Развитие речи – упражнения и нюансы

admin Рубрика: Заметки на полях,Метки: , , , , , , , , , ,
Комментарии выключены

развитие речиЕсли Вы вдруг решили, что Вам необходимо развивать Вашу речь – знайте, что это очень абстрактная цель. Существует еще множество «подцелей» этой цели. Но я не буду утомлять Вас подробностями и всевозможными деталями: достаточно сказать, что целей развития речи, в основном, — три:

развитие сценической речи; Собственно, это речь для театральной сцены;

развитие речи «для жизни». Искусство общения и все такое;

развитие речи для выступления (ораторское искусство). Думаю, это не нуждается в специальных пояснениях.

Как я уже говорил, «внутри» перечисленных целей «спрятались» и другие, более узкие – цели. Однако, данные цели имеют, в некоторых случаях, общий алгоритм достижения.

И даже – ОЧЕНЬ во многих случаях. Дело в том, что, по большому счету, правильная «сценическая» речь от правильной «жизненной» — не очень сильно отличается. Нет, отличается, конечно, но на этапе тренинга все это – одно. Написав это, я понимал, что это – и правильно, и неправильно одновременно. Ибо – как может НЕ отличаться речь «со сцены» от речи «в жизни».

А вот – может. И я сейчас поясню, в чем дело.

Сценическая речь – она более «громкая», более четкая по произношению звуков, более богатая «полутонами» (сменами действия). Скажем так, когда вы работаете в театральном спектакле – Вы должны понимать, что перед Вами большой зал, полный разнопланового народа, и тихие «интимные» интонации – тут вряд ли стоит допускать. При сценической речи – наибольшим образом работает диафрагма, и должна быть четче артикуляция. Что это такое, и какие существуют упражнения на их тренировку – я подробно рассказал тут.

Речь для выступления – многими моментами похожа на сценическую речь, но, поскольку она произносится в микрофон (как правило) – то сильная работа «живота» тут не требуется. Тут важна в первую очередь – действенность и слитность. О том, что такое действие (психологическое и психофизическое), и какие есть для него цели — я очень подробно рассказал тут.

Развитие речи для жизни – это немного другое. Для данной цели необходимо тренировать, прежде всего, слитность и четкость произношения (артикуляцию). Напомню также и то, что Ваша речь обязательно должна отражать Вашу индивидуальность, и тут я подробно пояснял, почему и КАК это возможно.

Если рассуждать в общем, то развитие речи (вне зависимости от ее формата и целей) должно включать в себя (как минимум) три основных элемента:

  • Действенность и целесообразность (причинность и следственность),
  • Сила и четкость каждого звука (артикуляция),
  • Слитность и определенный темп произнесения отдельных текстов (дикция).

Поговорим о том, что такое слитность речи, и как ее достичь. Слитность речи «сама по себе» — ничего не значит, поскольку она является структурным элементом системы развития речи. Но тренировать ее «раздельно» от прочих элементов — также можно и даже необходимо (особенно на начальном этапе). Впоследствии, когда Вы будете, так или иначе, владеть перечисленными выше элементами – можно (и даже нужно) будет тренировать все элементы в совокупности.

В свою очередь, слитность речи предполагает произношение определенных звуков с определенной частотой и в определенном темпе (на определенной скорости). Для тренировки слитности речи (дикции) и артикуляции (работы речевого аппарата: язык, губы, небо) обычно используются скороговорки. Существует ошибочное мнение, что скороговорки обязательно нужно говорить быстро. Нет и нет! Скороговорки на начальном этапе обучения нужно НЕПРЕМЕННО произносить медленно, чтобы обеспечить качественное произношение КАЖДОГО звука, соблюдая при этом слитность прочтения ВСЕГО текста.

Существуют скороговорки трех уровней, в зависимости от того, какое количество звуков в каждой их них прорабатывается. Если это 2-3 звука – это первый уровень. 4-6 звуков – второй уровень. Все, что более 6 звуков – третий уровень. Полезно также понимать, что цель скороговорок – не только сами звуки, а определенные звуковые конструкции (сочетания или наборы звуков), ибо каждый звук, встроенный в призму определенных сочетаний, необходимо произносить так же четко, как и — по отдельности.

Ниже я приведу Вам несколько наиболее эффективных скороговорок первого и второго уровней (третий уровень, думаю, для Вас пока будет сложноват). Впрочем, в последующих статьях я обязательно коснусь и скороговорок третьего уровня, дабы Вы не подумали, что я от Вас что-то скрываю.

1) Повар Петр, Повар Павел

Петр пек, а Павел парил,

Павел Парил, Петр пек,

Повар Павел, Повар Петр.

Несмотря на кажущуюся простоту, перед нами скороговорка второго уровня (жирным шрифтом тут выделены звуки, которые необходимо проработать). То есть, эти звуки ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно проговаривать, сливая слова так, чтобы между ними не было пауз. Получится вот что:

ПоварПетрПоварПавелПетрпекаПавелпарилПавелПарилПетрпекПоварПавелПоварПетр

Обратите внимание, что искомые сочетания звуков для проработки: «лп», «рп», «кп», «тр», «лпо», «лпа», «лпе».

2) Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

Это скороговорка первого уровня: прорабатываемые звуки: «с», «ш», «п».

ШлаСашапошоссеисосаласушку

Сочетания звуков для проработки: «саш», «пош», «сушк», «соса».

3) Тридцать три корабля

Лавировали-лавировали (3 раза),

Да не вылавировали.

Тридцатьтрикораблялавировалилавировалиданевылавировали

Это также скороговорка первого уровня: звуки для проработки: «т», «р», «л». А звуковые сочетания: «трикор», «вир», «вали».

4) От топота копыт

Пыль по полю летит.

Оттопотакопытпыльпополюлетит

Тоже скороговорка первого уровня для проработки звуков «т», «п», «л» и звуковых сочетаний «отто», «тпыльпо», «попо», «тит». Обращаю внимание на наличие «сдвоенного» звука «отто», и очень важно, что оба звука «т» прочитывались (если это не сделать – получится «отОпота копыт»).

5) Купи Кипу пик

Кипу пик купи

И купи Кипу пуха.

КупиКипупикКипупиккупиикупиКипупуха

В этой скороговорке первого уровня необходимо прорабатывать звуки «к» и «п», а звуковые сочетания – «купикипупи» и «пикипупу».

6) Цапля чахла,

Цапля сохла,

Цапля сдохла.

Цаплячахлацаплясохлацаплясдохла

Как Вы наверно поняли — это — скороговорка второго уровня. Основные звуки для проработки в ней: «ц», «ч», «с»,«п», «д». А основные звуковые сочетания - «цапля», «хлацап», «лясдох».

7) В шалаше шуршит шелками

Желтый дервиш из Алжира,

И жонглируя ножами

Штуку кушает инжира.

ВшалашешуршитшелкамиЖелтыйдервишизАлжираижонглируяножамиштукукушаетинжира

Это скороговорка второго уровня с основными звуками для проработки: «ш», «ж», «в», «н», «т», «р» и, в какой-то степени «л». Основные звуковые сочетания: «вшал», «шешурш», «тшелк», «мижелт», «рвишизал», «руяножа», «штукуку», «инжир».

Конечно, это не единственные скороговорки, которые Вам нужно использовать при развитии речи. Таких скороговорок в Вашей обойме должно быть не менее 15, причем, они должны быть направлены на произношение разных звуков и на достижение четкости произношения различных звуковых конструкций. Запомните, при произношении скороговорок нигде не допустимы паузы (заминки, пустоты), на пунктуацию (знаки препинания в тексте) мы не обращаем внимания.

Каждую скороговорку нужно произносить 7-10 раз в медленном темпе, а потом – через короткий отдых – переходить к другой. Как только Вы почувствуете и поймете, что прочтение дается Вам легко и все звуки «на месте» – ПОСТЕПЕННО наращивайте темп. Помните – скорость – это не самоцель. Это лишь другой уровень прочтения. Не всегда обязательный, кстати.

Искренне Ваш,

Александр Баринов

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »