Актерские тренинги: их разновидности и задачи

admin Рубрика: Заметки на полях,Метки: , , , ,
Комментарии выключены

актерские тренингиАктерские тренинги – не бывают «в общем». В их основе всегда – какая-то определенная задача. Решению такой задачи или проблемы — и подчинен любой актерский тренинг. Существуют следующие разновидности актерских тренингов:

1) краткосрочные курсы с полным погружением в предмет. Длительность таких тренингов составляет от одной до трех недель, в самом крайнем случае, месяц. Занятия ведутся почти каждый день, по много часов (6 или 8, в среднем). В день изучается по несколько предметов (вопросов, дисциплин), которые сменяют друг друга с небольшим интервалом для участников — на перерыв. «Погружение» в предмет с каждодневной практикой, конечно, полезно, вот только у меня всегда вызывала сомнение практичность подобных курсов в долгосрочной перспективе.

Например, какой-то человек прошел двухнедельный курс в январе. Хорошо, первые несколько недель он еще в тонусе. А потом – ему же этот тонус надо где-то поддерживать!? А как???? Я искренне сомневаюсь, что люди за 2-3 недели могут постичь все то, что иные постигают месяцами, равно как и — иметь возможности «поддерживать форму». И дело даже не в мастерстве конкретных педагогов, а долгосрочной фиксации учениками тех знаний и навыков, которые они получили в рамках курса.

Я искренне сомневаюсь, что за 2-3 недели можно обучиться театру или какому-то предмету настолько хорошо, чтобы этого «хватило» надолго. Да, какие-то элементы в этот период наверно можно взять. Но в целом, театр – это очень сложная штука, и быстро ему научиться, к сожалению, нельзя. Возможно, я в чем-то и ошибаюсь, но до настоящего времени никто меня в обратном не убедил;

2) среднесрочные курсы с частичным погружением в предмет. Такие актерские тренинги длятся обычно 2-3 месяца, по определенным дням 2-3 раза в неделю. На них обычно изучается ограниченное количество предметов (2-3 предмета или дисциплины). Среднесрочные тренинги всегда тематически заточены. Люди приходят на них не просто «изучить актерское мастерство», а с более приземленными и практическими целями, например, избавиться от страха публичных выступлений или подготовить программу для поступления в театральный вуз.

Забегая вперед, могу сказать, что среднесрочные курсы – самый оптимальный, на мой взгляд, вид актерского тренинга, поскольку он достаточно растянут во времени для того, чтобы материал успел «отложиться» в головах и сердцах участников, и в то же время — чтобы не превратиться в «бесконечно вкусный апельсин», когда у людей уже пропадает мотивация и сокращается интерес к происходящему на курсе. На таких курсах изучаются практические вопросы, сообразно целям участников, там нет «воды» и прочих условных знаний;

3) долгосрочные курсы, ставящие целью постепенное погружение в предмет, без интенсива. Длительность подобных курсов составляет обычно 5-7 месяцев, занятия начинаются ранней осенью и завершаются весной (обычно «с перерывом» на зимние каникулы – январь месяц). Обучение на таких курсах их организаторами приравнивается к обучению в театральной школе с широким охватом изучаемых предметов, как специализированных, так и не очень. Возможно, такой формат актерского тренинга и был бы полезен, но у него есть два ощутимых минуса.

Первый – в некоторых случаях на подобных тренингах зачем-то даются разные околотематические предметы, например, «история театра». Я искренне считаю, что историю театра знать нужно, если ты занимаешься театром. Но знание истории театра Вас к практическому освоению предмета обучения (актерского мастерства) — никак не приблизит. Я называю это «фоновым» знанием – нужным, но не первоочередным (не тем, что приведет к практическому результату). В конце концов, есть много книг по истории театра, и если есть желание и потребность (а главное, практическая необходимость) – можно с ними ознакомиться и самому. Для этого совсем необязательно «красть» из тренинга драгоценные часы, лучше их использовать на практические наработки.

Второйперерыв на «зимние каникулы». Есть такой термин «подводка к результату». Это когда ты выстраиваешь образовательный процесс таким образом, чтобы участники тренинга достигли кульминации (ощущения максимума) всех своих знаний, навыков и возможностей — к его финалу. Этот процесс нельзя загонять и нельзя его прерывать, он должен быть выстроен в едином темпе.

Так вот, к середине «нашего» долгосрочного тренинга (концу декабря) ребята «разбежались», они уже что-то умеют, почувствовали свои силы, им хочется улучшить рост, они еще не устали. И тут… на тебе! Каникулы. И не несколько дней или пара недель, а месяц. Со всеми вытекающими последствиями «постпраздничного» периода. Как Вы думаете, в каком состоянии ребята вернутся в начало февральского продолжения? Не в самом лучшем, скажем так.

И, фактически, в этот период группа скатывается если не своему начальному уровню, то, по крайней мере, к уровню на 30-50% себя поздне-декабрьского периода. А педагоги, вместо того, чтобы увеличивать набранную «высоту», — пытаются собрать все «в кучу», делая, по сути, двойную работу.

Поэтому я считаю, что польза от таких долгосрочных курсов — гораздо менее ощутима, чем от среднесрочных. Но, в конечном счете, все зависит от целей. Если Ваша цель – неторопливое прикосновение к театру с элементами дружеской тусовки – тогда, почему бы и нет? «Любой каприз за ваши деньги». Но если Вы хотите реально и серьезно подготовиться, выйдя «на пик» формы в нужный момент для достижения КОНКРЕТНЫХ задач – лучше среднесрочных курсов «зверя нет».

Как подбирать актерские тренинги? Вот несколько советов:

актерские тренинги не должны быть очень длинными (2-3 месяца – «потолок»),

— на них не должно быть много народа. Думаю, этот тезис понятен, «чем больше народу – тем меньше кислороду», то есть, в данном случае меньше внимания уделяется конкретному человеку (то бишь, Вам). Лично я считаю, что среднесрочные курсы с количеством участников больше 10-12 человек – не целесообразны,

желательно не посещать актерские тренинги и курсы «при театральных вузах», и в этой статье я подробно рассказал, почему,

— на тренингах не должно быть много предметов для изучения (мастерство, пластика или танец, и речь – этого вполне достаточно, если это, например, тренинги для поступления в творческие вузы),

— и перед поступлением желательно собрать подробную информацию о тренинге (кто педагог, какие отзывы, какая программа; и чем подробнее будет информация – тем лучше). Помните, истинно талантливые люди не утаивают информацию, а наоборот – делятся ей. И делятся щедро.

Надеюсь, что Вам повезет.

Удачи!

Искренне Ваш,

Александр Баринов

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »