Как сделать карьеру в театре и кино (часть первая)

admin Рубрика: Заметки на полях, Интересные странички,Метки: , ,
Комментарии выключены

карьера в кино«Как сделать карьеру в театре или кино?» Это такой очень странный вопрос. Но мне его задают постоянно. Поэтому отвечаю.

«Карьера» — для творческого человека — понятие довольно условное. Ибо — еще в начале или середине двадцатого века — никто из людей, занимающихся творчеством, — не был ориентирован на выстраивание карьеры изначально.

Однако, конец двадцатого и начало двадцать первого века — внесли немалые коррективы в системы ценностей творческих людей, вынудив многих из них, так или иначе, задумываться над вопросами продвижения своего творчества. Особенно это коснулось тех, кто занимается театром и кино. Почему? Тут все очень просто.

Актерская специфика (если мы сейчас про нее говорим) такова, что она не имеет четкого предмета обмена (продажи). Да, есть Ваше лицо, фигура, роли, но это не художественное полотно, не скульптура, не декорация, наконец. Актерство не имеет четко выстроенной материальной структуры общественных обменных отношений. А значит, необходима ПЛАНОМЕРНАЯ работа по выстраиванию своей системы ценности в этом мире. Данная ценность всегда имеет две стороны (как монета или медаль): узнаваемость (популярность) и востребованность. И это, как ни странно, ВОВСЕ не одно и то же. Популярность — вещь довольно непостоянная, эфимерная и сиюминутная. Она может случиться раньше или позже. Или — не случиться вообще (да, я Вас разочарую, такое тоже бывает). Но то, над чем Вам следует трудиться изначально — это над востребованностью.

Востребованность — это Ваша узнаваемость в узких профессиональных кругах. Вы можете не быть популярны (узнаваемы для широких масс), но Вы можете быть востребованы. Еще раз говорю - работайте не над популярностью, а над востребованностью. Популярность — есть некий нелогичный, но при этом — возможный итог (результат, продукт) востребованности. Но — даже если не итог — к популярности стремиться невозможно — ни логически, ни технически. Это — примерно как стремиться к хорошему осеннему урожаю зимой. Сначала надо весной засеять поле. Потом — молиться на погоду. Потом — все удобрять и пестовать. И лишь потом — (можно) получить урожай. Популярность — вишенка на пироге. Нельзя стремиться к вишенке. Но можно пестовать пирог.

Чем раньше Вы начнете стремиться к востребованности — тем лучше. Некоторые родители уже с младых лет отдают своих детей на детские кастинги — в рекламу, сериалы, что-то еще. Мне неприятно говорить такое — но подобный подход — правилен для выстраивания творческой карьеры. Ибо мир театра и кино — крайне узок, несмотря на гигантское количество видеопродукции, что делается сейчас — во всем мире и в России. И — в нем «выживают» те, кто а) имеет постоянный послужной список (читай — опыт) и б) связи (читай, знакомства с теми, кто набирает команды и не только с ними).

Только не надо из-за связей «бухаться в кипяток» и совершать разные необдуманные поступки. Я это сейчас девушкам говорю. Связи надо НАРАБАТЫВАТЬ (четко, планомерно, постоянно), а не покупать. Как? Вопрос интересный, не шибко простой, но и не очень сложный. Однако, я пока вернусь к родителям с детьми.

Итак, чем раньше Ваше чадо начнет «крутиться» в творческой бизнес-индустрии — тем лучше. Конечно, это таит в себе определенную опасность. Прежде всего — в том, что чадо может уверовать в некую простоту процессов собственной адаптации и на каком-то (как правило, подростковом) этапе — свернуть «не туда». Тут важен жесткий родительский контроль. Хотя он и не залог успеха, но стараться контролировать — все же необходимо. Тем не менее, кастинги являются весьма быстрым (или, во всяком случае, более быстрым, чем другие) путем к востребованности. Попав один раз в «оборот» — можно потом находиться в нем — сколь угодно долго. А «засветка» в масштабных творческих проектах — если не автоматический пропуск к востребованности, то, по крайней мере, весомая к тому заявка. Ничего не вечно в мире. Но есть правильный запуск процесса. И в творческом мире это — работает.

Далее (это я не только родителям сейчас говорю). Знакомьтесь — со всеми. Не только с кастинг-директорами, но и с операторами, режиссерами, продюсерами, вообще — СО ВСЕМИ. Если Вы думаете, что нужно знакомиться лишь с теми, кто, по Вашему мнению, «необходим» — выбросьте эти Ваши «знания» из головы (и чем быстрее Вы это сделаете — тем лучше). Вы даже и не представляете себе, как иногда ведется поиск тех, кто нужен для съемки фильма или сериала. Рассказать Вам? Охотно.

Я тут не буду пестрить многочисленными примерами — важен принцип, ведь так? Как Вы думаете, с чего обычно начинается поиск тех, кто нужен? Отнюдь не с творческих анкет или фото, коим имя в компьютерах селекционеров — легион. Конечно, актерские анкеты в базе тоже смотрят, но... этак в сто пятую очередь. Так вот, сначала вспоминаются те, кто «рядом» (хорошо знаком членам съемочной группы, быстро доступен для связи). Потом — те, кто не рядом, но кто запомнился. Далее — просят совета тех, кто «рядом» и иногда — тех, кто «запомнился». Потом — все садятся в комнате эфира (или в какой-то другой комнате — это не суть важно) и вспоминают, вспоминают... А уж потом (многие промежуточные, но не менее важные звенья данной поисковой цепи я опущу) — садятся за анкеты, устремляясь в экраны компьютерных мониторов.

Конечно, съемочным бригадам нельзя «подсаживаться» на одно и то же «лицо» постоянно. Поэтому важно, чтобы Вас знало как можно большее количество народу. Тогда есть шанс — сделать востребованность фактически бесперебойной. Логика ясна?

Возможно, некоторые посчитают, что то, что я говорю — прописные истины. Это их право. Но почему-то прописные истины в первую очередь забываются (или отвергаются). Моя задача — поставить Вам мозги на место. Если они уже давно там и если Вы мучаетесь или давно устали от сумасшедшей востребованности, льющейся к Вам со всех сторон аки наводнение Ниагарского водопада  - не читайте этот материал. Вы же все и так отлично знаете! А для остальных продолжу.

Существует универсальное «правило трех», важное для строительства любой востребованности:

1) постоянная работа по развитию (рассылка анкет, регистрация в базах и покупка (обмен) контактов кастинг-директоров),

2) знакомства, знакомства и еще раз — знакомства (со всеми, с кем ни попадя),

3) участие в некоммерческих проектах.

На последнем пункте остановлюсь особо. Многие выпускники творческих вузов (особенно кинематографических) затевают свои фильмы. Это фильмы как учебные, так и выпускные. И есть еще — такие хитрые проектики «с прицелом». Прицел в данном случае — ясен: участие во всевозможных фестивалях, конкурсах, тусовках и так далее. Обязательно отсылайте свои актерские данные и туда. Во-первых, в отличие от «театралов» — «киношники» — люди гораздо более ушлые и пробивные. Заметили они — заметят и другие. Во-вторых, среди тех, кто окончили творческие вузы — некоторые будут уж точно связаны с сериалами. Понятно, к чему я клоню? Если неясно — почитайте примеры чуть выше.

Ну, и в-третьих. У тех, кто снимает кино сейчас — есть куча знакомых, которые подбирают себе актеров или персонал — по тому принципу, что я указал выше.

Для того, чтобы выстроить себе востребованность — не гонитесь изначально за деньгами. Создавайте связи. А — что делать тем, кто пришел в театр и кино в уже зрелом возрасте и хочет сделать себе карьеру в театре и кино — я расскажу в последующем материале.

Искренне Ваш,

Александр Баринов

 

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »