Меня неоднократно спрашивают, как должна выглядеть программа для поступающих в творческие вузы (колледжи), и что в нее должно входить. Я уже отвечал на этот вопрос у себя в блоге тут, но вопросы почему-то не иссякают. Поэтому — если интересно — то читайте.
Программа для поступающих в творческие вузы или колледжи должна включать в себя:
— 3-4 варианта прозы,
— 3-4 стиха,
— 3 басни.
Это НЕ ЕДИНСТВЕННОЕ, что должно быть в Вашей программе, но это то, что ОБЯЗАТЕЛЬНО должно в ней присутствовать. Далее — эти произведения должны быть разных жанров (комедия, лирика, драма или трагедия) и принадлежать к разному времени (традиционная и/или советская классика и что-то современное).
Традиционной классикой условно можно считать произведения, созданные до конца 30-х годов прошлого века. Советская классика определяется началом сороковых годов прошлого века. А современные произведения форматируются началом 90-х годов прошлого века (с начала фактического распада СССР) и по сей день.
Есть произведения, находящиеся на стыке этих периодов, когда грань определить довольно сложно. Тогда Вам нужно понять, в какое время (точнее, какой период) автор произведения имел наибольшую творческую активность. Например, Белла Ахмадулина трудилась и после распада СССР, в, так сказать, новейшей истории российского государства, но она по праву ассоциируется с советским периодом, принесшим ей наибольшую известность. То же самое можно сказать, например, и о Юнне Мориц.
А вот А.А. Ахматова, несмотря на то, что жила и творила, в том числе, и во времена СССР — прочно ассоциируется и отождествляется с русской традиционной классикой. Равно как и М.И. Цветаева, скончавшаяся на стыке вех «Серебряного века» и современности, продиктованной Второй мировой войной.
Основу Вашей чтецкой программы должна составлять классика (традиционная и/или советская). Тем не менее, даже если Вы берете советскую классику, это не значит, что традиционная классика совсем не нужна. Нужна, да еще и как! Поэтому - в Вашей программе ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть 1-2 произведения традиционной классики (по стихам и прозе). В некоторых вузах (или училища) — например — Щукинском или Щепкинском — чтение традиционной классики является почти негласным требованием. И это требование родилось не на пустом месте.
Дело в том, что основу студенческих отрывков и позднее — спектаклей все равно составляет «чистая» классика, по которой строится обучение. А значит, уже на этапе вступительных туров Вы должны как бы предложить себя в определенном «классическом» амплуа. Безусловно, то, что я написал сейчас — не совсем корректно, так как любое амплуа не имеет временной принадлежности (формата), а отражает психотип героя. В то же время, я нарочно допустил неточность, чтобы заострить внимание на пристальное исследование мастерами Вашей психофизики на предмет (степени) ее соответствия классическим героям (представлениями о них).
Что касается басен — то тут выбор не очень велик. Басня как формат (а это именно формат подачи литературного текста, а не жанр) в настоящее время используется редко, нечасто она использовалась и в советское время. Самыми известными баснями советского периода являются произведения Д. Бедного, С.В. Михалкова и С.Я. Маршака. Если мы берем традиционную классику — то тут выбор несколько богаче: это и И.А. Крылов, и Жан де Лафонтен, Л. Н. Толстой и А.П. Сумароков, Г. -Э. Лессинг и И.И. Дмитриев, а также М.В. Ломоносов.
Впрочем, и в советское время были такие хитренькие рассказы-полубасни. Например, мне очень нравились и нравятся произведения Феликса Кривина, особенно его «Полусказки». С одной стороны, это не басни в чистом формате, так как почти любая басня имеет все же сатирический подтекст. С другой стороны, его рассказы довольно социальны и точны тематически (и образно), что является непременным атрибутом любой басни. Так что — данный формат короткого рассказа, на мой взгляд, мог бы с успехом заменить традиционную басенную стилистику, если бы получил сейчас должное распространение.
Если мы берем требования (опять же, негласные) театральных (творческих) вузов России — то это, в основном, произведения Крылова или Михалкова (ну, или Лафонтена). Это не значит, что все подготовленные Вами басни должны быть их авторства. Нет. Но это значит, что 1-2 басни НЕПРЕМЕННО должны быть их сочинения. Лично мне из этих трех авторов более всего импонирует Михалков. Во-первых, он почти наш современник. Во-вторых (и это как следствие) у него понятный, простой и легкий язык. И он не менее социален. Басни Крылова все же — это, на мой взгляд, уже артефакт. Все же со времени, когда Крылов писал свои «вирши» — сильно поменялся язык. Да и некоторые образы, описываемые в его баснях, устарели (хотя, надо признать, большинство из них актуальны и сейчас). Хотя, в «Щуке» и «Щепке» например, более любят Крылова. Не знаю, откуда у них эта неземная любовь. Но вот любят — и хоть ты тресни.
Напоследок остановлюсь вот на каком важном моменте. Говоря, что любая басня — это формат (по сути — литературная аллегория, то есть, произведение, созданное С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ определенного литературного приема) — я имею в виду, что басни также могут быть разных жанров. Есть басни сатирические, есть комедийные, есть даже драматические и трагедийные! И пусть Вас не смущает, что в них используются образы зверушек. Любая басня ведь ИНОСКАЗАНИЕ, и мы, конечно же, всегда говорим о людях, точнее, об их поступках.
А как определить жанр басни? А Вы представьте (определите) размер урона от планируемых или совершенных действий основных персонажей. И тогда сразу все станет ясно. Например, «Слон и Моська». По сути, тут нет урона, героиня пиарится за счет сильных мира сего. Это комедийная басня. А вот — «Мартышка о очки» — это уже драма. Почему? А Вы попробуйте представить себе ситуацию, когда от действий такой вот «мартышки» зависит не только ее состояние, но и состояние (здоровье и даже жизнь!) многих других существ. Что она, не разобравшись в чем-то в силу своей узости и мещанского ума, — с легкостью отправит «на костер» возможные прекрасные и/или КРАЙНЕ необходимые вещи (или даже самих существ). Представили? Холодок пробежал по коже? Вот то-то и оно.
Итак, программа для поступления (поступающих) в театральные (творческое) вузы или колледжи России — не является тайной за семью печатями. Ее легко можно подобрать самому, согласно тем принципам, что я описал выше. Ну, или приходите к нам в театральную школу. У нас как раз идет курс для поступающих — неподалеку от центра Москвы — тут. Мы все подберем и отрепетируем должным образом.
До встречи.
Искренне Ваш,
Александр Баринов
P.S.: запись ко мне на занятия (страница в ВК)
запись в нашу школу по театру и кино
« Почему актеры играют плохо или кое-что о системе Станиславского (ч. 1) Лучшие русские актеры — по универсальности и по глубине »