Открытое письмо будущим выпускникам творческих вузов

admin Рубрика: Заметки на полях, Позвольте представиться,Метки: , , , , , , , ,
0

я и любимаяМне часто говорят молодые люди о своем намерении поступать в творческие вузы. И смотрят на меня так победно. Видимо, они думают, что раз я окончил РАТИ-ГИТИС со всеми вытекающими — то я буду непременно прыгать и хлопать в ладоши от счастья, мол: «полку нашего прибыло». Но я не стану этого делать. Просто скажу вот что.

У нас сейчас такое время. Система без системы. Вот в Советском Союзе все было просто. Школа — институт — распределение. Цепочка проста и понятна. Всем ясно — что: «раз так — тогда так, раз это — значит, то». Это была ПРОСТАЯ И ПОНЯТНАЯ СИСТЕМА координат. По которой человек получал некую модель собственной жизни. Конечно, все не было так «бело и пушисто». Случались перепады и перекосы. И их было немало. Но по такой модели жила вся страна. И я мог ответить себе на вопрос, чем занимается государство, что такое система социальных гарантий. Я ПОНИМАЛ это.

Сейчас время сильно изменилось. И общественно-административная функция государства сменилась административной. Чувствуете разницу? Сейчас вроде стало все можно. Хочешь — или туда, а хочешь — сюда. Но при этом, как ни странно, стало больше НЕВИДИМЫХ барьеров. Можно пойти поступать в театральный (творческий) вуз? Конечно, да! Велком. И даже — Бог с ним, с конкурсом. Дело не в нем.

А в том, что даже если ты поступишь в творческий вуз — не факт, что тебя ВОЗЬМУТ. Чувствуете разницу — опять? Нет, не в вуз, в него вы уже поступили (даже если наскребете по сусекам достаточное количество денег, достаточных для того, чтобы пройти). ВЗЯЛИ — ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ВУЗА. А зачем, вы думаете, вы туда идете? Вы что, всерьез полагаете, что дело в том, какая оценка у вас по актерскому мастерству, и хорошо ли вы знаете историю театра? Наивные. Кого возьмут далее (в театр), а кого — нет — определяется уже на 2-3 курсе. Мастера к тому времени уже все понимают. А так как руководят курсами, как правило, люди, возглавляющие театры, — думаю, ход моих мыслей отследить нетрудно.

У меня было много примеров такому. Люди платили деньги, учились, зубрили, и думали — все хорошо. Оказалось, не хорошо. А что случилось сейчас? Кто-то ушел из профессии, кто-то уехал за рубеж, кто-то влачит жалкое существование. Я, наверно, не должен вам все это говорить, да? Должен говорить — «театр — да, это магия. Айда, и вы станете магами». Это действительно магия. Да только доступ до нее — за семью печатями. Вы срубаете эти семь — а там еще восьмая. И потом — обязательно — девятая. И так — дальше, дальше...

Конечно, может случиться, что вам повезет. Везет же некоторым. Попадают в кино, играют в театре. Но таких везунчиков — менее 1%.
Вы, наверно, хотите знать, от чего это зависит? А я НЕ ЗНАЮ! Представляете? Я никак не могу понять, где и какая тут закономерность. И многие — хоть говорят — мы сейчас все расскажем и покажем. Но и сами ничего не знают. Просто некоторым стыдно в этом признаться. А мне не стыдно. Моя репутация на этом свете такая — что «ее давно уже пора чем-нибудь подмочить» ©.

Так вот, я искренне признаюсь вам, что Я НЕ ЗНАЮ, ОТЧЕГО ЭТО ЗАВИСИТ. Я вижу молодых актеров на экранах телевизоров. Да, неплохие мальчики и девочки. Но когда я заканчивал РАТИ-ГИТИС, курс Сергея Анатольевича Голомазова — рядом со мной были ГОРАЗДО БОЛЕЕ ТАЛАНТЛИВЫЕ мальчики и девочки. И где они теперь? Только один человек пробился. Один. Из курса в тридцать пять человек. Делайте выводы, господа.
И поэтому, когда мне говорят о намерении поступать в творческий вуз, я хочу встать на колени (да простят меня за пафос, но мне это хочется сделать), и сказать:

«Милые мои мальчики и девочки! Я вас люблю. И желаю вам всего. И если бы была на то моя воля — я бы всех взял в свой театр. И все бы у меня играли. Но у меня пока (по крайней мере) — нет своего театра. И неизвестно, будет ли он когда-либо. Однако, дело не в том. А в том, что СОВРЕМЕННЫЙ МИР ЖИВЕТ ПО СВОИМ ЗАКОНАМ, ведомым только этому миру. Мы, взрослые, почти никто, этих законов НЕ ЗНАЕМ. И нам нечего вам сказать. Ибо все, что мы скажем — будет лишь маленькая толика правды под названием „этот мир“. Но если вы желаете знать, как бы я поступил на вашем месте, уже учитывая какие-то мои знания и опыт, я могу сказать, что бы сделал я.

Первое. Я бы обязательно научился делать в этом мире что-то еще, что бы приносило удовольствие и какие-то деньги. У вас ЭТО, конечно же, есть, просто найдите. Просто поищите и не ленитесь.
Второе. Не спешите. Театр от вас никуда не убежит. Если вы ЗАХОТИТЕ им заниматься — вы будете. Сначала немного узнайте жизнь, пооботритесь, пообщайтесь с разными людьми. Это важно.
Третье. Никогда не ждите от театра, что ОН ВАС ВОЗЬМЕТ И СДЕЛАЕТ БОГАТЫМИ. Служите ему и не хотите ничего взамен. И тогда, может быть, вам улыбнется ваша счастливая звезда, и однажды вы проснетесь... (а дальше, сами нафантазируйте, какими именно и где)...»
.

Удачи вам. А на фото — я с Любимой сразу после свадьбы. Это фото стоит у меня на подоконнике. И когда я просыпаюсь — Любимая смотрит на меня. И счастливо улыбается.

Театральная школа в Москве: среднесрочные курсы по всем творческим специализациям

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »