Итак, в двадцатых числах февраля начинаются наши курсы для подготовки к экзаменам для поступления в театральный вуз (театральные вузы). Они будут включать в себя — тренинговый блок для тех, кто хочет непременно пробоваться на актерские отделения (актерский факультет, ГИТИС, ВГИК, МХАТ, СПБГУ, и прочие), и блок — тем, кто хочет непременно достичь неизмеримых высот в режиссуре (в основном, театральной), поступая на режиссерский факультет. Я не буду особо много растекаться мыслью по древу, но мой сегодняшний пост будет, скорее, аналитического свойства. Если интересно — то читайте.
Итак, начну с предыстории вопроса. Откуда вообще все это взялось. Я почему-то всегда как-то знал, что займусь театральной педагогикой. Мне об этом никто не твердил, да и — на тот момент, как я это почувствовал своим левым мизинцем на руке или ноге — я толком вообще ничего не понимал. Это случилось, если мне не изменяет память, еще на втором курсе ГИТИС, когда я, при создании отрывков, почему-то стал (негласно) исполнять функции «педагога», сам не понимая, что я делаю, и главное — для чего мне все это нужно.
В то время моя «педагогика», вероятно, была ужасна, и, вкупе с моими не менее «ужасными» на тот момент знаниями о предмете — шансов на «фундамент» у меня было немного. Но меня почему-то слушались. И я даже знаю, почему. Потому что я среднестатистически был старше многих. А на момент моей учебы в ГИТИСе — это еще играло определенную роль. Многим, очевидно, казалось, что возраст — это то, что всегда обеспечивает знание предмета.
Для чего я это пишу? Для того, чтобы показать (прежде всего, самому себе), что — чтобы уметь преподать предмет — мало хорошо знать его самому. Важно уметь разложить эти крупицы знания «по полкам» и убрать лишнее. Просто, правда? Однако, это лишь самая простая схема. Многие нюансы отношения к предмету она, к сожалению, не охватывает.
Театр — он ведь — такая штука. Он увлекает в высоты. И чем больше ты парИшь там — тем более тебе становится не важным — что есть тут. И важно — не улететь. Важно уметь настроиться на волну тех, кто хочет подготовиться к экзаменам в театральный. И понять, что им важно. И работать на них.
А что важно? Я провел немало времени, чтобы это понять. И наконец, нашел. И это весьма просто. Им важно найти свое место в этом мире. Причем, абсолютно все равно, в театре они его найдут, или где-то еще. В театральные вузы поступают совсем еще молодые мальчики и девочки, для которых я (должно быть) — кажусь совсем этаким... ископаемым. А значит, обучение — это не только подготовка программы для поступления. Это открытие мира театра, так или иначе. Можете считать меня невеждой или глупцом — но для меня это так.
А значит, каждое открытие мира должно сопровождаться чем-то еще. А не только тем, что «встань туда», «посмотри вот так». Ведь те, кто приходит готовиться в театральные — ждут совсем не того. А чего? Я остановлюсь на этом чуть ниже.
Возвращаюсь к курсам. С 21 февраля стартуют два параллельных курса: «Играть просто» (для поступающих на актерские факультеты) и «Ставить просто» — для будущих режиссеров. Собственно, слово «просто» в названии курсов — отнюдь не свидетельствует о том, что все будет просто. Скорее, оно указывает на «понятно». А когда «понятно» — тогда все становится действительно несколько проще. Не по факту, нет. А по процессу. Но «Играть понятно» — как-то не звучит. Поэтому я выбрал слово «просто». И теперь Вы знаете, почему.
Итак, оба этих курса «Играть просто» и «Ставить просто» по экзаменам в театральный — будут идти параллельно. Даже, наверно, не так. В какой-то части они будут общими, как для «актеров», так и для «режиссеров». Все дело в том, что программа для поступления на режиссуру включает в себя блок «актерский» (чтецкая программа, аналогичная той, что сдают "на актерский). И непосредственно «постановочный» блок, проще говоря, режиссерская экспликация. Экспликация — это письменная режиссерская работа, в которой Вы разбираете Ваш будущий спектакль, на базе какого-то ранее выбранного драматургического (реже — литературного) материала. Но — чтобы уметь разбирать, надо понимать, что такое разбор, ведь так? Следовательно, надо владеть — хотя бы частично — методиками разбора и знать основные понятия.
Кроме того, режиссер должен быть, конечно же, более эрудированным человеком, чем актер. Более начитанным, что ли. Более знающим современные реалии. Режиссер — это отнюдь не тот, кто только может сделать разбор и создать спектакль. Режиссер — это и психолог, и (немножечко) драматург, и педагог, и весьма разносторонняя личность, ПОНИМАЮЩАЯ и ЧУВСТВУЮЩАЯ время и место, где он есть. Поэтому талант режиссера должен быть многогранен. Режиссура — это не профессия только. Это состояние человека в какой-то момент времени. Этому невозможно научить. Но можно, так или иначе, научиться.
Так вот, поступающим на режиссерский факультет, конечно же, мало только занятий по созданию и отработке чтецкой программы. Им нужна теория режиссуры (не вся, разумеется, но фундаментальная) и — нужны какое-то практические вещи. Именно поэтому, помимо занятий, в которых режиссеры будут учиться совместно с актерами — им будут предоставляться дополнительные занятия — по теории и практике режиссуры.
Как это все будет происходить? Занятия по «Играть просто» будут идти три раза в неделю: понедельник, среда, четверг, по вечерам. Два раза в неделю (на выбор) — сюда присоединяются и «режиссеры» — готовить чтецкую программу, наравне с «актерами». А еще один раз в неделю (в субботу или воскресенье) — они получают специальное дополнительное занятие по режиссуре. Фактически, для абитуриентов, поступающих на режиссерский факультет, обучение идет параллельно, и режиссуре, и актерскому мастерству.
Что же будет в программе курса для поступающих на актерский факультет различных театральных (творческих) вузов — «Играть просто»? Во-первых, это фундаментальная чтецкая подготовка — по разбору прозаических отрывков, стихотворных отрывков, басен. Всего того, что составляет программу для поступления в театральный. Честно говоря, данный фундамент дают не многие. Почему-то некоторым кажется, что он не нужен. Но моя задача — не сводится только к «натаскиванию».
Она, прежде всего, — в передаче ПОНИМАНИЯ, что за чем идет, и какую роль занимает тот или иной элемент в Вашей подготовке (равно как и — как с ним работать). Помните про «просто»? Просто — это когда понятен путь, направление, вектор движения. Пресловутое «из пункта А в пункт Б». Так вот, я показываю и пункт А, и пункт Б. И далее мы уже идем с Вами — по этому маршруту. И Ваши знания — это не практика только. Это ОСМЫСЛЕННОЕ ощущение пути. Когда Вы не делаете НИЧЕГО ЛИШНЕГО.
Именно в неделании ничего лишнего — зиждется великое умение. Это зовется — целостность. К этому приходят многие — не сразу. А многие и — никогда.
Во-вторых, Вы начинаете понимать сам процесс подготовки. Из каких слагаемых он создан. Что может быть, что будет вряд ли, а чего, скорее всего, вообще никогда не будет (хотя и слово «никогда» применительно к театру — произносить вообще не следует). Вы поймете, от чего зависит успех. Узнаете, в чем Ваши сильные стороны. А где Ваши слабости. Да и вообще, поймете свои реальные силы.
Ну, и в-третьих, Вы вообще поймете, с чем Вам придется столкнуться. Не понаслышке, так сказать. А в реалиях. Некоторые, кстати, после данного понимания — вообще уходят с тропы, под названием «постижение театра». И это правильно. Театр — очень специфическое место. Очень.
В данной статье я нарочно обхожу стороной презентационную сторону программы подготовки на актерский и режиссерский факультет, равно как и ее технических ее элементов. Их (эти элементы) я довольно подробно изложил в своем видеокурсе «Как поступить в театральный вуз». Можете посмотреть тут. Или — взглянуть на страницу нашей театральной школы, где содержится довольно подробное их описание — тут. И по режиссуре тоже.
И напоследок — отвечу на два весьма распространенных вопроса, которые мне часто задают. Первый: «почему курсы идут два с лишним месяца?». И второй: "каковы возрастные ограничения для поступления?". Отвечаю.
1. Как Вы, наверно, знаете или слышали — курсов для подготовки в театральный вуз — вообще довольно много. И они предполагают разные сроки прохождения. Есть курсы, длящиеся 2,3,6 и даже 9 месяцев. Но лично я считаю (и мой опыт говорит о том же), что слишком растянутые программы подготовки делать КРАЙНЕ нецелесообразно. И вот почему.
Во-первых, существует такая вещь как «мотивация». Со временем она падает, необходимо постоянно держать себя в тонусе. При раздутых сроках подготовки мотивация со временем становится менее острой. Учащийся понимает, что впереди еще много времени. И это его расхолаживает. Я где-то встречал мнение, что «чем дольше подготовка — тем, значит, она качественнее». Это мнение... хитренькое такое. Ибо — с одной стороны — все совершенно правильно — количество «полето-часов» еще никто не отменял. Но, с другой стороны, наличие длительной подготовки — равно как и в обратном случае — не дает РОВНО никаких гарантий поступления.
То есть, Вы можете готовиться долго. А можете и — не долго. И это при (почти) равных шансах на успех. Потому что — при разных системах подготовки — Ваши шансы НИКОГДА не будут больше 50%. Это зависит от ОЧЕНЬ многих факторов, с подготовкой никак не связанных.
Это, впрочем, не значит, что можно готовиться «спустя рукава» и за день до вступительных туров. Конкуренцию еще никто не отменял. И если Вы готовы плохо — это, в любом случае, не прибавит Вам вистов. Будет жаль.
Поймите, шанс в поступлении — кроется в разных вещах. В дне недели. В конкуренции. В мастере. И в подготовке тоже. Есть элементы, на которые Вы повлиять никак не можете. А есть — на которые можете. Ну, так влияйте!
Во-вторых (это я опять возвращаюсь к срокам) — при длительных сроках подготовки существует одна такая «подлянка» — как Новый год. Точнее, новогодние праздники. Если Вы, например, начинаете готовиться на актерский или режиссерский факультет в сентябре (и набираете форму, при щадящем графике, где-то к ноябрю), то уже с середины декабря, в связи со всей предпраздничной шумихой и беготней — Ваше внимание и концентрация сил — уже не находятся в области подготовки. И так продолжается вплоть до конца января. Есть, конечно же, и исключения. Но я это уже проходил и знаю...
Что новогодние праздники так влияют, что многие умудряются вообще растерять весь накопленный потенциал — именно в этот период. И в начало февраля «заходят» с (максимум) 30% от того, что они накопили к декабрю. А теперь вопрос: стОит ли овчинка выделки?
В-третьих, есть такая вещь как «интенсивность занятий». Она не должна быть чрезмерно высокой. Но и низкой — тоже. 3-4 раза в неделю — вполне допустимо. Важно, чтобы занятия шли без больших перерывов. И чтобы учащимся было время для самостоятельной подготовки. Все эти наблюдения в полной мере повлияли на сроки курсов подготовки. Ну, и конечно, не будем забывать, что начало театральных туров обычно приходится на конец апреля — середину мая. Как следствие: завершение курсов у нас — самый конец апреля — считаю оправданным, с точки зрения сроков для экзаменов в театральный.
2. Возрастные ограничения для поступления (экзаменов) в театральный — у каждого вуза свои. И у каждой мастерской — тоже свои. Нет, Вы не ослышались: каждый мастер сам определяет возрастной предел для своих учеников, хоть это и не афишируется в СМИ (да и на сайтах театральных вузов тоже). Если Вы приглянетесь мастеру — он Вас возьмет, даже если у Вас по паспорту — «плюс-минус». Помните: люди выбирают людей, а не паспорта или данные. Существует масса примеров, когда «неформатные» люди весьма подходили. И дело тут не в возрасте. Я не хочу сказать, что возраст не важен. Но я говорю, что это — не первостепенен. Понимаете?
Все, вроде, все написал. Записывайтесь, если Вы хотите у меня заниматься. Дублирую ссылку еще раз. Вот.
До встречи.
Искренне Ваш,
Александр Баринов
« Работа в театре: как не быть голодным Театральный режиссер и репертуар: кое-что о новых возможностях »