Театральная педагогика – это умение делать из нуля профи театра. Такое изречение я услышал недавно, и оно мне очень понравилось. Дело в том, что я этим и стараюсь заниматься в своей театральной деятельности. А зачем?
Если брать театральную историю (скажем, с начала 20-го века) – то первым педагогом в буквальном таком понимании является К.С. Станиславский. На его системе выросло множество величайших представителей театрального искусства: М.А. Чехов, Е.Б. Вахтангов, Ю.А. Завадский, которые впоследствии создали свои театральные школы, театры (направления) и даже свои театральные системы.
Станиславский создал новую эстетику театра, сформулировав роль и функции режиссера в постановочном процессе. В свою очередь, например, ученица М.А. Чехова М.О. Кнебель выпустила целую плеяду выдающихся режиссеров и педагогов, среди которых А. Эфрос, М. Буткевич, А. Васильев. И если брать всех выдающихся личностей театра 20-го века – получится, что они (в массе своей) – либо ученики К.С., либо ученики учеников (или последователей) Станиславского.
Причем, люди, «взросшие» на системе Станиславского – совершенно разных подходов к театру и к искусству режиссуры. Если мы говорим об учениках Кнебель – то это: мягкий и интеллигентный Эфрос, дотошный аналитик и методолог Буткевич, яростный фанат Васильев, создавший ни на что не похожий театр – «лабораторию образов».
Я это говорю к тому, что Станиславский смог в относительно непродолжительные сроки создать предпосылки к формированию таких театральных вертикалей и личностей, без которых современный русский театр вообще бы не существовал. Хотя, по своей сути, его «система» является и по сей день совокупностью определенных знаний о театре, которая постоянно дополняется набором новых упражнений и трактовок.
Пишу эти строки, и вдруг меня посетила мысль, что Станиславский был, по сути, — первый в России театральный продюсер. Или, по крайней мере, один из первых. Странно, правда?
Но вернемся к нашим реалиям. Несмотря на то, что театральный педагог – это человек, который должен быть одновременно и классным режиссером, и хорошим актером, и психологом, и методологом, и идеологом, - я бы хотел выделить один момент, без которого театральный педагог – никогда не сможет состояться. Это умение работать с актером, которое у каждого свое, как ни крути.
Надо понимать, что вообще вся театральная педагогика направлена на то, чтобы определить зоны максимальной заразительности (выразительности) у актера и расширить их (найти новые). То есть, найти то, что в человеке скрыто (или неявно проявлено) и научить его этим пользоваться.
Надо сказать, что я, занимаясь театральной педагогикой уже долгое время, вообще не знаю легких вариантов. Из тех, что «ты сказал – а человек сразу сделал». Ты всегда лепишь актера – как из глины. И бывает так, что ни один из известных методов «лепки» к человеку не подходит. Это очень долгий и утомительный процесс.
Кому-то надо показывать (как играть) на собственном примере. Другим (наоборот) — это совершенно не надо делать. Кому-то надо говорить, что такое «действия». Кому-то нет, но в этом случае нужно изобрести их аналог (чтобы действовало так же, но называлось бы как-то по-другому). Кому-то важно знать, что такое «сверхцель» или «сверхзадача», кому-то – это знать, наоборот, не нужно. С каждым человеком нужно нянчиться, подыскивая для его раскрытия свой, особенный алгоритм.
Театральная педагогика – это птичий язык. Для каждого человека необходимо найти свой птичий язык. Не бывает универсального птичьего языка, бывает лишь тот, который сможет максимально раскрыть студента. Единомыслие – это птичий язык, направленный на создание определенных систем театральных ценностей. Но единомыслие – это все же совокупность взглядов на театр, но не совокупность образовательных приемов и методов. Так, например, Станиславский и Немирович-Данченко были единомышленниками (хотя репетировали совсем по-разному). А Станиславский и Мейерхольд – не были.
Любой сильный режиссер и театральный педагог – сам — и система, и метод. Чтобы стать сильным педагогом и режиссером – Вам нужно изобрести свой метод. Возможно, он будет работать только в Вашем случае. Это и хорошо, и плохо. Хорошо – потому что Вы будете уникальны. Плохо, что никто не сможет его у Вас скопировать, ему придется придумать что-то свое.
Чем сильнее личность — тем уникальнее метод. И если Вы придумаете ни с кем не схожий — свой метод и свою шкалу театральных ценностей – то помните:
Вы сами – Станиславский.
А значит, время делать «звезд».
P.S.: а тут Вы можете присоединиться к нашей театральной мастерской.
Искренне Ваш,
Александр Баринов
« Ораторское искусство: просто о сложном Основные вопросы для поступления в театральный вуз »