Сегодня я разберу вопросы, связанные с созданием актерского портфолио. Для тех, кто не знает — актерское портфолио — визитная карточка любого актера. Ну, или почти любого. Ну, если Вы, конечно, не Роберт де Ниро. В общем, обо всем этом — по-порядку.
Итак, актерское портфолио — это каталог фотографий актера в различных образах и без них. Что такое «образ»? Это — ассоциативно понятный жизненный аналог персонажа. Любому образу соответствует такое понятие как «зерно роли». Я писал об этом ранее, так что — не буду особо тут останавливаться.
Помните, восприятие многих режиссеров (и кастинг-директоров) — особенно сейчас — шаблонно. Поэтому — при создании актерского портфолио очень важно попасть «в точку» или «в образ». Я расскажу, какие образы нужно делать для портфолио.
Их (эти образы) логично разделить на «героические» и «характерные». Это разделение несколько условно, так как характерный образ тоже может быть героическим. Однако, история кино мирового в целом (и российского, в частности) — доказывает нам, что такое разделение (негласно) все же существует. Говоря о «русском кино» я имею в виду, конечно же, кино советское, так как после распада СССР Россия, к сожалению, не может похвастаться тем уровнем кинематографа, что был в Советском Союзе. А жаль.
Что такое «героический образ»? Это образ, который наиболее часто встречается в кино-драматургии, в тех или иных вариациях. «Героический» образ — отнюдь не предполагает, что Вы — герой (в классическом смысле). Но он (этот образ) ставится во главу угла темы и сюжета современного (да и раннего) мейнстрима. И не только кино, кстати. О нем — рассказывают в кинолентах и на порталах, о нем судачат критики и зрители, он — интересен.
Что есть «образ характерный»? Это образ «не героический», о нем вряд ли будут писать новостные ленты и вести широкие дискуссии. Но такие образы — дополняют сюжет, они дают нам тот изюм и ту соль, которые делают фильм более вкусным, эмоциональным, содержательным, что ли. НЕ ШАБЛОННЫМ.
Итак, вот основные «героические» образы:
1. «Простушка или Простак». Для девушек — этакая Фрося Бурлакова (если кто не знает — посмотрите фильм «Карнавал» с блистательной И. Муравьевой в главной роли — сразу поймете). Для ребят — почти все экранные персонажи Е. Леонова или Ю. Никулина — из этой же серии. Кстати, в известном сериале Л. Гайдая про Шурика (актер А. Демьяненко) — главный герой — классический простак. Равно как и герой В. Невинного — Себейкин в комедии «Старый Новый год».
2. «Синий чулок». В комедийной мелодраме Эльдара Рязанова «Служебный роман» — директор Калугина в исполнении А. Фрейндлих — именно «синий чулок». «Безмакияжное» лицо, зализанные назад волосы, роба-костюм, завернутый на 33 пуговицы. Кстати, не уступает ей в «чулочности» и «товарищ Новосельцев» в исполнении А. Мягкова, хотя его образ — все же не так однозначен.
3. «Первый парень (девушка) на деревне». Герой Алексея Рыбникова из популярнейшей советской мелодрамы «Весна на Заречной улице» — был именно таков. Да и герой Вячеслава Тихонова из «Дело было в Пенькове» — из этой же серии. Отмечу, что огромнейший успех данных кинолент был связан не только с простыми (и весьма понятными для народа) сюжетами про парней и девушек «из нашего двора», а еще и очень точными экранными образами, которые запомнились зрителям.
Надо сказать, что образ «первый парень (девушка) на деревне» некоторые кинематографисты понимают не совсем точно, путая его с традиционным актерским амплуа «лирический герой». Они имеют на это право (основание), учитывая, что в советском кино была целая каста таких вот «лирических героев или героинь». Впрочем, как ни назови, мы, по сути, говорим об одном и том же.
Среди девушек советского кинематографа 50-60-х годов прошлого века (при всем многообразии героев того периода) «первой леди на деревне» была, без сомнения, Надежда Румянцева. Нет, классической современной красавицей («героиней») она, разумеется, не казалась. Однако, живость, правдивость и толика самоиронии — вот что в ней подкупало более всего. И в ее ролях, тем более.
В более современном кино образы лирических героинь особенно удавались Е. Симоновой.
4. «Стерва (разлучница)/стервец». В данном случае — сложно определить «эталон образа», так как каждый актер создает его, с учетом собственной психофизики и личных данных. Например, стервецы в исполнении О. Басилашвили (в фильмах «О бедном гусаре замолвите слово» или «Служебный роман») — больше походят на подлецов, и сыграл их актер так, что к ним испытываешь настоящее чувство отвращения. Впрочем, образа «подлеца» в кинематографе нет, вернее, он есть, но он формируется (создается) через техники актерской игры, драматургии и задач, но — никак не через фото-образ.
Среди «девушек» — образ стервы (обычно, она же и разлучница) — привлекателен в исполнении О. Волковой в «Вокзале для двоих».
Если вспоминать советский кинематограф еще, то «разлучницей» можно назвать и — так и не состоявшуюся супругу Жени Лукашина — Галину из «С легким паром» Эльдара Рязанова (в исполнении Ольги Науменко).
5. «Прима/примадонна». Классический вариант «примы» описан в «Чайке» А.П. Чехова — там есть персонаж «Аркадина». В кино такая вот «Аркадина» тоже есть. Например, в фильме «Успех» режиссера Константина Худякова А. Фрейндлих сыграла такую вот «приму». Приподнятый подбородок, взгляд в упор, вальяжность в жестах. И какая-то отчаянная смелость...
Конечно, «прима» почти не применима к мужским ролям, хотя есть тут и исключения. Например, в «Покровских воротах» герой Леонида Броневого Аркадий Велюров — именно таков. Хотя — он, конечно же, не прима. В лучшем случае — «актер-актерыч». Но это — другой образ. Более сатирический, что ли:)
6. «Кремень». Говоря о данном образе, сразу вспоминается работа Михаила Ульянова в «Ворошиловском стрелке». Хотя ничего особо нового в данной роли нет. Дело в том, что героев-"кремней" породил... Голливуд. Особо часто герои данного типа встречаются в американских боевиках. Почти все герои Чарльза Бронсона или Чака Норриса — из этой же серии. Но если продолжать мою мысль — то далеко не все голливудские герои из боевиков — кремни. Например, по зерну — образ Жан-Клода Ван Дамма (по крайней мере, в ранних его работах) — как раз простак. А С. Сигал, конечно же, удав:)))
Женщин «кремней» советский кинематограф породил тоже немало. Особенно здорово их умела играть Нона Мордюкова (когда была помоложе). Да и почти весь «военный» и «поствоенный» кинематограф СССР строился на таких героинях: «время было такое».
7. «Мать/отец». Роли «матерей» в советском кино почти идеально получались у Натальи Гундаревой из-за ее развитого женского начала и какой-то тихой задушевности вкупе с грустинкой в глазах. При том, что у самой актрисы никогда не было детей. Некоторые героини Ноны Мордюковой — из их числа (особенно, если вспомнить фильм «Мама» с ее участием).
Если брать известных «отцов» в советском кинематографе, то, пожалуй, вспоминаются отдельные роли отдельных актеров. Например, слуга Иван в комедии Э. Рязанова «Гусарская баллада» (в исполнении Н. Крючкова). Или герой Е. Леонова — Сарафанов в кинодраме В. Мельникова «Старший сын».
Впрочем, конечно, если Вам еще нет и двадцати (ну, или немногим более) — создать данный образ будет довольно сложно, потому что... тут взгляд особый нужен. Такое очень сложно сыграть, если только ты не гений. Хотя... почему бы не попробовать? Любой образ — это же — намерение.
Характерных образов — довольно много, и рассматривать их в данной статье — почти нельзя. Точнее, можно, но тогда статья получится — как энциклопедия. Главное — помните, что в Вашем актерском портфолио — хотите Вы или нет — должны ОБЯЗАТЕЛЬНО присутствовать фото в хотя бы одном из тех образов, что я описал выше.
Фонтанируйте. И прибудет с Вами удача!
Искренне Ваш,
Александр Баринов
« Актерское мастерство, индивидуально Репетиции спектакля: с чего начинать, как проводить? »