Я уже давно хотел сделать это. Очень кратко и в то же время емко, но без «воды» — дать начинающим режиссерам театра определенный план (алгоритм) создания будущего спектакля. Чем короче — тем лучше. Но с примерами конкретных пьес и «живым» показом, как это все работает в реальных условиях.
Я знаю, что есть прекрасные книги по театральной режиссуре, их немало. Но читать их долго, и на их основе все равно сложно составить четкий и понятный алгоритм будущей постановки. И я понимаю, почему так трудно. Если интересно — то читайте.
Дело в том, что режиссер театра — синтетическая профессия. Она соткана из многих знаний. пониманий, опыта жизни. Тут и психология, и терминология, и определенные душевные качества. Как говорила Геля из прекрасной пьесы советского драматурга Л. Зорина: «Хорошая певица — это не только голос». Перефразируя данный постулат, «хороший режиссер — это не только метод».
Но хороший режиссер — это метод, НЕ В ПОСЛЕДНЮЮ ОЧЕРЕДЬ. А метод — это искусство (путь) разбора. И вот этим мне захотелось поделиться. Но чтобы памятка для будущих режиссеров имела в себе определенную человеческую привязку — я создал этакий мини-курс по режиссуре (видеокурс), в материалах которого и лежит моя Памятка.
Я сейчас дам из нее короткую цитату (сама Памятка 16 листов). А Вы уж сами решите, достойно ли это Вашего внимания или нет.
... Разрешите мне более подробно рассмотреть основные термины режиссуры театра (классический драматический театр).
Итак.
Тема — предмет разговора со зрителем.
Магистральные (наиболее общие) темы режиссерского спектакля:
— одиночество
— неразделенная (нереализованная, жертвенная) любовь
— цена выбора (действия)
— чудо (чудесное, что существенно меняет жизнь)
— справедливость (возмездие)
— поиск/обретение (себя, своего места, своих людей или утрата оного (оных))
— принятие себя (родителей, близких)
— мещанские ценности (фетишизм)
— иллюзии, и т.д.
На перечисленные магистральные темы приходится около 80 процентов всех режиссерских тем.Режиссерская тема (тема спектакля) отличается от литературных тем (тематик литературных произведений). То есть, определение темы спектакля — исключительно режиссерская прерогатива. Конечно, в ряде случаев определение темы спектакля может иметь нечто общее с условной тематикой литературного источника, а может и не иметь.
Прежде всего потому, что в ряде случаев тему литературного произведения уловить довольно сложно. Как, например, определить тему «Войны и мира» Л.Н. Толстого? Или «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского?
Эти источники вбирают в себя такое большое количество проблем, что бывает очень сложно выделить какую-то одну линию.
С пьесами несколько проще, но не со всеми. Например, «Дядя Ваня» А.П. Чехова (можно так сказать) — о губительной силе иллюзий. Или «Ревизор» Н.В. Гоголя — о стремительном, неожиданном и ужасном конце любой преступной группы (проще говоря, о справедливости). А вот, например, — о чем «Чайка» А.П. Чехова? Или «Пять вечеров» А.М. Володина? Сразу и не скажешь.
Поэтому нередко режиссер вынужден трактовать тему будущего спектакля по своему усмотрению.Другое дело, что режиссер должен стараться быть КРАЙНЕ восприимчивым к тому, что написал автор произведения.
И всеми силами должен стремиться УГАДАТЬ то, о чем говорил автор.
Нет проблем, чтобы чуть осовременить классический сюжет, поискать более современные трактовки героев. Но это НЕ ЗНАЧИТ, что в «Ревизоре» чиновники должны напоминать современных «братков», а городничий — пахана (хотя допустимо чуть отразить некоторые подобные черты некоторых лиц). Или, например, Евгений Онегин — выходить в действие в джинсах и обтягивающих стрингах.
Вопрос того, насколько расходятся режиссерский спектакль и литературный источник — весьма тонкий, особенно в последние десятилетия, когда мы живем при фактическом отсутствии цензуры.
Отмечу, что в советское время иногда допускались слишком вольные трактования некоторых образов и сюжетов. Так, например, Гамлет Ю.П. Любимова в исполнении В. Высоцкого — выходил на сцену в джинсах и с гитарой, что во время создания спектакля (70-е годы прошлого века) считалось случаем почти беспрецедентным. Спектакль тогда чуть не закрыли.
Вместе с тем, на мой взгляд, никогда действие, отражающее «ту эпоху», не влияло на актуальность и современность самой истории. Например, «Безумный день или Женитьба Фигаро» (игрался в классических костюмах и декорациях) и по сей день смотрится и вызывает интерес, несмотря на то, что был поставлен более 50 лет назад. Или «На дне» М. Горького, в исполнении «звезд» театра Современник (поставлен еще раньше).Вопрос о том, насколько осовременивать тот или иной сюжет и во что (какие костюмы) облекать актеров — конечно, дело каждого режиссера. Но, повторюсь" никогда «неосовремененная» классика не снижала остроту сегодняшнего дня, если она поставлена хорошо.
В процессе работы над пьесой каждый режиссер обязан сУзить тему своего спектакля, в зависимости от его финала. Например, как я писал выше, не просто «об иллюзиях», а о губительной силе иллюзий (если финал повествует, например, о несбывшемся). Или — о «безгранично долгом обретении себя (или своих людей»). Или — не просто «о жертвенной любви», но о любви, жертвенность которой спасает жизни или жизнь...
Если интересно ознакомиться с курсом по театральной режиссуре (и с Памяткой, часть которой я цитировал выше) и его приобрести — даю ссылку в ВК, в нашу группу Театральные монологи.
Однако, я решил пойти еще дальше, и организовать этакие беседы по режиссуре театра, в которых я в режиме онлайн разбираю пьесы, на предмет создания на их основе будущих спектаклей.
Эти разборы мною никогда ДЕТАЛЬНО не заготовлены. Конечно, я знаю сюжет пьес, выбранных для разбора. Но всегда разбираю их онлайн — «здесь и сейчас». Объясняю и сам же следую определенным алгоритмам, строю гипотезы и сам же их опровергаю, дополняю, углубляю анализ, и ищу, ищу. ищу... и делаю это совместно с участниками данной беседы (чат — в Телеграм).
И предлагаю Вам присоединиться к данному прекрасному и весьма увлекательному поиску. Подробнее Вы сможете почитать там же, в ВК. А ссылка тут.
Собственно, все на данный момент. До новых встреч!
« Театральные новости