Когда мне звонят люди, чтобы записаться ко мне в театральную школу — они часто спрашивают, мол, а подойдет ли мне заниматься театром? У меня уже заготовлена на этот случай дежурная фраза, звучащая как: «А чего вы ждете от театра?» И этот — вроде бы невинный и простенький вопрос — рождает просто гигантское количество ответов. Хороших и разных.
Одна девочка, пришедшая ко мне в группу недавно — ответила: «Чтобы надо мной перестали смеяться». Я тут, конечно же, принялся говорить ей о том, что мы даже и не замечаем со стороны, как мы бываем (причем довольно часто) смешны и нелепы. И что — я тоже часто бываю — смешон и нелеп. И не надо этот стесняться, бояться, и от этого зажиматься. Но...
А все-таки? Зачем обычному (нормальному) человеку заниматься театром?
Тут надо сделать одну небольшую ремарку.
В театральную студию люди приходят, как правило, в одном из трех случаев:
- Чтобы раскрепоститься, перестать зажиматься,
- Чтобы организовать знакомство с противоположным полом под невинным предлогом,
- Что-то хотят, а чего не знают, и вот, почему бы им не позаниматься, например, театром?
— А как же призвание, намерение реализовать ТАЛАНТ? — спросите вы. — По этой причине никто не приходит, что ли?
Таких, как вы описываете — единицы, к сожалению. И я не злобствую. Просто опыт есть.
Но — и одни, и другие, и третьи, сами того не подозревая, не решают приходом в театр свои проблемы. Они ПРИОБРЕТАЮТ все новые проблемы. И одна из таких проблем зовется:
«Болезнь театром».
Сразу поясню. Театр — он как наркотик, он засасывает. При том, что он засасывает вне зависимости от цели прихода. Это как воронка для купальщика. Не зависимо от того, с какого берега ты нырнул — будешь там же.
То, от чего освобождает театр — он освобождает от рутины, в которой все мы находимся. Дает возможность окунуться в детство. И познать все его ощущения. Мы однажды сидели с другом на скамейке зимой и видели, как маленькая девочка лет пяти катается на санках с горки. После каждого подхода, оказываясь уже внизу горки, — девочка издавала коротенький смешок. И опять летела к ступенькам, ведущим на самый верх.
— Почему она это делает? — спросил мой друг. — Почему она смеется, как скатится?
— Удовольствие получила, — ответил я.
Театр дает определенную толику НЕОСОЗНАННОГО удовольствия. Почти счастья. Почему «почти»?
Потому что — это все же игра. А она — иллюзорна. Это игра в жизнь, так или иначе. Но самая глубокая игра из тех, что я видел.
И теперь — когда мне зададут очередной насущный для кого-то вопрос — я уже знают ответ.
Театр нужен, чтобы каждый день чувствовать себя счастливым.
Вне зависимости от целей.
Вне зависимости от социального статуса.
Невзирая на возраст.
Потому что театр — не имеет возраста. Там нет старых и молодых. Но есть эта воронка. Раз засосет — не выплывешь.
ВОРОНКА СЧАСТЬЯ.
Емкий ли это ответ?
« Отход от всех чудесных правил... Об утраченных высотах Андрея Макаревича »