Действие в Театре и Жизни: просто о сложном...

admin Рубрика: Заметки на полях,Метки: , , , ,
Комментарии выключены

Вот-5

Когда в мою театральную студию, что во Дворце молодежи, — родители приводят новичков — как правило, подростков 12-14 лет — они (родители) чего-то ждут.  Они желают, чтобы их дети чему-то научились. 

Вопрос — Чему???

Ответ может быть многопланов. Одна мама заявила мне: «Чтобы умел(а) играть на сцене».

Конечно, сцена  - это что-то бесподобное. Многие хотят играть на сцене.

Но на мой вопрос — "поясните, что для вас значит — «играть», — она не нашла ответ. Пожала плечами и оставила ребенка в студии. И я наверно — совсем не коммерсант, не умею завлечь мам и пап, и пообещать им золотые горы, и что их ребенок обязательно станет звездой. Я совсем не умею этого. Но я сформулировал для себя некую свою зону ответственности за то, чему должен научиться каждый ребенок у меня в студии.

Во-первых, он должен понять, что такое театральная изнанка, и насколько тяжел этот хлеб. И — что аплодисменты, цветы и известность — есть некий ВЕСЬМА неблизкий результат очень долгого и тяжелого процесса, сотканного из повторов, повторений, исправлений ошибок, топтаний, метаний, неверных шагов и действий, когда (иногда) хочется послать все... и уйти. Мне следует добиться — и мне даже НЕОБХОДИМО, чтобы ребенок понял, с чем ему придется в действительности столкнуться. И — если бы он даже и захотел связать свою дальнейшую судьбу с такой коварной штукой под названием «театр» — чтобы его выбор был МАКСИМАЛЬНО осознанным.

Во-вторых, я хочу, чтобы ребенок овладел определенными навыками, которые ему пригодятся в жизни. То есть, не только — на сцене. Или — не только в кино. Но именно в жизни. Потому что — никогда не знаешь, куда кривая занесет. Но если ты имеешь определенные навыки — ты решаешь свои жизненные задачи БЫСТРЕЕ и ПРОЩЕ.

Что это за навыки? Есть несколько их. И один из этих навыков, которые сформулировал еще великий Станиславский, — зовется «действие».

Нет. Не спешите вертеть мне пальцем у виска, заверяя, что все и так понятно. Не понятно. Точнее, понятно далеко не всем. Я приведу пример.

Знаете, почему подчас совершенно неинтересно смотреть некоторые спектакли? Не по тому, что вы подумали (хотя возможно, вы и были близки к истине). А потому, что современный театр стал беден действием. Нет, не тем действием, когда все бегают и прыгают на сцене, играет бойкая музыка, и вроде как — все замечательно. Это действие постановочное, механическое, оно ничего по сути не дает. Так, заигрывание со зрителем. Чтобы не сдох от скуки. 

А тем действием, которое позволяет решать определенные внутренние задачи.

Театр — так или иначе — игра в поддавки. Актеры знают текст. И, собственно говоря, в большинстве случаев на сцене происходит именно это — разыгрывание текста. Более или менее талантливое. Но — тем не менее. Разыгрывание и раскрашивание текста. Не более того. Под разыгрыванием и раскрашиванием текста я понимаю имитацию действия. Когда ни душевные, ни технические элементы актера не подстроены под достижение им цели здесь и сейчас. Результат уже всем известен. И это САМОЕ ПЛОХОЕ.

Один актер имитирует действие. А другой актер подыгрывает ему. И ВСЕ, Ничего другого мы на сцене не видим! А уж если режиссер «придумает» под текст и «подходящую» мизансцену, дублирующую текст — получится и вовсе «замечательно». Ничего тогда вообще не надо! Просто вышел на сцену, сказал текст, и ушел. «Замечательно!»

Нет, я не сторонник стиля «модерн», когда на сцене ставится унитаз, и актеры разыгрывают под него Пушкина. Это стилистическая и вкусовая нелепость. Но это — другая крайность нелепости. Ни одна, ни другая — не лучше.

Но даже если это унитаз и Пушкин. Вопрос не в них, в конце концов. А в том, что актеры не действуют. А именно, они не ДОБИВАЮТСЯ от партнеров исполнения поставленных перед ними ДЕЙСТВИЕМ задач.

Вопрос не в актерском мастерстве тут, как вы понимаете. А в том, чтобы человек стал в мгновенные сроки МОБИЛИЗОВАН под действие.

Простой пример. Вы должны убедить кого-то в чем-то очень важном для вас — и в ОЧЕНЬ короткое время. И когда вы выступаете перед аудиторией (оставим на время театр) — то, что вы делаете — КАК ПРАВИЛО? Правильно. Вы убеждаете.

Но — прежде чем убедить ЦЕЛУЮ аудиторию — вы должны научиться убеждать, минимум, одного человека. Точнее, разных людей, но в одной и той же, или в аналогичных вещах — и в разное время. Убеждайте, в чем хотите.

Например — задание для школьников — УБЕДИТЕ педагога, чтобы он не ставил вам двойку, если вы не выучили урок. Что хотите — делайте. Но ДЕЙСТВУЙТЕ, ДЕЙСТВУЙТЕ. Убедите вашего (для школьников пять же — задание) злейшего врага — чтобы он стал относиться к вам лучше (и даже что-то вам подарил, к примеру). И добейтесь от него этого.

Под навыком «действовать» для жизни — рождается и более серьезный навык — создавать свою жизнь САМОМУ и нести за нее ответственность. Не зависеть, не сидеть у стенки и ждать. А всегда идти к намеченной цели. И ее достигать. Рано или поздно.

Под «что хотите» — не совсем так все. Конечно, есть определенные техники. Но вот еще что.

Необходимо вкладывать в детей мысль, что они этими знаниями должны пользоваться ВО БЛАГО. Не во вред. Ни себе, ни людям. 

И это — в-третьих. И это очень важно. Но если они научатся пользоваться этими знаниями и навыками, добиваясь результата и НЕ ВО ВРЕД другим — цены не будет. И им. И вам, как педагогу.

Потому что — что есть театр? «Верю, не верю». И это — опять же, Станиславский. А это искусство результативного убеждения.

Иначе никак.

Действуйте. ДЕЙСТВУЙТЕ. И играйте на сцене.

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »