Как снимают кино (ч. 1, прикосновение к жанру)

admin Рубрика: Заметки на полях, Интересные странички,Метки: , , , , , , , , ,
Комментарии выключены

создавать кино

В данной статье я поделюсь с Вами важными рекомендациями о том, как снимают свое авторское кино, и как его потом продвигать. Если интересно — то читайте.

Открою секрет — создавать или снимать свое кино — мечта многих творческих людей. Жанр и тематика в данном случае не имеют особого значения. Имеет значение лишь движущаяся картинка на экране, обладающая определенной магией. Повод для создания кино у каждого свой. Кто-то желает войти в мир «большого» кинематографа с большими бюджетами и не менее большими перспективами. Другой — с намерением заявить о себе, чтобы получить какую-то постоянную занятость в киноиндустрии. Третьи — в качестве эксперимента, с намерением явить миру свой особенный взгляд на то, что происходит вокруг нас (и не только).

О поводах снимать кино я тут не буду говорить. Гораздо более полезно исследовать то, как сделать ХОРОШЕЕ кино, и как его потом хорошо продать. Под «продажей» я, как Вы понимаете, не рассматриваю продажу как таковую. А говорю лишь о продвижении Вашего детища в соответствии с теми задачами, которые Вы для себя сформулировали — для достижения САМОЙ важной задачи.

Ибо конечная задача (цель) у кинематографистов всех жанров и мастей, на самом деле, одна: сделать так, чтобы его посмотрело как можно большее количество народу. Все.

Что потом за это «будет»? Мало кто задумывается. И это правильно. Лучше ведь сделать, чем — не сделать. И лучше — сделать это хорошо. Так, чтобы ЗАМЕТИЛИ. И не только зрители, но и кто-то еще.

Скажу сразу — шанс, что заметят НУЖНЫЕ люди — весьма невелик. Вы можете сколько угодно ездить по кинофестивалям и знакомиться со всеми, кто не попадется под руку. Но это путь... скажем так — специфический и весьма не продуктивный по результату. Важно понимать, что с момента, как Вы снимете свое кино — то скорее всего — необходимость его продвижения (раскрутки) — выпадет, опять же, на Вас. Есть, конечно, наилучшие варианты. Но, на всякий случай, стОит отталкиваться от наихудшего. Чтобы, опять же, изначально не тешить себя иллюзиями. Отметят, заметят, предложат? Ветер Вам в паруса, барабан в руки! А если нет — то ничего страшного. Плавали — знаем.

Понимайте еще, продюсерские компании забиты различными нетленками, ибо мысль снимать кино — пришла не только в Вашу светлую голову. Многих эта тема волнует и будоражит. Многие хотят остаться в вечности, да и заработать при том. И многие имеют способности (что чаще) или талант (что реже). Хотя — написал это и подумал. Нет, талант все же имеют единицы...

Но об этом чуть далее. То, что Вам для начала будет необходимо — это... оператор, оператор и еще раз оператор. И хорошая (выигрышная) задумка. Не только сценарная. Визуальная, скажем так. Визуализация Вашего будущего творения имеет прямое отношение к жанру. Но это не есть сам жанр. Что такое жанр? Это угол зрения создателей кино на историю, которую хочется рассказать.

Вот о жанрах кино, к которым есть смысл «присоединиться», когда снимают кино — мы и поговорим сегодня.

Помните, в мире каждый год снимается огромное количество разножанрового кино. Триллеры, мелодрамы, драмы, комедии, трагедии, и так далее. Всякий жанр найдет своего зрителя. Но лучше всего «покупаются и продаются» (имеют устойчивую и многочисленную армию поклонников) мелодрамы, комедии и триллеры (ну, или ужасы). У них самая большая аудитория.

Безусловно, я беру среднестатистически. Ибо — понятно — что если у Вас есть крутой рекламный бюджет, не менее крутой продюсер и персонал — кино Вы продадите любое. Однако — если это так — какой смысл читать данную статью? Закройте ее тогда. Все в Вашей жизни уже состоялось.

МЕЛОДРАМЫ — КАК ЖАНР

Однако, давайте вернемся к аудитории мелодрам. Кто такие зрители мелодраматического кино? Домохозяйки, прежде всего, коим имя — легион.

Вообще, рассуждая глобально, именно жанр мелодрамы стал одной из предпосылок для создания сериалов — «мыльных опер» о доброй Золушке и злых злодеях. Помните, как в восьмидесятые годы весь СССР сох по «Рабыне Изауре» или «Богатым, которые тоже плачут»? Конечно, наши люди до момента относительного распада «железного занавеса» еще не видели такого (эпитет подберите сами), что и предопределило сериалам бешеный успех на советском и (частично) постсоветском пространстве. Но дело не только в том. А в том, прежде всего, что именно сериалы сейчас — основная телевизионная «жвачка» многих каналов (и наших, и зарубежных тоже).

Кстати, бытует мнение, что все снимаемые сериалы — довольно низкокачественны. В России, как правило, это так. Но в других странах есть очень даже недурные ленты. Хотя — это тема для другого материала.

Но вернемся к мелодраме. Каковы основные ингредиенты жанра? Они крайне просты. Яркая романтическая героиня и мужественный герой (который появляется не сначала, «позволив» героине самой попасть во все тяжкие передряги или, по крайней мере, самой пройти какой-то свой путь, заматереть, отбросить многие иллюзии и распрощаться со многими «надежными» людьми), запоминающаяся душевная музыка, харизматичные злодеи (или злодей, причем, он, как правило, должен быть очарователен с виду), красивая картинка. Ну, и, конечно, актерские работы. Как ни странно (впрочем, почему странно?) в топовых мелодрамах всегда играли топовые актрисы. И актеры тоже.

Лично для меня эталоном иностранного мелодраматического кино является «Джейн Эйр» с восхитительным Тимоти Далтоном в главной роли. Там есть все: тяжелый путь, несправедливость, высокие отношения, мужественность и женственность, налет интриги и даже мистики. Да-да, это обязательный атрибут: в мелодрамах должны быть ИСТИННЫЕ мужчины и женщины. Или, по крайней мере, — ими стать по ходу сюжета. «Мужественность» и «женственность» — это не красивая мордашка или накаченные мускулы. Это харизма, это характер, это прекрасные актерские навыки и данные. И это личные качества, прежде всего.

Если мы берем в качестве примера советские мелодрамы — то на первое место я бы поставил «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова с великолепным актерским ансамблем: А. Баталовым, В. Алентовой, И. Муравьевой, А. Фатюшиным, О. Табаковым и многими другими. Потрясающая (легкая, душевная, запоминающаяся — музыка). И очень обаятельный «Гога» (Алексей Баталов) — возможно — один из самых мужественных, простых и выразительных героев того времени, в которого сразу же влюбился почти весь СССР.

Да, не красавец. Да, не богач, обычный слесарь. Но такой подставит плечо, выручит, не раздумывая. К тому же, он исключительно душевен, что сразу делает его каким-то родным. «Свояк».

Одни из лучших в своем жанре — мелодрамы Эльдара Рязанова, их трудно не запомнить. Рассмотрим, например, «С легким паром». Ингредиенты здесь похожи: обаятельные герои, великолепная душевная музыка, камерное, но такое теплое и уютное пространство. Топовые актеры в главных ролях. И заметьте: сюжет не Бог весть какой и оригинальный, за исключением «завязки» самой истории, которая кажется слишком надуманной. Но — тем не менее — хит есть (слово «хит» не люблю, но тут иначе не скажешь). Обращает внимание обилие крупных планов в оценках, действиях и деталях, небольшой налет театральности (в хорошем смысле этого слова) и... непрекращающийся снег за окном. Удивительная атмосфера.

При этом, герой Андрея Мягкова тут — отнюдь не «московский Гоша» Баталова, а застенчивый, угловатый, немолодой уже мужчина. И нельзя сказать, что — особо романтичный и красивый. Скорее — нет. Но выразительная, умная и тонкая актерская игра, передаваемая через глаза, жесты, мимику — на фоне «теплого» и узнаваемого пространства и приятной новогодней картинки — создает новый тип мелодрамы — «душевно-камерная» (термин это мой, он весьма условен, но я стараюсь передать суть, а не идти за четкой терминологией). А Рязанов — фактически — наиболее заметный (и замеченный) идеолог и адепт этого жанра, хотя — нельзя не отметить, что другие режиссеры (ранее него) также делали что-то похожее. И не раз.

Например, Юрий Чулюкин в «Девчатах». Или Марлен Хуциев в «Весне на заречной улице». Но эти фильмы захватили все же другое время — период послевоенного романтизма в советском кино. А Рязанов — в своих поздних и зрелых работах — представитель другого (более близкого нам) времени и — совершенно иного поколения. Хотя — его «Карнавальная ночь» — также застала романтическую эпоху, в которой и сама стала заметным явлением.

КОМЕДИИ — КАК ЖАНР

Комедии — еще один представитель кино и объект любви народных масс. Зритель у них самый разнообразный, но — как правило — это кино, на которое можно пойти с семьей и развлечься. Много шуток, разные забавные ситуации, хорошее настроение... Что еще нужно, чтобы с пользой и весело скоротать вечерок?

Однако, знайте: комедии — жанр весьма непростой, ибо строится он не только на сюжете, но и на МАСТЕРСТВЕ придумывания шуток. Ну, или на главном герое, который мог бы актерски воплотить «вкусный» замысел режиссера. Или — на том и на другом, — если повезет, конечно. Мы не рассматриваем случаи «универсального оружия», когда один человек фактически «делал» жанр. Как например это создавал несравненный Чарли Чаплин, который в одиночку придумывал и образ, и комедийные трюки, и режиссерские находки... — но он был почти гений. Или — Джеки Чан (почти то же самое, но в боевых искусствах). Перечисленные случаи — исключение из правил. Хотя — если для своего кино Вы обзаведетесь таким вот «исключением» — это будет просто попадание «в десятку».

Ибо сейчас такого «исключения» — ни в нашем, ни в зарубежном кино не видно и близко.

Если приводить более «приземленные» (близкие к нам) примеры — то — комедийные трюки и «вкусные» моменты, а также некоторые репризы (крылатые фразы) в комедиях, например, Леонида Гайдая создавали как сам режиссер, так и многие его актеры — Юрий Никулин и Георгий Вицин. Кроме того, Гайдай всегда работал с актерами, составляющими «топ» советского кино: Вициным, Никулиным, Мироновым, Папановым, Этушем, Крачковской, и т.д., которые могли не только сделать образ, но и напридумывать массу его интересных проявлений. Чего только стОит мимика Никулина или Вицина!

А что — сюжет? Сюжет в массе случаев «детский». Но вот режиссерские придумки (в числе которых, помимо шуток, — ускоренный кадр, особый музыкальный фон и звуковые вставки, и множество реприз — крылатых фраз, «пошедших» после премьеры в народ и вот уже десятилетия там «сидящих») — создают чистокровный жанр.

А значит — любая хорошая комедия — кино авторское (то есть, жанр создается СОВСЕМ не киносценарием).

В последнее десятилетие на ТВ и в кино плотно «засели» многие представители массовых студенческих капустников, получивших популярность благодаря формату КВН. Как ни странно, КВН сыграл для современного кино-театрального контекста весьма плохую роль, так как сделал «звездами» экрана по сути — тех, кто не имеет школы и кто проявился (и прославился) лишь благодаря эстрадным шуткам (не всегда качественным, при том). Не спорю, среди них (не шуток, а квнщиков) есть люди талантливые, как есть они во всех сферах нашей жизни. Но КВН — это студенческая эстрада, получившая распространение из-за дефицита качественных юмористических программ. И это — не они такие хорошие. Это телевизионный контент такой плохой. Был и, честно сказать, — есть.

А ребята тут ни при чем. Они — данность.

В советское время были известны случаи, когда изначально представители эстрадного жанра пробовали себя (и небезуспешно) в театре и кино. Например, А.И. Райкин. Или Геннадий Хазанов. Или Ефим (Нахим) Шифрин. Но все же — во-первых, это были исключения. А во-вторых — все они были роскошными мастерами, которые умели почти все. И у них была серьезная школа, прежде всего, театра.

Для чего я это пишу? Чтобы было понятно, что «звездность», медийность и раскрученность — это очень хорошо, особенно в нынешнее время, когда «продукты рекламы» могут обеспечить кассовость любого спектакля или кино. Но чрезмерно увлекаться подобным — все же не стОит. Возьмите сильных актеров и сотворите с ними шедевр. Уверяю Вас, хуже не будет.

Так что — хорошую комедию сделать не так просто, но можно. Напрягайте фантазию, друзья:))

ТРИЛЛЕРЫ — КАК ЖАНР

Триллер — это интрига, загадка, тайна. Люди любят тайны. И в разные времена — и писатели, и кинематографисты этим небезуспешно пользовались. Ярчайший представитель современного жанра триллера в литературе — Стивен Кинг — продает свои творения миллионными тиражами, став, пожалуй, одним из наиболее ярких примеров успешности литературы подобного рода среди масс. «На волне» увлечений триллерами всех мастей и разновидностей — появился такой поджанр (смежный жанр) триллеров — как «ужасы» или «хорроры» (horrors).

Многие классики русской и зарубежной литературы не гнушались периодически показывать в своих произведениях что-то «этакое». Например, Клайв Баркер, Эдгар По, Г.Ф. Лавкрафт, Артур Конан-Дойль — «у них». Да и детективные рассказы Агаты Кристи местами очень напоминают триллер: от чтения не оторваться, несмотря на то, что они многими уже воспринимаются как «fiction» (популярная простоватая литература для среднего класса из серии «почитать в метро», аналог нашей Марининой).

Среди русских писателей, которые использовали элементы триллера в своих произведениях (и не только элементы) значатся Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь, М.А. Булгаков, А.И. Куприн, И.С. Тургенев. Не самая плохая компания, верно?

Авторы есть. Есть сюжеты. Но почему-то никто из современных режиссеров, за редким исключением, в данном жанре не работает.

Почему? У меня ответ есть, хотя и он мне не нравится. Но я отвечу. Российские режиссеры почему-то совсем не чувствуют жанр. Они примерно понимают природу смешного или трагичного. Но они совсем (или почти совсем) не ощущают формат подобных историй и/или просто не умеют это снимать (сочинять). Не учат их. Вот и все.

И главное — никто почему-то не может придумать интересную нетривиальную историю. Либо шаблон из серии «пошли пионеры ночью в лес, ну а там...». Либо никак. Создается впечатление, что у всех — тотально атрофировалось воображение.

И если на Западе народ создает во многом просто красивую картинку, почти лишенную драматургии (я сейчас говорю о короткометражном кино), то в России и за ее ближайшими пределами снимают либо совершеннейшую околесицу, либо начинают придумывать-воротить сюжеты, которые утягивают создателей в бездны собственных смыслов. Затягивают их с концами. И картинки нет. И драматургии не видно.

А какая должна быть драматургия? Не просто зомби, маньяки, убийцы. А что-то поинтереснее. То, что проглатывается западными массами — калечно — на «раз-два-три» — то русскому человеку — «вилы». Ибо мы взращены на психологическом театре, на чистокровной ДРАМАТУРГИИ и хороших авторах, коих подчас и не разгадать. Просто шаблон — маловато будет. И почему-то никто не разгадал этот ребус.

А рынок (спрос) — есть. И он рынок) — пустой. Заполоненный иностранными творениями, скачиваемыми с торрентов. Наши-то где?

Мы живем в плену чужих побед (не таких уж, чтобы «очень», но они берут количеством), так как не можем всецело «приблизить» жанр триллера к нашим реалиям. А таковые (реалии, разумеется) существуют. И существуют не один год, и не одно десятилетие. Хотя, не будем отрицать, что ленты «детективного-триллерного» сорта рождались в СССР не так уж и часто. И если в западном кинематографе триллеры — ВЕСЬМА популярный, чтимый и — главное — продаваемый жанр (что бы там в нем не накрутили), то в России пока — «вещь в себе».

Давайте разберемся, чем триллеры так уж отличаются от, например, детективов. И там, и там — интрига, когда совершенно неясно, кто злодей, или же злодей весьма могущественен, и героям (в начале истории) весьма сложно ему противостоять. И такой, и такой вариант интриги возможен. Но есть одно «но». В детективах, как правило, сразу понятно, кто чужие, а кто свои. А в триллерах — все может поменяться к финалу (и чаще всего — так и происходит). И еще. В триллерах — непередаваемая атмосфера, которую не спутать ни с чем другим. «Мурашки по коже». Когда они есть — это триллер.

Примеры? Охотно. Я назову их несколько, и среди западных киноработ, и среди наших. Про фильмы Хичкока и так все знают или наслышаны, смысла говорить о них нет. На мой взгляд, самым ярким представителем жанра «триллер» среди иностранных «фронтменов» сейчас является Девид Финчер («Семь», «Бойцовский клуб»). Или братья Вачовски (создатели легендарной «Матрицы»). Среди отечественных мастеров триллера (впрочем, не только этого жанра) — можно отметить Станислава Говорухина («Место встречи изменить нельзя»), Игоря Масленникова («Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»), Сергея Урсуляка («Ликвидация»). И хотя эти фильмы из разных эпох и сделанные разными режиссерами — их объединяет одно: атмосфера и мощная интрига. А также прекрасные актерские работы.

Но тут — зрителей «красивой картинкой» не завлечь. На первом месте в триллерах — почти всегда — сценарий. На втором — мощная, леденящая кровь атмосфера. И — уже на третьем месте — чутье, вкус и ФАНТАЗИЯ режиссера. Хотя, конечно, и в данном случае — без четко угаданного образа и безусловного соответствия ему — актера — не обойтись.

ВЫВОДЫ

В данной статье я неоднократно упоминал фантазию — как, возможно, ОСНОВНОЙ элемент (качество) работы над фильмом. Фильм надо сначала СОЧИНИТЬ в себе, чтобы самому было интересно, смешно и/или страшно. А уж потом снимать. А не наоборот.

Разумеется, в данной статье я привел общие наблюдения. И это далеко не правило, это то, что чаще всего встречается, и чаще всего становится обозримым. Конечно же, мотивы и опыты прикосновения к жанру — не только те, что я описал. Их в разы больше.

Но изложенные выше заметки — как снимают кино, и как его МОЖНО и ДОЛЖНО создавать, и чем при этом руководствоваться — надеюсь — помогут Вам.

Успехов. Ждите еще статей в данной тематике.

С уважением,

Александр Баринов

 

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »