Театральный режиссер и репертуар: кое-что о новых возможностях

admin Рубрика: Заметки на полях, Интересные странички, Позвольте представиться, Премьеры,Метки: , , , , , , , ,
Комментарии выключены

театральный режиссер

В статье я расскажу, что должен и, к сожалению, наверно, — вынужден уметь театральный режиссер. Он должен разбираться в вопросах театрального маркетинга или, по крайней мере, понимать, что это такое и знать его основные принципы. Если интересно — то читайте.

Я слишком давно не писал в блог. Месяца, наверно, два. Но Вы не можете упрекнуть меня в лени: в этот период я создавал новый театральный репертуар нашего театра. Так получилось, что в промежутке с конца марта по конец апреля с.г. у нас появилось три новых спектакля. Смотрите сами:

— «Фантазии Фарятьева» — лирическая драма об одиночестве,

— «Катя» — музыкальный перфоманс с кошкой (живой кошки на сцене, разумеется, нет, но мы нашли, как обойти эту странную необходимость),

— «Королева фантазеров» (сказка для детей от 4-х лет и их родителей).

Полный театральный репертуар нашего театра смотрите тут.

Как мы создавали этот театральный репертуар — один Бог ведает: ведь у нас нет спонсирования или финансирования, все делаем сами и за свой счет. И еще умудряемся как-то на этом всем зарабатывать (хотя, справедливости ради, тратим пока намного больше). Но я хотел поговорить не об этом.

А о том, что в современном мире на режиссера (организатора театра) всегда выпадает дополнительная огромная нагрузка. Конечно же, в классических репертуарных театрах (тех, что спонсируются государствам) эта нагрузка искусненько распределена между различным персоналом. Но она также присутствует!

Другое дело, если Вы хотите создать свой театральный проект. Свой театр, проще говоря. И тогда Вам (если Вы режиссер) — следует понять, что создавать проект с нуля — это значит вкапываться (поначалу, самостоятельно) во все детали и подробности. Разрешите, я поделюсь тем, что первично, а что вторично при создании и продвижении Вашего театра. То есть, сейчас я буду говорить о том, что есть театральный маркетинг, и каковы его основные принципы, применительно к небольшому театру.

Первичен во все времена (был, есть и будет), конечно же — зритель. Еще до начала работы над созданием своего театра Вам нужно понять, на какого зрителя рассчитаны будут Ваши постановки. Впрочем, даже если ответ на этот вопрос Вы знаете неточно — всегда есть один момент (принцип театрального маркетинга), который, так сказать, искупляет подобное незнание. И он зовется следующим образом:

Театр всегда привязан к месту. То есть, если Вы хотите, чтобы на Ваши спектакли ходили (и делали это на регулярной основе) — ищите зрителя в окрестностях. Я не беру какие-то неочевидные примеры, как если бы Вы, не успев толком еще ничего создать, сразу получили пиар в блогах и прочих СМИ (хотя это и не лишне, но о нем я буду говорить ниже). Я говорю о лишь том, что Вы еще маленькие и молодые, и о Вас, кроме, возможно, друзей, родственников и знакомых, — толком никто ничего не знает.

А значит, Вам нужно продвигать свой театр самим.

Как сделать так, чтобы о Вас узнали? Походите по общественным учреждениям: школы, детские сады, зайдите также в салоны красоты, всевозможные парикмахерские и прочие общественные заведения. Многие Вас, конечно, отфутболят, но будут и те, кто не отфутболит. Среди них наверняка найдутся любители театра или те, кто по долгу службы вынужден создавать определенную развлекательную программу для своих «питомцев». Я про работников школ говорю сейчас. В обстоятельствах крупных городов привлечь школьников через их педагогов на спектакли — проблемой не является.

Все очень просто и банально как дерево дуб: идете в школу, знакомитесь с педагогами, директором, завучем и т.п., говорите, что вы — молодой театр и хотели бы сыграть перед школьниками спектакль. Договариваетесь с уважаемыми педагогами, на каких условиях это возможно, обещаете им процент со сборов — и — вперед!

Как следствие: в Вашем репертуаре ВСЕГДА должен быть спектакль, который можно было бы показать школьникам. Ну, Вы понимаете? И еще желателен один спектакль для детей младшего возраста (скажем так, лет от четырех), чтобы можно было предметно говорить с воспитателями в детских садах. Дети — наше все, и они Вам «помогут».

Вообще, детские (подростковые) спектакли — крайне благодатная тема: под них покупателей Вы найдете всегда. Поэтому лучше начинать строить свой репертуар с них. Для этого не нужны дорогущие декорации или костюмы. Декорации можно сделать самим из нескольких листов картона или фанеры, что-то купить, например, на Авито (там иногда продаются очень недорогие и качественные сказочные костюмы). И еще: не делайте детский спектакль дольше 50 минут по времени! Дети, пардон, уже через сорок минут после начала захотят в туалет... Со всеми вытекающими.

Для школьников спектакль делайте в диапазоне часа-часа тридцати. Не больше.

Да, когда будете ходить со своими листовками по районным учреждениям различного формата и калибра — обязательно заходите в небольшие частные магазинчики или палатки. Только не ходите в «Пятерочку», «Магнит» и т.п. — там с Вами вообще разговаривать никто не будет. Там сидят мелкие торговые клерки, у которых в голове... В общем, не будем о грустном. Не ходите туда. А вот закорешиться с владельцем маленького продуктового магазинчика и оставить где-то там свои листовки — шанс есть. Он небольшой, но он есть ВСЕГДА.

Второй принцип театрального маркетинга гласит следующее: «Дети всегда подтягивают родителей». Это значит, что через детские и подростковые спектакли Вы всегда сможете подтянуть родителей их прекрасных чад — на спектакли взрослые.

И отсюда вытекает также третий принцип: «Лучше народу показывать что-то легкое и веселое» (на начальном этапе, по крайней мере). Это не значит, что нужно сразу доставлять юмор ниже пояса или заигрывать со зрителями. Нет! Но изначально нужно взять хороший драматургический материал, но не тяжелый, и не трагедийный. Такого материала — уйма, как классического, так и современного.

Если резюмировать:

1. У Вас в репертуаре всегда должен быть детский спектакль (4+), один спектакль для школьников (семейного просмотра, 12+), два или три спектакля для взрослых (комедии или мелодрамы), но такие, на которые можно было бы, при желании, пригласить и подростков (12+).

2. На этапе репетиций делайте афиши или листовки (А4) и распространяйте их по точкам. Желательно еще клеить (размещать) листовки на деревьях. Только не на стендах районной управы, упаси Вас Бог. А в нейтральных местах. И желательно размещать их там, где народ вынужден стоять, ждать чего-то. Например, у светофоров, остановок городского транспорта (только не в самих остановках, Ваших листовок там не будет уже на следующий день). А где-то рядом. В общем, фантазируйте. Али Вы не творческие люди?

3. Очень неплохо подружиться с районными периодическими изданиями (газетами) и предложить им разместить информацию о Вас со ссылкой на бесплатные места на спектакль (выделите их пять штучек, от Вас не убудет, но взамен Вы получите неплохую рекламу местного разлива).

4. Дружите с блоггерами. Хотя у крупных блоггеров реклама платная, но постарайтесь найти кого-то, кто был бы не очень дорогим и сговорчивым. Такие люди есть.

5. Государство, скорее всего, Вам помогать не будет. Сколько не сталкивался с районными чиновниками — эффект почти нулевой. Долгие разговоры ни о чем, советы общего плана, которые не работают. Много времени тратится — толку нет, причем никакого. Не заинтересованы, и хоть ты тресни.

Когда раскрутитесь — государство о Вас обязательно «вдруг узнает». Что делать в этом случае дальше — решать Вам.

Теперь, что касается рекламы в Интернете. Конечно, у Вас должен быть свой сайт, группы в соцсетях. Но не рассчитывайте, что они Вам сделают погоду (проще говоря, заполнят Вам зал). Не сделают (на начальном этапе, по крайней мере). Конечно, несколько человек Вы оттуда соберете, но не более того. Касательно Интернета — ищите районные группы в соцсетях (или форумы, где общаются жители «вашего» района) и размещайте информацию там. Это эффективнее, чем, например, таргетированная реклама в соцсетях или ее прочие виды (например, группы или паблики).

По Интернет-рекламе — неплохо работает Яндекс-Директ (РСЯ), но он довольно дорогой, и им нужно уметь пользоваться. Также можно попробовать договориться с Яндексом и влезть в Яндекс-афишу, хотя это процесс долгий, муторный, и, по большому счету, крайне немного дающий, если Вы, условно говоря, не Ленком.

Информация, представленная в данной статье, не касается других вопросов продвижения театра: например, тех, что связаны с участием Вашего театра в фестивалях, показах, и т.д. и т.п. Она посвящена специфике и стратегии маркетинга небольшого частного театра, привязанного к определенному месту. И если Вы — театральный режиссер, продюсер, владелец своего театра — Вам придется этим заниматься. Хотите ли Вы этого или нет. Поэтому — театральный маркетинг — форева.

Искренне Ваш,

Александр Баринов

 

P.S.: в афишах и листовках театра ВСЕГДА указывайте дату спектакля, точный адрес театра, доменное имя (сайт) и номер телефона для брони. Люди долго ждать и искать не любят. Желание всегда импульсивно.

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »