Режиссерские курсы или кое-что об актерских внутренностях

admin Рубрика: Позвольте представиться,Метки: , ,
Комментарии выключены

курсы по режиссуреНедавно общался со своей знакомой. У нее нет актерского (профессионального) образования, но она долгие годы «бьется» о стены многочисленных московских подмостков. Иными словами говоря, ищет свой театр и своего режиссера театра. Ее неоднократные попытки примкнуть к кому-то — остаются на данный момент невостребованными. Тем не менее, девушка «с головой» — одно время занималась бизнесом (и не безуспешно), имеет множество навыков и профессий. Занималась раскруткой одного (теперь уже) известного театрального проекта в Москве. Проект в последнее время стал довольно известен: прекрасные группы в ВК и других соцсетях, отличные стильные статьи...

А причем тут режиссерские курсы? И причем тут режиссура театра? А вот при чем. Многие мои коллеги, говоря о ее шансах выходить на сценическую площадку, — кидают ей такую фразу: «поздно» (ей около 40 лет). При этом, говорят ей те люди (режиссеры), которые, как им кажется, — владеют профессией. А что такое — режиссерская профессия? Давайте рассуждать здраво.

Любой абитуриент (или кто-то еще), желающий сделать режиссуру театра (или кино) делом всей своей жизни, — должен запомнить несколько моментов. Это КЛЮЧЕВЫЕ моменты. Они — не о технике. Они — о жизни. О людях, проще говоря. Потому что — человек работает с человеком. Со всеми его потрохами. И знаете, что? Режиссеру (если он действительно режиссер, а не игрун в себя) как воздух — требуются интересные человеческие «потроха». Ибо без них — ничего не сделаешь.

Режиссера не должен интересовать возраст актера. Он (возраст) вообще ничего не значит. Точнее, значит, но совсем не — как критерий отбора актера — к себе. Возможно, как критерий отбора актера на роль. Да и то не факт. Многие известные московские режиссеры не боятся ставить возрастных актрис на те роли, которым (по логике) требуется «молодняк».

И давайте не будем иронизировать над тем, как ИМЕННО происходит это назначение. Многие посчитают, что это результат исключительно теплых отношений режиссеров и некоторых актрис. Я тоже это слышал. И это есть. Но я пишу — совсем не о том. Я пишу не о частных случаях. Я пишу — о принципах и подходах. О мозгах режиссера я пишу, прежде всего. А не о том, кто ему дома варит суп и заштопывает носки. Давайте оставим это «за кадром».

Даже дело не в «семейственности». А в том, что ЛЮБОЙ актер играет... СОБОЙ. Своими мыслями, чувствами, переживаниями. Своею ЖИЗНЬЮ, прежде всего. А потом уже — техникой, действиями, и всем таким — о чем я так часто пишу в своем блоге. А значит, любой возраст — это как барометр прикосновения актера к роли. Барометр его пропуска к образу. Конечно, вряд ли имеет смысл «ставить» сорокалетнего актера или актрису на образы двадцатилетнего молодняка. Да и зачем это делать?

Молодняка должен играть молодняк (равно как и наоборот, и все эти «чудеса», когда возрастные роли играли ребята 15-17 лет — не более чем исключения из правил). А все остальные роли должны играть те, кто понимает и чувствует ЖИЗНЬ. У кого уже есть за плечами то, что ЗАСЛУЖИВАЕТ то, чтобы на это смотрели. Можно назвать это «опыт». Можно — «школа». Я называю это «внутренности». Мне очень нравится этот термин. Кто-то называет это «живой глиной». Кто-то — «человеческой сущностью». Что ж, let it be, как пели когда-то «Битлз».

Но сути это не меняет. Возраст — ничто. Внутренности — все.

К театру — все имеют РАВНОЕ право. Это не я сказал, это жизнь сказала. Конечно, кто-то мне станет рассказывать, как чудесно быть юным. Это чудесно, я не спорю. Но чудеса юного возраста — отнюдь не бесспорны. Уж для театра — тем паче. И — простите меня за банальность - хороши все возраста. Я сейчас не говорю о том, кто лучше, а кто хуже. Я говорю то, что НЕ В ВОЗРАСТЕ ДЕЛО. То есть, совсем. А в поиске индивидуальности. Можно в 15 лет ее не иметь? Можно. А в 30? Да. А в 70? Тоже — да. Открою секрет: некоторые ее ВООБЩЕ никогда не имеют. Как Вы понимаете, я имею в виду не жизненную индивидуальность, а индивидуальность сценическую.

А ее надо проверять. Через работу. Через роли. Через ощущения. И возраст тут — ни при чем. А при чем — сценичность.

А тот, кто определяет Вашу сценичность ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по возрасту... Друзья, не обижайтесь, но Вы напыщенные индюки, не любящие (и не почитающие) никого, кроме себя. Вы — бараны, к сожалению. Мне жаль, что я это говорю. Но я не могу иначе.

Потому что — режиссеры — как правило — эгоисты. Они там что-то себе надумали, и мир должен вертеться вокруг их великих замыслов. А замысел — всегда — один. И зовется он — поиск ПОДХОДЯЩИХ актерских внутренностей, откликающихся умом, чувством и (немножко так) техникой на предмет и повод постановки.

И обезьяну можно научить подтаскивать себе яблоко с помощью палочки. Но она никогда не станет гениальным продавцом. И собачку можно научить прыгать за закуской на три метра. Но она никогда не станет выдающимся спортсменом. Можно выучить дельфина, слона или даже моржа делать несложные трюки. Но нельзя одно. Нельзя передать им мозги. И душу. Хотя и то, и другое — у них несомненно есть. Но в каком-то своем качестве. Не в сценическом.

Моя мысль крайне проста. Если Вы (как режиссер театра или кино) градируете талант по возрасту — значит, Вас как-то совсем плохо обучили. Значит, Вы не поняли что-то главное в своей профессии. Значит, Вы прямо сейчас можете подойти к окну и выбросить все Ваши режиссерские курсы или дипломы — навсегда. Потому что — в театре важен не замысел. Важен — человек.

И ИМЕННО поэтому Ю.П. Любимов так возился с В.С. Высоцким (несмотря на все его отлучки и прогулы), понимая, что его (актера) нутро — позволяет ему сыграть одну из самых сложных ролей в истории мирового репертуара — Гамлета. Примеров этих много — их не счесть. Но дело не в примерах. Оно — в подходе. И самая важная мысль, которую я излагаю тут:

НЕ СМОТРИТЕ В ПАСПОРТ. СМОТРИТЕ НА ЧЕЛОВЕКА.

Мир вокруг неуклонно меняется. Меняются форматы, формы и краски. Неизменным на сцене всегда и везде остается одно. Человек. И когда Вы отринете все Ваши гениальные ходы, намерения и обиды — останется он. Человек. С ним Вы и будете работать всегда.

И тогда вопрос возраста для Вас станет ничтожным. Как и все в этом мире.

За исключением... человека.

 

Искренне Ваш,

Александр Баринов

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »