Позвольте представиться,Метки: , , , , , , , , , ,
Комментарии выключены

Как читать басню

Здравствуйте, друзья.

С середины осени с.г. я (как обычно) провожу дистанционные и очные (в Москве) занятия по актерскому мастерству, режиссуре театра и кино и продюсированию. Если хотите заниматься тоже со мной — нет никаких проблем, просто пишите мне во ВК.

В своем видеокурсе я также рассказываю об этом. И пусть Вас не смущает название, ассоциирующееся с программой для поступающих в творческие вузы. Эта информация касается абсолютно всех, вне зависимости от задач.

Разумеется, те люди, с которыми я занимаюсь, — задают мне разные вопросы — по поводу различных компонентов донесения текстов до аудитории. К слову сказать, я провожу занятия с разными группами лиц, с разными задачами и установками. Но, так или иначе, многие (почти все) сталкиваются с необходимостью вещания на крупные массы людей. Отсюда — я решил написать статью по поводу алгоритма такого вещания, с точки зрения достижения наибольшего воздействия. Если интересно — то читайте.

Итак... В заголовке и анонсе все вроде — понятно. Но почему именно басня? Ведь басня рассматривается многими, как формат уже отмирающий, этакий... замороченно-сатирический... но в современном мире засилья блогов в соцсетях и прочих инфоисточниках — элемент почти бесполезный. «Да и кому нужны эти кошечки-собачки, если сейчас можно почти все вещи называть своими именами, и время эзопова языка давно прошло?»

Так почему же — «Как читать басню»?"

Вы правы и  НЕ правы одновременно. Дело в том, что басня — этакая форма небольшого анекдота. Ее воздейственный эффект — абсолютно разного свойства. С точки зрения оратора — если Вы не можете вызвать у своей аудитории улыбку (снять напряжение, расслабить) — то грош Вам цена. Если Вы — потенциальный абитуриент... (далее говорить не буду, все знают требования к подготовке чтецкой программы). Если Вы начинающий актер — проявлений комедийной заразительности и, как следствие — выразительности — еще никто не отменял. Даже если Вы НЕ проходили специальное обучение. И даже если прошли — тем более.

«Так все же — что Вы к басне-то привязались? Возьмите любую другую форму воздействия... Анекдот тот же. Анекдот — это же не басня?»

Нет. Анекдот — это басня. А басня (почти любая) — это анекдот. Важно (если Вы занимаетесь актерским мастерством, ораторским искусством и иже с ними) уметь это говорить. Воздействовать на аудиторию отнюдь не меньше, если бы дело касалось любого другого текста.

Итак, возьмем известную басню И.А. Крылова «Мартышка и очки». Напоминаю ее текст.

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
 
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
Итак, С ЧЕГО мы начинаем работу над ЛЮБОЙ басней? Правильно, с желания понять, о чем она. Объяснить это себе простым языком. Почти примитивно. Почему-то многие начинают при  этом пересказывать сюжет. Нет, нет и еще раз — нет! Сюжет пересказывать не надо. А лучше посмотрите распространенные темы чтецких произведений, отмеченные тут. Посмотрели? Какую тему, на Ваш взгляд, можно использовать? Только не торопитесь, подумайте внимательно:))
Ниже привожу примеры распространенных тем для ЛЮБЫХ чтецких текстов (включая басни):
— об одиночестве, чуждости окружения,
— о неразделенной (жертвенной) любви (и необязательно — между мужчиной и женщиной),
— о потере, утрате (человека, времени, важной вещи),
— о справедливости (или же несправедливости) мира,
— 0 поиске себя (своего места в жизни),
— о ценностях — истинных или ложных (фетишизме, мещанских ценностях, и так далее),
— об удивительном случае (чуде со знаком «плюс» или «минус»), который изменил Вашу жизнь,
— «все не так, как кажется» (о безграничности мира), и так далее.
Ну? Что Вы выбрали? Сделаю подсказку: речь идет о ценностях. Мещанских. То есть, бытовых, не допускающих сторонних мнений. Ведь что сделала Мартышка? Сломала хорошую и ПОЛЕЗНУЮ вещь. И она готова ломать и портить то, что она не понимает. Это ли не страшно? Разве не страшно, когда такие вот «мартышки» готовы стереть с Земли все то, что, по ее мнению, не нужно?
Мы все это знаем — из истории нашей страны. Когда художественные фильмы клались на полку, когда замечательные произведения литературы не выпускали. Когда горстка узких людей решала (решает) судьбу человечества. Приведите для себя сами известные примеры. Проникнитесь этим. Посмотрите любые видео на эту тему.
Не относитесь к басне просто. Нет-нет. Это СОВСЕМ не просто.
В любом тексте нужно найти ЛИЧНО ВАШУ болевую точку. И если Вы относитесь к басне — как к чему-то несерьезному, то увы. Вы не понимаете суть любой басни.
Вот, о чем эта басня «Мартышка и очки»? Она об этом. Любая басня и любой текст разного формата должен начинаться с вопроса о теме текста. Тема — это предмет разговора со зрителями. Желательно назвать тему двумя-тремя словами. Не более. Постарайтесь — чтобы было не более.
Басня — сложнейшее из чтецких искусств. Так как в ней — очень легко подсесть на форму. И делать это катастрофически нельзя.
Теперь... давайте определим сверхзадачу этой басни. Что? Вы не знаете, что такое сверхзадача? Да-да, это моя вина: я в рамках настоящего блога о сверхзадаче почти ничего не говорил. Определение сверхзадачи текста — есть всегда ответ на вопрос — какую эмоцию (реакцию) на текст я хочу получить от зрителя (слушателя).
Существуют следующие варианты сверхзадачи (чтецкого текста):
— вызвать эмоцию понимания, согласия, узнавания,
— эмоцию сочувствия, сострадания, поддержки,
— эмоцию неловкости, стыда,
— эмоцию интереса, заинтересованности, желания найти ответ,
— эмоцию радости (ликования),
— эмоцию шока (внутреннее «Ах!»), и так далее.
Для чего нужна сверхзадача? Чтобы Вы понимали, ЧЕГО от зрителя (слушателя) Вы добиваетесь через прочтение текста. Это крайне важно. Большинство новичков не понимают, что любой текст — это инструмент воздействия. И — как каждое воздействие — нуждается в ОЧЕНЬ точечном понимании цели Вашего воздействия. И это касается ЛЮБОГО текста в этом мире, высказываемого в публичном пространстве.
То, что я сказал сейчас — крайне немало. Конечно, разбор любого текста нуждается (далеко) не только в этом. Но это — самое важное, что Вам следует понимать, озадачившись вопросом: «Как читать басню?».
Хотите больше информации? Записывайтесь на занятия в нашу театральную школу. Или пишите мне лично во Вконтакте (дистанционные занятия допускаются).
Узнаете много интересного.
Искренне Ваш,
Александр Баринов

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »