В нашей театральной студии и в театральной школе я часто провожу занятия по тому, что называют актерское мастерство. И изначально сталкиваюсь с повсеместным непониманием, что это собственно такое, и с чем «его едят». Чтобы не отвечать постоянно и всем, в данной статье я собрал 5 наиболее распространенных мифов о том, что есть актерское мастерство и свои ответы, развенчивающие эти мифы.
Выкладываю. Возможно, кому-то это и пригодится.
Итак, миф 1: «Актерское мастерство» — это способ выражать эмоции».
Более странного изречения я не встречал. Чьи эмоции выражать? И как их выражать? Я понимаю, что это вопросы как бы продолжают предмет (вторичны к предмету), но вышеизложенное определение актерского мастерства только путает, но никак не дает полноценный ответ. А ответ, на самом деле, — крайне прост.
Актерское мастерство отражает совокупность профессиональных навыков актерского искусства, в основе которых заложен навык действования в предлагаемых обстоятельствах персонажа, совершаемого для достижения им определенной цели («сверхзадачи»). Вот и все.
Что такое театральное актерское действие?
Действие в театре и действие в жизни – не одно и то же, хотя что-то схожее между ними есть. В театре в основном используется психологическое, а уж потом – физическое действие. Психологическое и физическое действие усиливают или дополняют друг друга. Однако, говоря об «актерском действии в театре» мы, прежде всего, имеем в виду психологическое действие. Иногда его называют еще «психофизическое действие». Но данное определение все же не совсем точно.
Психологическое актерское действие в театральном искусстве — это направленный актером на партнера на сцене акт изъявления воли и чувств, связанный с достижением персонажем роли — определенной цели.
Запомните: существует действие персонажа, которое осуществляет актер в его образе. Ибо всегда – первичен актер, а персонаж – вторичен.
Любая цель определяется действием. Существует восемь выраженных действий (они имеют яркую эмоциональную природу) и еще несколько – невыраженных. Собственно, получить более подробную информацию о них можно в нашей театральной школе. Еще много о действии я рассказывал в данной статье.
Так вот, я сейчас расскажу то, чего нет в статье, на которую я дал ссылку выше. Итак, есть действие, которое актер в образе персонажа как бы «тянет» на протяжении всего спектакля (оно устремлено к его цели и называется «сквозное действие»), а есть цепочка более мелких «рутинных» действий, которые он совершает в русле данного «сквозного» действия.
Например, Гамлет (в исполнении Высоцкого), – обвиняет (это его «сквозное» действие). А его цель (по К.С. Станиславскому – «сверхзадача») – успокоиться (обрести пойкой, мир внутри себя). Для этого он совершает целый ряд мелких (ограниченных во времени) психических и физических действий – обвиняет (да, то же самое действие может быть и сквозным, и промежуточным – но на каком-то определенном этапе), убеждает, размышляет, вызывает на конфликт (взывает к Богу), и так далее.
То есть, действенная модель — как бы двухуровнева — основное («сквозное») действие, распространяющееся на весь спектакль вплоть до его финала, и прочие, ограниченные по времени, — действия, насыщающие «сквозное» действие.
Далее. Что за зверь такой «предлагаемые обстоятельства»? Это обстоятельства жизни персонажа в подробностях. Существует «ведущее предлагаемое обстоятельство» и «прочие предлагаемые обстоятельства». Ведущее ПО – это то событие, которое оказывает наиболее сильное влияние на жизнь персонажа, формируя тем самым его сквозное действие и цель.
Возвращаясь к классике, ведущим предлагаемым обстоятельством Гамлета является предательство его матерью памяти отца и скоропостижное ее замужество за его убийцей. Гамлет (по сквозному действию) – обвиняет (мать и отчима, да и многих вокруг, включая Всевышнего), а его цель – обрести покой. У Саши из «Фантазий Фарятьева» — ведущее предлагаемое обстоятельство – несостоявшийся брак с ее женихом — бизнесменом Бедхудовым, по сквозному действию она также – «обвиняет», а ее цель – найти свое особенное счастье («стать женой Бедхудова»).
Ведущее ПО всегда имеет яркую драматическую природу, оно еще называется «второй план» (в отличие от «первого плана» — тех действий, которые персонаж совершает в русле сквозного действия).
Надеюсь, Вы теперь понимаете, что я имел в виду, давая определение актерского мастерства в начале настоящей статьи?
Миф 2: «Когда актер играет – он играет для партнера».
Этот миф – порождение неточности понимания процесса театрального действия. Ибо у актера ВСЕГДА есть ТРИ ОБЪЕКТА ВНИМАНИЯ. Первый – это зрительный зал («зритель»). Второй – это партнер. И третий – это его ведущее предлагаемое обстоятельство. Система внимания современного актера – трехуровнева. Поэтому говорить, что он играет исключительно для партнера – не корректно.
Объект внимания актера нельзя путать с целью («сверхзадачей») его персонажа. Ибо цель – это то, куда стремится персонаж на протяжение всего спектакля. А объект внимания – на кого (или на что) распространяется «внешнее» (не сквозное) действие актера в образе персонажа — в определенных сценах. Хотя опытные актеры говорят, что сквозное действие – это, по сути, диалог актера в образе персонажа со зрительным залом. Возможно, это и так. Но лишь отчасти.
Миф 3: «Чтобы овладеть актерским мастерством – нужно обязательно поступить в театральный вуз».
Чтобы овладеть актерским мастерством – нужно попасть к хорошему педагогу. Сам факт попадания в театральный вуз – еще НИ О ЧЕМ не говорит. Точнее, он говорит о том, что у Вас будет диплом театрального вуза (если, конечно, дойдете до выпускных экзаменов). Но я знаю очень многих выпускников театральных вузов, которым этот диплом… как бы это мягче сказать? В общем, что он есть, что его нет. Он, конечно, помогает сниматься в сериалах, да и так — придает уверенность, что человек не с улицы пришел.
«Однако, — скажете Вы. – А как же без диплома попасть в театр?»
Во-первых, Вам все же нужно четче понять, рассматриваете ли Вы академический театр как место своей потенциальной работы (занятости). Сейчас существует весьма много различных театральных проектов и студий, которым требуются творческие люди. И «театр» в традиционном своем понимании сейчас – не самое лучшее место для раскрытия творческих способностей, поверьте мне.
То же самое относится и к кино, где сейчас играют вообще кому ни лень.
Если Вас интересует профессиональная сторона вопроса, то ни Смоктуновский, ни Папанов, ни Жженов, ни Ю. Никулин — не имели «традиционного» актерского образования. Но это не помешало им стать звездами отечественного театра и кино.
Поймите: я Вас не отговариваю от поступления в творческий вуз. Но я предлагаю просто ЗАДУМАТЬСЯ о перспективах. И понять, для чего Вам театр — в глобальном смысле, и чем именно в театре (как в системе знаний и навыков) Вы хотите заниматься, какое занять в нем место.
Потом, многие ведь хотят заниматься актерским мастерством – не для того, чтобы попасть в театр, а для жизни, так сказать. Ведь система театральной подготовки позволяет человеку высвободить свой природный потенциал и управлять своим вниманием, чувствами, мыслями. Может, это звучит высокопарно, но актерское мастерство позволяет стать хозяином собственной жизни.
Миф 4: «В Москве театральные студии и курсы сильнее, чем «в провинции».
Совсем нет. В Москве – театральные студии более «раскрученные», чем «в провинции». Много отличных театральных школ и студий есть, например, в Московской области, и в других областях. Ибо – Москва не есть творческая клоака, поймите Вы это. Москва – это своеобразный бренд жизни, и все отрасли (включая театр) подчинены этому «бренду». Но не каждый бренд – лучше по качеству продукции «местного разлива». Бренд определяется масштабами и рекламой. Не более того. Не поступите в Москве – езжайте в Питер или в другие города. Хороших педагогов, на самом деле, много. И далеко не все они живут в Москве. Знайте это.
Миф 5: «Самые сильные школы актерского мастерства – в таком-то вузе».
Сейчас понятие качества театральных вузов – существенно размылись. На первое место вышло качество отдельных мастерских. Это связано с тем, что на первом месте (для руководства вузов) – имя педагога, а потом уж – его профессиональные (педагогические) навыки. Не всегда «раскрученный» актер или режиссер – хороший педагог, вот что я имею в виду. Абитуриенты (многие) «клюют» на имя, а потом…
В общем, надеюсь, что Вы поняли мою нехитрую мысль.
О некоторых неплохих театральных мастерских в Москве я говорил тут. Читайте.
Искренне Ваш,
Александр Баринов
« 10 вопросов и ответов для поступающих в театральные вузы Театральный спектакль «Варшавская мелодия»: как создавался, с чего начинался »