Кое-что о режиссуре театральных и театрализованных представлений

admin Рубрика: Заметки на полях,Метки: , ,
Комментарии выключены

режиссура театрализованных представленийЕсть такая специальность как «режиссура театральных (театрализованных) представлений». Считается, что она – не очень серьезная. Это же не драматический театр, наконец. Это такое сценическое шоу, очень близкое к понятию «режиссура праздников». Недаром в некоторых вузах специальность так и называется: «режиссура театрализованных представлений и праздников». И в массовом сознании эти две области – сходятся воедино, образуя этакий маскультовый сценический винегрет. И отношение к подобной режиссуре не у всех серьезное.

Хотя, надо сказать, что ничего особенно легкого или искрометного в режиссуре театральных (театрализованных) представлений – нет. Это такое же ремесло, в некоторых случаях гораздо более сложное, чем режиссура театра и кино. Почему? Давайте разберемся.

  • Во-первых, праздник празднику – рознь. Есть детские праздники, есть праздники, приуроченные к каким-то особым датам. Есть свадебные праздники, наконец. И – каждый праздник предполагает особое качество (и количество) постановочных задач.
  • Во-вторых, праздники также различаются по технической организации. Как Вы понимаете, организовать детский утренник несколько проще, чем шоу-программу со ста участниками, среди которых танцоры, мимы, солисты, и так далее.
  • В-третьих, необходимо понять, где (в чем) режиссер оставляет  (роняет) частичку своей души. Да-да, я совершенно серьезно. Если, например, режиссер театрального спектакля выражается в постановке и выражении темы, идеи и сверхзадачи спектакля, о которых я подробно писал тут, то – режиссер театральных представлений – в чем? Конечно, в любом театрализованном номере (представлении) может и должна быть своя тема. Пример? Пожалуйста: шоу Вячеслава Полунина. И смешное и грустное. Об одиночестве человека в этом мире.

Кстати, недавно я писал о том, какие темы существуют в театральном пространстве. Вот тут – приведены актуальные темы современной драматургии. Можно использовать их — в Вашем театрализованном представлении. Можете найти какие-то еще. Но тема – должна быть. И это – без вариантов. Нет темы – нет номера. И режиссера тоже нет.

В идеале, конечно, каждый режиссер театральных (театрализованных) представлений должен создавать постановочный номер (или номера), исходя из собственного ощущения жизни. В этом, кстати говоря, еще одна сложность, ибо у режиссера театральных спектаклей – богаче палитра жанровых и выразительных средств. Он может взять и такую красочку, и такую. А театрализованные представления – жанр по определению – легкий. То есть, грустно там быть не должно. Может, но только очень местами. И немного так…

Как же сделать так, чтобы было легко и одновременно – глубоко по мысли? Тут нет четких рецептов. Хотя – есть один. Некий универсальный залог качественного результата. И он зовется…

Команда. Режиссер театрализованных представлений просто обязан иметь собственную команду профессионалов-единомышленников. Наличие такой команды именно в данном случае представляется гораздо более важным, чем в случае классической театральной режиссуры. Почему?

Потому что постановка театрализованных представлений обычно осуществляется в сжатые сроки, и попросту «нет времени на раскачку». Композитор должен заранее понимать, какую музыку использовать, хореограф должен понимать, какой пластический рисунок нужно создавать. Художник (сценограф) – должен знать, какое будет оформление сцены. Помощник режиссера (а таковой непременно должен быть) – должен понимать, где и как достать определенные предметы декорации и реквизита, как организовать отдельные моменты постановочного процесса, чтобы объединить необходимых участников. В идеале, конечно, в команде режиссера театрализованных представлений должен быть звукорежиссер и мастер по свету, однако, во многих случаях этого не происходит. А жаль. Ибо в сценической постановке не бывает мелочей. Каждый – на вес золота.

Важно, чтобы команда режиссера театрализованных представлений могла работать с разными жанрами, порой, и с экспериментальными. Это расширяет спектр возможностей и создает вариативность (гибкость) подходов.

Но главное – чтобы команда режиссера театрализованных представлений говорила на одном творческом языке. Это самое важное. Чтобы каждый участник команды мог практически без слов понять, что нужно делать. Ведь команда – это не тогда, когда люди работают вместе. Это наличие универсального коллективного взаимопонимания. Команда есть, когда каждый понимает другого, когда не надо объяснять. Это, кстати, относится к любым творческим акциям, требующим коллективного исполнения.

Важно также, чтобы режиссер театрализованного представления мог (и не стеснялся) делегировать свои функции другим – особенно, если необходимы рутинные действия. Бывает так, что режиссер все процессы зацикливает на себе. Это неправильно. Нужно учиться и уметь доверять другим. Надо верить в других. И не брать на себя избыточную нагрузку. А зачем?

Помните, что Вы знаете и понимаете не все в этом мире. Да, у Вас внутри есть какая-то картинка. Но это общая картинка. Вам нужно уметь доверять Вашим единомышленникам. Я помню, как я однажды делал театральный спектакль. И я не знал, какую музыку использовать на «основную» тему. Мой композитор Андрей Чанцев – предложил одну мелодию. Мне она не понравилась, я считал, что она не слишком выразительна.

Шло время, спектакль близился к завершению. А музыкальная тема все не находилась и не находилась. Я облазил весь Интернет, прослушал свои старые записи (а я коллекционирую разную музыку). Все было тщетно. Никакой подходящей музыки я не находил. И когда почти все было готово, и наступил момент снова обратиться к музыкальному озвучиванию – я опять вернулся к музыке, предложенной ранее композитором. И – о чудо! – она оказалась именно тем, что было нужно. «Налезла» на мой спектакль, как костюм на фигуру.

«Как ты понял, что было нужно?» — спросил я композитора. В ответ он улыбнулся и пожал плечами.  Нет-нет, все было необходимо. Необходимо, чтобы я начал поиски. Необходимо, чтобы я ничего не нашел. И необходимо было, чтобы я-таки доделал (хотя бы вчерне) спектакль, прежде чем опять вернулся к музыкальному оформлению. Цикл замкнулся. И я понял то, что давно мог понять. Но изначально понять мне — было не дано.

Бывает и наоборот. Музыка становится побуждающим стимулом, смыслом создания театрального (театрализованного) номера, спектакля, шоу.

У меня такое тоже было. Как-то раз мне нужно было сделать небольшой номер для отчетного концерта Дворца молодежи Подольска. Я стал думать над концепцией номера, но в голову ничего не приходило. Как-то раз вечером я сел и послушал свою любимую музыку, записанную на компьютер. Мое внимание привлекла композиция, которая мне всегда очень нравилась. Но я ее как-то забыл. И услышал, когда слушал многие треки – в тот момент вечером. Я вдруг понял, что хочу сделать что-то сценическое под этот музыкальный орнамент.

И я стал слушать эту музыку все больше и больше – и стал представлять. Важно помнить, что есть три структурных составляющих любой музыки, «диктующих» образ любого сценического (постановочного) номера:

  • ритм,
  • эмоциональный фон,
  • талант (качество, энергия) исполнения музыки.

В тот момент мне «сделали номер» все эти три компонента. Номер прошел «на ура». Но в его основе «лежала» музыка.

Надеюсь, что этот небольшой рассказ, так или иначе, был Вам полезен.

Искренне Ваш,

Александр Баринов

Театральная школа в Москве

Театральная школа в Москве
« »