Что бы кто ни говорил — мы имеем богатейшую культурную историю и традиции. Точнее, имели. Те, кто создавали нам их — теперь далече. Точнее, их просто нет. Они умерли. Они умирали страшно. Многие. Так уходили наши кумиры.
Нет, я реалист, и все понимаю. И знаю, что каждый — кузнец собственного счастья, и все такое. Что каждый создает свою собственную судьбу. И если — под конец жизни — такое происходит, значит, человек создавал свою жизнь и судьбу как-то не так. Но — не все же. Не все.
Но мне важно не это понять. Мне важно понять, существует ли тенденция — плата за успех в виде поломанной судьбы — и не только творческой, но и человеческой? И насколько виновато или не виновато общество в том, что происходит в конце жизни с нашими кумирами?
Конечно, сказать «общество» — это ничего не сказать. Вот вы — несете ответственность за то, что происходило с нашими «знаковыми» актерами или артистами, писателями или учеными — под конец их жизни? Думаю, что вы ответите отрицательно. Вы в этом не виноваты. А кто виноват?
Можно быстренько сказать: «государство». Отсюда следует, что надо немедленно начать разбираться с государством. Но ведь не государство виновато, что почти всю творческую жизнь после «Королевы бензоколонки» не снимали звезду «Карнавальной ночи» и «Неподдающихся» Юрия Белова, который умер в долгах и в забвении, тяжело больным человеком.
Что после всенародного обожания героя Александра Демьяненко — Шурика (главного героя культовых комедий Леонида Гайдая) — актер до конца своих дней почти не снимался (если не считать нескольких эпизодов) и умер в нищете.
Что — плата за всенародную любовь Ноны Мордюковой проявилась в тяжелой наркомании сына, что по сути (и по форме) и убило великую актрису.
Что во время своей творческой карьеры Любовь Полищук не получила НИ ОДНОЙ главной роли в кино, довольствуясь — хоть и блестяще сделанными — эпизодами. А противостояние с Юрием Любимовым Леонида Филатова — вылилось в серьезнейшее заболевание (паралич) актера, с которым он боролся более десяти лет, но так и не смог победить. Такая же судьба (не по заболеванию, но по сути), к сожалению, постигла и всенародно любимого по «Шерлоку Холмсу» — «Инспектора Лестрейда» — Борислава Брондукова, и «Гостя с юга» из «Чародеев» Семена Фараду.
О последних годах и обстоятельствах кончины Михая Волонтира (легендарный Цыган из одноименного советского сериала) — можно говорить долго... Равно как и об обстоятельствах тяжелого недуга всенародного кумира Николая Караченцова — в результате автомобильной катастрофы, из-за которой актер уже более десяти лет находится на попечении супруги Людмилы Поргиной и фактически прикован к постели...
Список можно продолжать. То, что объединяет эти и другие случаи: великие творческие натуры, цвет нашей культуры — уходили в немощи, нищете и одиночестве.
— Нет, ну есть же и другие примеры, — скажете вы. — Например, Олег Ефремов — успешный и народно любимый актер, режиссер и худрук легендарного МХТ (МХАТа). Да, под конец жизни он болел, но сравнительно недолго. Или — Иннокентий Смоктуновский, до самой своей смерти снимавшийся в разных картинах...
Но это скорее — исключения из правил.
И — ни вы в этом не виноваты, ни я не виноват. Не виновато и государство. Тогда КТО???
Я думаю, в этом виновата (отчасти) специфика профессии. Слишком много она дает благости в виде всенародного внимания, обожания и любви. И большую (едва ли не непомерную) требует за это плату, в некоторых случаях.
Что же делать молодым творческим людям? Не сниматься и не играть, что ли?
Нет. Все это делать надо. Но надо отчетливо знать, какая может быть цена. И подстилать соломку, и не одну. Надо понимать, что творчество — это привилегия. Большая привилегия. Это — когда все — по-максимуму. Максимум получаешь. И отдаешь тоже максимум. И не только творческой энергии. Но и бытовых благ, благ в отношениях — тоже.
Творчество — это одна большая разменная монета. Ты отдаешь много. Потом получаешь много. Но потом опять приходится отдавать. Без перспектив что-то получить. Не все это понимают в начале пути, к сожалению. Этому не учат в гитисах и прочих вузах. Это нигде не написано. Но тенденция глобальной расплаты за привилегию заниматься творчеством — налицо. И она — тотальная такая.
Я не думаю, что это единственная причина подобного ухода большинства наших «звезд» (уходящих или ушедших кумиров). Каждый путь индивидуален, как ни крути. Но думаю, что это одна из ключевых причин. Что-то есть в этом всем — мистическое. От любви — до ненависти. От симпатии — до обожания. От небес — до пропасти. И обратно.
Или нет?
« Три русских художественных фильма про театр и не только Театральное искусство: о важнейшем творческом элементе »