Что и как — можно рассказать интересного — о своей работе

admin Рубрика: Заметки на полях,Метки: ,
Комментарии выключены

как интересно рассказать о своей работеКонечно же, — вопрос «Что можно рассказать интересного и как это сделать – применительно к своей работе» — рождает ответный вопрос: «А зачем это делать? И кому?». Я сейчас поясню.

Как я уже говорил неоднократно – тут и тут – чтобы Ваш рассказ был по-настоящему интересным (причем, неважно, в какой теме или сфере) – необходимо соблюдение, по крайней мере, двух условий. Первое – Вы должны быть искренне увлечены Вашей работой или Вашей «темой». Второе – Вы должны адресовать свой рассказ тем людям, с которыми у Вас одинаковое понимание ценностей.

Да-да, между Вашей работой и Вашей «темой» – есть разница. И звучит она примерно так: «что в Вашей работе Вы делаете для себя, а что – для «работы».

Бывает так, что Ваша «личная тема» находится внутри системы координат Вашей работы. Бывает так, что это почти одно и то же (но это – реже). Бывает так, что Ваша работа и Ваша «тема» – находятся в разных плоскостях Вашего сердца. Точнее, Ваша тема – находится в сердце. А работа – нет.

И это странно. Потому что – в идеале – Ваша работа должна быть выражена в том, что очень сильно приближено к Вашему сердцу, но Вам за это еще и платят. Обычно – и это происходит очень часто – но люди за деньги выполняют совсем не нравящиеся им вещи. И что? Приобретая деньги (причем, как правило, очень незначительные), они теряют свое время и свое сердце, так как – занимаясь не любимым делом – они выжимают из себя постоянное усилие.

А жить в постоянном усилии – невозможно. Точнее, можно, но это чревато частыми заболеваниями, плохим самочувствием и поганым настроением. Поэтому – чтобы интересно рассказать о своей работе — Вам надо найти, за что Вы ее любите. Только не нужно отделываться дежурными словами, вроде того, что «я могу здесь построить свою карьеру» или «я тут получаю хорошую зарплату».

Поймите, Вы же не для анкеты сейчас говорите. И не для того, чтобы кто-то Вас заметил или одобрил. Вы говорите сейчас – ДЛЯ СЕБЯ. А Вы – это тот человек, которому врать не надо. И лукавить не надо тоже с ним. Вас никто не похвалит и не поругает, если Вы себе соврете. Но – если это произойдет – внутри останется какой-то неприятный осадок. Вроде, все правильно, но «высек себя сам». И ничего не получил взамен. Откровенность же не оплачивается и не возмещается ничем. А надо ли было тогда — юлить?

Да и потом – что Вы приобретете, если соврете-то? Ничего. А зачем тогда это читаете? Бросьте сие бесполезное занятие, выйдите на улицу, проветритесь, попейте пивка или покатайтесь на лыжах. А если все же хотите найти ответ на свой вопрос – то сидите и читайте.

Так вот. Чтобы Вам суметь интересно рассказать про (или описать) Вашу работу – Вам нужно понять, за что Вы ее любите. И находится ли Ваша личная тема в системе координат Вашей работы. И какое именно место она там занимает (если находится, конечно).

Иными словами, совпадает ли система (координат) ценностей Вашей работы с Вашими личными ценностями.

И запомните: любовь, это то, куда (или зачем) Вам хочется идти. Не – то, что надо. И не то, что следует. А то, куда Вы хотите. Куда Вас ноги несут. Вот это значит – любовь.  И это есть – «Ваша тема».

Чтобы Вы не подумали, что я занимаюсь морализаторством и учу жизни, сидя на абстрактной подушке своего собственного «я»  – приведу собственный пример. Возможно, Вы еще не знаете (так вот, знайте), что двадцать лет своей жизни я провел (работал) в российской корпорации развития (бывший Внешэкономбанк). Я сейчас не буду разбирать, что мною двигало в начале моего профессионального пути (а театральное образование – у меня третье, а первое – экономическое). При поступлении на работу – я вообще ничего не знал, не понимал и не умел. Шел, куда глаза глядят. Вот и пришел:))

Но, на каком-то этапе моего «бытия» в корпорации – я понял, зачем я там находился. Я учился общаться. И учился писать.

Мне всегда очень нравилось писать. Но я изначально это не умел. Нет-нет, я никогда не был мега-талантом, который – только взял в руку перо (или карандаш) и блокнот – и сразу все пошло-потекло. Нет-нет. И придя на работу в корпорацию в возрасте 16 лет – я писал (излагал свои мысли на бумаге) довольно плохо. Но мне было интересно научиться делать это хорошо. Я чувствовал, что с этим могло быть связано мое будущее.

А чтобы я не ленился – судьба преподнесла мне новый сюрприз. Точнее, я сам его себе преподнес. А судьба была не против. Через три года после завершения учебы в моем первом институте (а я закончил МГИМО, как-никак) – родители предложили мне поступить в аспирантуру. Кроме работы в корпорации у меня на тот момент ничего не было, ни семьи, ни каких-то особых увлечений (спорт был, но он был скорее хобби). И я согласился и поступил.

Возможно, Вы не знаете (так вот, знайте), что обучение в аспирантуре – это море писанины. Я сейчас не буду очень вдаваться в подробности. Но обучение в аспирантуре – сопряжено с необходимостью написания научно-практических статей и последующим их размещением в ведущих профильных журналах России. А значит, мне не только пришлось учиться быстро и правильно писать.

Мне пришлось — общаться с редакторами этих журналов, учитывать все их бесконечные правки и замечания. И отсылать им отредактированные (скорректированные с учетом правок) статьи вновь. Чтобы вновь получать и получать. Правки и замечания. И так – до бесконечности.

Пока, наконец, к тебе на почту вместо очередных «редакция Вашей статьи от…» не придет сообщение: «Ваша статья принята и будет опубликована в нашем журнале тогда-то и так-то». И это – самое лучшее мгновение в жизни. Было у меня тогда. 

И – качество (в любом деле) – это только количество (написанного, пройденного, повторенного) и учет замечаний (правок, подходов). За первые свои статьи мне сейчас стыдно. Корявые, кургузо написанные – как их вообще принимали? А ведь принимали же…

Кстати, в корпорации в тот момент за меня тоже «взялись»: пришел новый директор департамента, мужик весьма скрупулёзный и въедливый. Первым делом, он прочитал все мои экономические заключения (а я в то время работал финансовым аналитиком и готовил заключения по инвестиционным проектам). И на первой встрече он меня так «размазал», что я дня три не мог прийти в себя. Куда там редакторы научных журналов! Они показались мне в тот момент сердобольными дедушками и бабушками по сравнению с этим мужиком!

Этот мужик вывернул меня всего наизнанку со своей жуткой конкретикой, он научил меня видеть суть вещей и не отвлекаться на те детали, которые не становятся частью «главного». И он стал моим первым серьезным редактором, моим первым РЕАЛЬНЫМ учителем. И первым… критиком и читателем. Потому что – он читал не «благодаря», а исходя из конкретных целей очень конкретного заведения и очень конкретного департамента. Он вывел мои тогдашние навыки на новый уровень, а вместе с тем – моя личная тема тоже вышла на новый уровень. Я видел только эту грань.  И я ей следовал.

Новый директор департамента огорошил меня и встряхнул. Я понял, что надо учиться быстрее, что надо стараться сильнее. Намного сильнее. И настал момент, когда редакторы научных журналов стали брать мои статьи почти без каких-либо правок

После ухода из корпорации (когда стал понимать, что мои индивидуальные задачи все решены, и мне нет больше смысла там находиться) – я продолжал и продолжаю много писать на разные темы и в разных сферах – экономика, театр, литература. Но я это делаю (делал) на том мощном фундаменте, что получил в Корпорации.

И я теперь понимаю, что все редакторы, и упомянутый выше начальник департамента – и многие другие люди – оказывается, готовили меня в мое первое свободное (через несколько лет) плавание. Они были моими тренерами – для достижения мной лучших результатов в моей теме. А моя работа тогда (та система социальных ценностей, в которой я на тот момент находился) – стала лишь фоном, инструментом для достижения моего личного прогресса. И не более того.

Понимаете теперь?

Вот о чем я сейчас писал? О том, сколько мне платили? О том, каких ступеней я достиг в карьерной лестнице? О том, с кем я дружил и с кем я был? И с кем я пил? Нет. Я писал о том, как реализовывалась моя индивидуальная мечта. И от чего зависела моя комплексная победа и свобода. О своей теме. О том, что мне близко. О своих ценностях.

И именно об этом Вы пишите и говорите всегда, применительно к своей работе (или тому, что Вы делаете, или к тому, что можно рассказать интересного). Вовсе не о том, как и за чем Вы собираетесь следовать. Не о мнимой системе «корпоративных ценностей», ибо любая такая система все равно зиждется на индивидуальных интересах очень конкретного человека с очень конкретными СВОИМИ задачами и взглядами на жизнь.

Пишите о том, что Вас беспокоит и вдохновляет в русле Вашей темы. И это всегда – самое ценное. Потому что – Вы не робот. Вы – есть Вы.

Самое интересное и самое причудливое создание из всех на Земле.

И ничто Вас не заменит. И не подменит. Если конечно... Вы останетесь собой.

Искренне Ваш,

Александр Баринов

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »