
Сегодня я публикую свой анализ известных и не очень — площадок Москвы для аренды — с целью показа на них спектакля, перфоманса или выступления. В общем, всего, что имеет сценическую природу. Но в основном, это спектакли, конечно же.
Данная статья является как бы продолжением моего недавнего анализа рынка частных театров Москвы.
А цель настоящего материала — ответ на вопрос относительно РЕАЛЬНЫХ возможностей для театров (преимущественно, частных) по поиску АДЕКВАТНЫХ сторонних условий для продвижения своих спектаклей и своего творчества.
Если интересно — читайте.
Прежде всего, я уберу из своего списка большие и довольно дорогие площадки вроде «Дворца на Яузе» или «Планеты КВН». Играть там могут позволить себе, в основном, театрально-продюсерские компании, со «звездами» в составе. Или некоторые очень крупные частные или «брэндовые» государственные театры.
Исключу и сцены некоторых частных театров (вроде «La' Театр» на Хамовническом валу), где стоимость часа аренды равна или превышает аналогичные цифры в других местах за день/вечер. Вопросов к таким местам у меня нет, кроме одного: многие ли желающие могут себе это позволить...
Также оставлю вне списка всевозможные Дворцы культуры, молодежные центры и т.д., то есть, места так называемой «массовой культуры» (хотя там и попадаются весьма приличные, прямо-таки театральные залы), основной вид деятельности которых — околокультурно-спортивный досуг, вовлечение населения в ХОТЬ КАКУЮ-ТО АКТИВНОСТЬ без последующих глубоких намерений.
Как правило, атмосфера в таких местах — разгульная, сцена зала большая, но этакая, концертная, руководство озабочено вялотекущей КООРДИНАЦИЕЙ ВСЕГО «многошерстного» хозяйства. И - о каких-то серьезных продажах билетов ИМЕННО НА СПЕКТАКЛИ не может быть и речи. Театры там (почти) не приживаются или существует параллельным курсом, постепенно «скатываясь» в пучину масскульта.
Вот мои критерии к залу (площадке), из которых я и буду исходить в настоящей статье:
1. Вместимость: 50-300 мест
2. Не совсем в «глухих» или малонаселенных районах Москвы, близость от метро
3. Приличное оборудование (свет, звук, минимальный реквизит, нормальные гримерки, черный или похожий кабинет (возможно кулисы)) ИМЕННО для театра (или возможность быстрый адаптации под спектакли)
4. Адекватное руководство (весьма немаловажный критерий, так как «злые крокодилы» могут подпортить Вам показ и/или «подперчить» впечатление от места)
5. Ну, и по стоимости. Большинство частных театров Москвы имеют скромные финансовые накопления, это надо признать. Наиболее комфортная и самая адекватная сумма аренды для них — 10-12 тыс.руб. за одно мероприятие (спектакль), временные затраты на его проведение (въезд на площадку, монтаж-демонтаж декораций, технический или полный прогон, встреча и рассадка зрителей и, собственно, сам спектакль): минимум 7 часов.
Поэтому я разделил стоимость аренды на:
— условно ниже рынка (1,5-2 тыс/час за спектакль),
— среднерыночная (3-6 тыс/час за спектакль),
— выше рынка (7-15 тыс/час)
— непомерная (свыше 15 тыс/час).
В данном материале я излагаю собственный ОПЫТ, так как многие из описанных ниже площадок Москвы я лично ВИДЕЛ и нередко сам имел с ними дело. Поэтому то, что Вы прочтете ниже, — не умозрительно: там приведены весьма конкретные условия и контексты. И я часто ЗНАЮ, о чем говорю. Не понаслышке.
1. Дом-музей им. В.С. Высоцкого https://visotsky.ru/ — находится буквально в пяти минутах от метро Таганская — рядом с легендарной «Таганкой». Там нет своей труппы, зал существует исключительно для аренды. И надо сказать, он пользуется большим спросом, график заполняется на 2-3 месяца вперед.
Помещение в 130 мест (очень хорошее, кстати) обойдется Вам примерно в 70 тысяч рублей (10 часов аренды), и это фиксированно для всех. Не самая большая (и не слишком малая) величина в русле «альтернативных» площадок Москвы аналогичной вместимости и месторасположения, для которых аренда собственных площадей — ОСНОВНОЙ бизнес.
Вообще-то странно. Дом Высоцкого находится под контролем Департамента культуры Москвы, что видимо, должно предполагать более льготные условия для организаций, которые не имеют государственного или ярко выраженного спонсорского участия (а подавляющее большинство арендаторов — именно они). Безусловно, среди них есть часть платежеспособных клиентов. Но не подавляющая.
Но нет. Исключительно рыночные расценки (хотя и не самые высокие по Москве).
2. Частный культурный центр «Фламенкерия» https://flamenqueria.ru/ у метро Бауманская располагает залом вместимостью 150 мест, просторной сценой, комфортными гримерками. Стоимость 13-15 тыс. руб./час (будни или выходные). Минимальный срок аренды 4 часа. От метро до зала пешком минут 10.
Руководство доброжелательное. Цена СУЩЕСТВЕННО выше рынка.
3. Культурный центр «Зил» https://zilcc.ru/ (подотчетен Депкульту Москвы) обладает двумя более или менее пригодными для спектаклей площадками: «малый зал» (оборудованный «черным кабинетом» на 123 места) и «зал-конструктор» (114 мест, но он без кулис и задника, просто коробка). Стоимость часа аренды составляет 5 тыс. руб. (в ценах 2024 года, более актуальных данных у меня нет), минимальное количество часов — 8. «Большой зал» центра я не рассматриваю (там около 900 мест и условия — соответствующие).
От метро Автозаводская до центра — пешком минут 10-12. Руководство в целом отзывчивое.
4. Частный "Театр города М" https://mtheater.ru/ находится в 10-12 минутах ходьбы от метро Кропоткинская, в полуподвальном помещении большого жилого дома. Зал — вместимостью 60 посадочных мест, небольшие фойе и гардероб.
Стоимость аренды театра под мероприятие - 25 тыс. руб. за 6 часов (если больше — нужно доплачивать), в нее не входит гонорар службам по ведению мероприятия (а значит, общая сумма расходов будет выше, поскольку непременным условием сотрудничества театр называет техническое сопровождение).
В общем, есть определенные (и подчас специфические) ограничения. Ребята считают каждую копейку. Я понимаю, что все заботятся о своем маленьком хозяйстве, но случаются перегибы...
5. Частный «OFF-театр» https://off-theatre.ru/ — небольшое камерное пространство (подвальное помещение) на 70+ мест, в 5-7 минут пешком от метро Сухаревская. Собственной труппы у театра нет, аренда — основной и единственный вид деятельности. Аренда на 8 часов обойдется для желающих:
— в понедельник-среду - 20 тыс.руб.
— четверг - 30 тыс.руб.
— пятница—воскресенье — 35 тыс.руб.
Аренды пространства «театра» в будний день — одна из самых низких в Москве («ниже рынка»). Руководство адекватное.
6. Частный культурный центр «Мир искусств» http://miriskusstv.info/ занимается сдачей в аренду в основном танцевальных залов в Москве. Но один из залов — в 10 минутах пешком от метро Смоленская (60+ мест) — идеально подходит для камерных спектаклей.
С постоянными клиентами центр заключает договор на год, бронируя время согласно договоренностям. Стоимость аренды - САМАЯ низкая на рынке Москвы: 7 часов стоит 11-13 тыс. руб. Но есть жесткое ограничение по вечернему времени: ровно в 22-00 арендаторы должны освободить место (а не только зал).
Руководство неплохое.
7. Частный «Театр VS (Валентины Саянской)» https://vstheatre.ru/ предоставляет в аренду зал у метро Бауманская (примерно 10 мин пешком от метро) на 66 мест за 4,5-6,5 тыс. руб./час, что является средней ценой по рынку. Нужно иметь в виду, что на площадке нет боковых кулис, и «задника» тоже. Также расписание собственных спектаклей «вссовтцев» (или «саянцев»?) настолько плотно — что выкроить у них время на основной площадке — задача не из легких.
Недавно у театра открылась дополнительная площадка — на улице Ольховская (также чрезвычайно загруженная собственными спектаклями театра), условия аренды на сайте на данный момент не опубликованы. Площадка находится в глубине района, найти ее не просто. Нужно это иметь в виду.
Руководство адекватное.
8. О частном Театре «Три ступени» https://tri-stupeni.ru/ я писал в своем недавнем рейтинге частных театров. Недавно театр переехал на новое место — у метро Октябрьская (минут 15 пешком от метро). Маленький подвальный зал на 60 мест сдается в будни за 3 тыс. руб./час (минимальная аренда 10 часов), в выходные — за 5 тыс. руб./час.
То есть, сотрудничество со «Ступенями» в рамках одного мероприятия обойдется минимум в 30 тыс. руб. И это без учета работы технических служб.
Руководство нормальное. Цена средняя по рынку.
9. Частная Театральная студия для детей "ИРБИС« https://irbis-studio.ru/ . У них много „точек“ в Москве, на своем сайте они указывают, что являются самой популярной школой по театру для детей. Насчет „самой“ не знаю, но, по крайней мере, в масштабах и охватах им не откажешь.
Так вот, около метро Бауманская у „ИРБИС“ есть камерный и в меру оборудованный театральный зал на 60+ мест. Зал находится довольно далеко от метро, так просто их не найти. Стоимость 10 тыс. руб./час представляется излишне высокой (выше рынка), с учетом того, что „петлять“ от метро до площадки Вы можете ДОЛГО.
С данной площадкой дел не имел. Об адекватности руководства судить не берусь.
10. Частная Театральная лаборатория „Kuklab“ https://teatrkuklab.ru/ предлагает желающим два миниатюрных театральных зала — у метро Смоленская и у метро Аэропорт. Арендные ставки на Смоленской (зал на 35 мест): 6-8 тыс. руб./час, в зависимости от дня недели (пятница—воскресенье дороже), без учета технических служб. Зал у метро Аэропорт (25 мест) обойдется в 4 тыс.руб./час, без технических служб.
Залы очень маленькие, и, честно скажу — не ясно, за какие особые преимущества можно было бы платить подобные суммы. От метро Аэропорт идти до площадки минут 20, и то — не сразу найдешь. По „Смоленской“ — похожая картина, идти примерно минут 10. Понимаю, что всем надо зарабатывать. Но трезво себя оценивать тоже — нужно.
Я могу понять, когда среднерыночные ставки по аренде предлагают театры с более или менее широкой сценой и главное — все же с вместительными залами. Но тут — мест для зрителей — „кот наплакал“, сцена крохотная, а туда же...
С руководством данной площадки также сотрудничать не довелось.
11. Частный „Театр современной драматургии“ https://tsd.msk.ru/ у метро Менделеевская (от метро примерно 10 мин ходьбы) имеет собственную труппу и играет спектакли довольно плотно, поэтому арендовать у них сцену (с точки зрения свободного времени и даты) — невероятная ловкость и чудо. Но если Вам вдруг удастся „выкрасть“ у драматургов „островок вечернего времени“ — то это обойдется Вам примерно в 40 тыс. руб. за зал в 70 мест на 6-7 часов. На мой взгляд, это стоимость несколько выше рынка.
Руководство ТСД довольно адекватное и общительное. Но, повторюсь, со временем на площадке туго. Мониторьте ситуацию. ВСЕГДА.
12. Частный „Театр Всеволода Шиловского“ https://shilovtsy.ru/ имеет несколько площадок в Москве: одна — основная — на улице Петровка (у метро Театральная, 15 мин пешком от метро) с залом 100+ мест и вместительной сценой. И три других — в здании Театра музыки и поэзии п/р Е. Камбуровой у метро Спортивная (также — 15 мин): на 50, 90 и 100 мест.
Стоимость аренды площадок на Петровке и у метро Спортивная — от 70 тыс.руб. за 8 часов (без учета работы технических служб), что выше рынка. Точные условия аренды и в том, и в другом случае является предметом прямых переговоров с руководством Театра Шиловского.
Руководство — милое и разговорчивое. Радует. Но цены выше рынка.
13. В составе »Театриума на Серпуховской" https://teatrium.ru/ (подотчетен Депкульту Москвы) есть два зала: один рассчитан на более 1 тыс. мест (о нем я говорить тут не буду), другой — вместимостью около 300 мест. За последний — при аренде на 11 часов — Вы отдадите 130 тыс. руб. (без учета ведения спектакля местными техническими службами). До площадки идет довольно удобная (хоть и не самая короткая) прямая дорога от метро Серпуховская.
Думаю, комментарии излишни. «Театриум» — очень дорогая площадка. Руководство «понтовое».
14. Центральный дом работников искусств (ЦДРИ) https://cdri.ru/ — старейшая общественная организация Москвы со своим правлением, куда входит множество «звезд» театра, кино, музыки и т.д. ЦДРИ в одном здании у метро Кузнецкий мост имеет несколько залов для проведения мероприятий, в основном, концертно-информационного формата, хотя спектакли у них тоже случаются.
С точки зрения удобства проведения спектаклей более или менее классической формы — имеет смысл говорить о большом зале ЦДРИ вместимостью 250+ мест и камерном зале (120+ мест, но это просто «коробка», в нем нет задника и кулис). Хотя есть еще каминный зал: он также не оснащен «черным кабинетом», но очень антуражен и атмосферен, и при известной находчивости там можно проводить что-то «этакое» (60+ мест).
Как заявили в беседе со мной представители ЦДРИ, условия сотрудничества могут включать в себя помощь организации в распространении билетов (полностью или частично). Но существует ли все же фиксированная стоимость аренды (в любом случае) или ее как таковой может не быть (а стоимость использования зала компенсируется за счет реализации билетов на мероприятие) — выяснить не удалось.
Хотя что-то мне подсказывает, что "пороговая« величина аренды для резидентов все же присутствует — вне зависимости от долевого характера продаж. Но однозначно утверждать я не могу.
15. Центральный дом актера (ЦДА) https://www.rfcda.ru/ — наряду с ЦДРИ — еще одна почтенная общественная организация Москвы, расположенная на Старом Арбате (в 10 мин ходьбы от Арбатской или Смоленской) и имеющая несколько залов, я бы сказал, более театральной ориентации, включая полностью отреставрированный (и действительно хороший) „большой зал“ на 250+ мест.
Информацию по стоимости аренды залов ЦДА оглашает по телефонному разговору ТОЛЬКО директор (звонит сама — по факту получения администраторами телефонной заявки с номером телефона желающего; напрямую с директором „людям с улицы“ не связаться). Когда позвонит директор — никто не знает („как освободится“ — был ответ админов).
Детский сад.
А теперь информация, от которой (я это буквально предвкушаю) Вы будете в восторге. Хотя „Москва видала всякое“, но... думаю то, что Вы прочтете ниже — придаст многие силы на многие годы...
ИТАК!
16. Центр драматургии и режиссуры (ЦДР) https://teatrcdr.ru/ - подотчетен Депкульту Москвы и имеет в Москве 3 площадки: у метро Сокол (160 мест), у метро Арбатская (ул. Поварская, 88 мест) и у метро Беговая (в настоящее время закрыта на ремонт).
Аренда 14 часов сцены на Соколе обойдется Вам в „каких-нибудь“ 220 тыс.руб. (и это без учета работы технических служб), сцена на Поварской (хотя там и очень специфическое полуподвальное помещение, и от метро идти минут 15-20) — 150 тыс. руб. за аналогичное время.
Представители ЦДР заявляют, что с февраля 2025 года ЦДР плавно вольется в „Ленком“ со всеми вытекающими. А значит, можно предположить, что цены будут еще выше (а выше — куда???). В этой связи, хочется процитировать фразу из монолога А.И. Райкина: „Привет, ребята, вы хорошо устроились“.
Кто-то хочет арендовать?
17. Центр (Театр) на Страстном (ЦС) - учредителем которого является общественная организация: Союз театральных деятелей России https://nastrastnom.ru/— имеет зал 380 мест, где периодически проходят разные фестивали. Формально СТД (равно как и Центр на Страстном) — не государственные структуры, но Председателем СТД является директор „системообразующего“ в Москве театра „Современник“ В.Л. Машков — фигура, приближенная к самым высшим эшелонам российской власти.
На сайте Центра указывается, что он: „уникальная некоммерческая площадка Москвы“. Зал большой и хороший, никто не спорит, но не ясно, в чем заключается такая уж его уникальность. Выше я перечислил несколько похожих залов (менее вместительных, но все же). Кстати, насчет „некоммерческой составляющей“ Центра...
Аренда зала 12-14 часов обойдется Вам в сумму ОТ 250 тыс. руб. (а кулуарно называются цифры 300 тыс. руб.).
Мне кажется, власти Москвы весьма оригинально представляют себе „открытость“ контролируемых ими залов и их доступность в этой связи, ЩЕДРО наделяя своих сателлитов самыми благими финансовыми запросами и возможностями.
Выводы:
1. К сожалению, в настоящее время в Москве наблюдается ОСТРЕЙШИЙ дефицит бюджетных и одновременно качественно оснащенных (достойных) театральных площадок. Театры, у которых есть собственные (арендуемые ими) площади — стремятся по самые края наводнить время собственным репертуаром.
Другие же — для которых сдача в аренду является основной деятельностью, либо сильно завышают цены, либо, как в случае с „Миром искусств“ — делают очень неудобными процесс аренды, когда невозможно вообще что-то планировать на долгий срок, „время“ поделено между „своими“, а оставшиеся куски от пирога нужно долго и подчас с непредсказуемыми последствиями мониторить (и то не факт, что получится искомый или хотя бы какой-то результат).
2. Площадки с относительно высокой (7-15 тыс.руб./час) стоимостью аренды собственных территорий — чувствуют себя неплохо. Небольшие театры — для того чтобы сыграть хоть где-то в нормальных условиях — готовы выложить последнюю копейку; об экономической эффективности подчас не может быть и речи. И о каком-либо централизованном регулировании условий использования площадок, которые даже находятся в ведении Департамента культуры Москвы (как Дом-музей Высоцкого), — говорить не приходится.
На мой взгляд, их (эти условия) не регулирует вообще никто, рынок стихиен, и каждый воротИт, что может, и что хочет. Равно как и — вроде как логичного „братства“ среди альтернативных театров просто нет, потому что нет экономических правил игры рынка. Самое интересное, что рынок есть, он достаточно крупный и в последние годы являет собой МОЩНЕЙШУЮ конкуренцию для рынка государственных театров в Москве.
А регуляторов нет. Власти по сути говорят: „Делайте, что хотите. Не до Вас сейчас“.
И это понятно. Вопрос лишь в том, что именно делать. Ответ „ничего“ меня лично не устраивает еще и потому, что вопрос с регулируемыми государством театральными площадками является вообще ОСНОВНЫМ для системы развития альтернативных (частных) театров в Москве.
„Работайте над продажами билетов“ — скажет кто-то. — И тогда Вы можете позволять себе залы по рыночным расценкам. Есть же пример театра „Заячий стон“, которые до того развили соцсети, что могут позволить себе почти любой зал, чтобы не остаться в накладе».
Но продажи билетов в нише театрального искусства — отдельная песня. Это наука. Я знаю несколько театров, работающих в Москве давно и столько же примерно — трудящихся над продажами и привлечением зрителей. И не могу сказать, что они в этом преуспели.
Да, у кого-то получается филигранно, быстро и лихо продавать. Молодцы! Снимаю шляпу! Это и «Пространство внутри» Олега Карлсона, и «Циники» Андрея Донцова, и тот же «Заячий стон». И некоторые другие коллективы, о которых я писал в своем недавнем рейтинге частных театров Москвы.
Но давайте будем честны: таких коллективов единицы. У основной массы негосударственных театров продажи нестабильны и очень зависят от «сезонности» и прочих внешних факторов. СИСТЕМНОСТИ нет. А системность появляется тогда, когда есть сосредоточенность на определенном контексте деятельности, и есть свобода выбора и управления. Когда тебе не дышат в спину, и сам ты не бегаешь и НЕ таскаешь декорации перед и после спектакля, когда НЕ смотришь постоянно на часы, опасаясь «не успеть» в отведенное тебе арендной площадкой время.
Когда ты молод — подобные приключения воспринимаются «по приколу». А если — уже не так?
Да, рынок есть. Но он КРАЙНЕ разобщен и децентрализован. АБСОЛЮТНО не связан НИКАКОЙ экономической и творческой идеей (или моделью). Поделен стихийно на мини-сектора и так же стихийно ограничен коммерческими интересами и аппетитами субъектов.
И ВСЕ прекрасные усилия отдельных участников рынка распадаются, потому что... в нем САМОМ никто на самом деле не заинтересован. Субъекты заинтересованы сами в себе. А не в создании ОБЩИХ условий.
А должны ли они быть этим озабочены? Нет, конечно: каждый занимается собой и имеет на это полное право. А чем (или кем) тогда занимаются государственные органы? Департамент культуры Москвы? Союз театральных деятелей (который также располагается в Москве)?
Вопросы риторические.
Но я не только озвучиваю риторические вопросы, ибо тогда ценность данной статьи близится к нулю: все так или иначе догадываются о том, что изложено выше. Я говорю ПРЕЖДЕ ВСЕГО о том, что если рынок стихиен и если государство никак им не управляет (и даже неизвестно, планирует ли) — должны найтись люди (силы), которые бы взяли на себя хотя бы относительное регулирование этого рынка.
Вы, должно быть, знаете, что в последние годы госорганы АКТИВНО укрупняют и конгломерируют некоторые государственные театры Москвы? Так, «Театр на Мельникова» недавно был присоединен к «Малой Бронной», ЦДР скоро будет присоединен к «Ленкому». Ранее «Театр Джигарханяна» был слит с Театром Сатиры, а «Сфера» — с «Эрмитажем». И это не единичные случаи. Делается все крайне неуклюже, неумело и нелогично. Но я понимаю, что происходит.
Власти начали создавать этакие государственные локально-нишевые концерны с единой системой управления, что позволит, по их мнению, скоординировать отдельные коллективы, настроить и подчинить их единой творческо-идейной стратегии.
А почему бы негосударственным театрам не взять ситуацию в свои руки и не создать условно-совместное объединение (партнерство) для получения государственного гранта на «коллективное» помещение и создания на его основе «Содружества (Частных) Театров Москвы» (СТМ)? Речь идет о здании в 2-3 этажа и с 6-7 разными по величине залами. Создать единое юридическое лицо, куда войдут представители ВСЕХ коллективов на равной основе.
Совместно и билеты продавать будет проще — вследствие образования синергии (объединения) разных театральных аудиторий. К тому же, театры будут работать под теми же вывесками, что и раньше, свою идентичность они не потеряют.
И СТМ через какое-то время может стать крупнейшим в Москве театральным центром!
Я допускаю, что в этом случае (в перспективе) может произойти некий конфликт интересов («всем всегда хорошо не бывает»).
Но все же — это ГОРАЗДО лучше, чем ютиться по ветхим подвалам с пятью зрителями в зале или отдавать немалые суммы за аренду, фактически «подпитывая» владельцев площадок не только деньгами, но и аудиторией, которая параллельно мобилизуется в интересах арендодателей, «прирастая» к определенным местам.
Видимо, в ближайшей перспективе — помощи от государства (и его подконтрольных структур) ждать не стОит. Значит, нужно действовать самим.
Сейчас время такое...
Что ранее КАЗАЛОСЬ невозможным — сейчас ВНЕЗАПНО случается.
И предлагаемый мною план... —
— МОЖЕТ получиться.
Искренне Ваш,
Александр Баринов
P.S.: запись ко мне на занятия (страница в ВК)
запись в нашу школу по театру и кино
фрагменты моих аудио-разборов пьес
« Негосударственные театры Москвы (рейтинг) декабрь 2025